Свинг-клубы и пенсионеры. Записки из австрийского Граца
Жители австрийского Граца — публика закрытая и к чужим относятся вежливо, но холодно. Кроме того, здесь в моде национализм, который не принято скрывать.
К примеру, у коренных жителей есть заведения “для своих” — бары, клубы или огражденные забором места для пикников с пивом и живой фолк-музыкой.
Нередко в выходные здесь можно увидеть разодетый в национальные одежды местный бомонд — мужчин в серых с зеленым пиджаках и женщин в платьях с корсетами, направляющихся в заведения, где чужие их не побеспокоят.
Впрочем, несмотря на холодное отношение к иностранцам, Грац стал магнитом для беженцев из Ирака, Чечни, африканских стран и бывшей Югославии.
Всего в 10 минутах ходьбы от центральной площади находится Griesplatz — эмигрантский район. Но будьте осторожны — здесь происходит больше всего преступлений в городе.Одно время из‑за обилия пожилых людей Грац в шутку называли Пенсиополисом
Однако визитная карточка Griesplatz и прилегающих к ней улиц — бесчисленные турецкие (часто курдские) кафе, где за €2–3 можно съесть отличный кебаб с бараниной и овощами. Здесь также расположены балканские рестораны-гриль и пекарни, предлагающие на завтрак свежие буреки (пироги с сыром или мясом) и кефир.
Еще одна деталь, которая бросается в глаза, если свернуть с проторенных туристических маршрутов,— изобилие легальных борделей, стрип- и свинг-клубов, эротик-видеозалов и секс-шопов. По самым скромным подсчетам, в городе функционирует более 200 заведений для взрослых, то есть по одному на тысячу жителей.
Неудивительно, что жители Граца не спешат обзаводиться семьями. И это отражается на демографии. Одно время из‑за обилия пожилых людей Грац в шутку называли Пенсиополисом. Ситуацию исправили молодые эмигранты, а также студенты, приехавшие грызть гранит науки в пяти местных университетах.
Гулять по Грацу с путеводителем скучно. Традиционный джентльменский набор исторические достопримечательности—музеи—крепость Шлосберг займет день-два, и город останется в памяти просто красивой картинкой. Поэтому лучше знакомиться с ним, наблюдая за жизнью местных.
Для этого вполне сгодится центральная площадь Hauptplatz — одно из наиболее людных мест в городе. Вместо того чтобы фотографировать старинные здания из‑за спин японских туристов, лучше возьмите жареных каштанов в палатке рядом с трамвайной остановкой и отправляйтесь гулять.
Каштаны — дело сезонное, их продают осенью и зимой. А вот булочками со всевозможными сосисками за €2–4 и пивом можно подкрепиться в любое время года. Тогда как в рождественские дни пальму первенства стритфуда держат напитки: глинтвейн, пунш и горячий шоколад.
На площади Hauptplatz есть одна интересная деталь — супермаркет Billa. Местные его не любят, поскольку прямо у входа обычно толпятся наркоманы в ожидании дилеров, а приняв дозу, уходят в астрал прямо под рекламой колбасы и помидоров. Это все происходит на глазах у полиции и под окнами мэрии.
А вот центральная улица Herrengasse своей многолюдностью напоминает киевский Крещатик. По ней стоит пройтись ради импровизированных концертов уличных музыкантов. Даже в будние дни здесь можно услышать в исполнении студентов местной музыкальной академии классические фортепианные произведения или кавер-версии композиций гитариста-виртуоза Джимми Хендрикса.
Для любителей сладкого в Граце есть три места: кафе Sacher, известное легендарным одноименным тортом, кондитерская Heindl, где продаются шоколадные конфеты c каштановой начинкой, и лавка с самым вкусным в городе домашним мороженым CharlyTemmel.
Кроме того, центр города служит лакмусовой бумажкой социальных настроений, поскольку именно здесь проходят все митинги и демонстрации. На них выходят все, кому не лень,— курды-беженцы, протестующие против ИГИЛ, ксенофобское движение ПЕГИДА, антифашисты и местные “зеленые”, озабоченные очередным промышленным строительством. И это еще не полный список.
А если устанете от города, езжайте в деревушку Таль, что в 6 км от Граца. Это малая родина знаменитого Терминатора — Арнольда Шварценеггера. Покатайтесь там на лодке или прогуляйтесь возле озера, где всемирно известный бодибилдер сделал предложение своей будущей жене Марии Шрайвер.
Журналист Олеся Олешко работает над исследованием в области новых медиа в Венском университете, а последние полгода живет в Граце
Хотите рассказать интересные факты о своем городе? Пишите нам на адрес travel@nv.ua
Материал опубликован в №15 журнала Новое Время от 24 апреля 2015 года