Драмы и фантастические истории. Семь увлекательных фильмов о художниках, которые стоит посмотреть
Кадр из фильма Черные перья (Фото: Артхаус Трафик)
В четверг, 13 ноября, в украинский прокат выходит фильм Черные перья — драма о художнике комиксов. NV предлагает подборку фильмов о художниках и искусстве, которые стоит посмотреть.
Искусство всегда обладало способностью захватывать и будоражить, открывать перед зрителем невидимые миры, эмоции и истории тех, кто создает красоту. Оно позволяет заглянуть за кулисы творческого процесса, увидеть, как рождаются шедевры, и почувствовать, что стоит за блеском и популярностью художника.
Именно об этом рассказывают семь фильмов из этой подборки: от камерных драм о моделях и художниках до документального взгляда на уличное искусство и фантастических историй, где рисунки создателей оживают в реальности.
Девушка с жемчужной сережкой, реж. Питер Уэббер, 2003
В снятой по роману Трейси Шевалье драме оживает история загадочной модели с самого известного полотна Яна Вермеера. Юная служанка Грит (Скарлетт Йоханссон) приходит работать в дом нидерландского художника (Колин Ферт) и постепенно становится частью его мира — мира тишины, цветов и света. Зритель переносится в Нидерланды XVII века, где повседневная жизнь сливается с творческим процессом. Каждый кадр напоминает живую картину, полную нежности и напряжения, а момент создания Девушки с жемчужной сережкой становится кульминацией взаимного познания художника и его музы.
Большие глаза, реж. Тим Бертон, 2014
В отличие от привычных для Бертона готических фэнтези, Большие глаза — яркий, жизненный и одновременно мучительный фильм о реальной художнице Маргарет Кин, чьи трогательные картины с детьми и женщинами с непропорционально большими глазами стали сенсацией 1950−60-х. Но мир узнал о них под именем ее мужа, Уолтера Кина, который присвоил творчество жены, объясняя цинично, что «женские картины не покупают».
Фильм раскрывает не только историю художницы, но и механизмы манипуляции и гендерного неравенства в мире искусства. Под внешним лоском успеха скрывается глубокое одиночество и борьба за собственный голос. В этой ленте Бертон отходит от фантастики, и предлагает драму о мужестве выйти из тени и вернуть себе право на имя.
Я соблазнила Энди Уорхола, реж. Джордж Хикенлупер, 2006
Я соблазнила Энди Уорхола, или Девушка с фабрики предлагает познакомиться с ярким и одновременно разрушительным миром нью-йоркской богемы 1960-х. Это история музы поп-арта Эди Седжвик — светской львицы, которая стала частью мифа вокруг Энди Уорхола. Его легендарная Фабрика была одновременно художественной лабораторией, клубом и театром жизни, где искусство, провокация и саморазрушение существовали рядом.
Встреча с Уорхолом открыла Эди дверь к славе, но и стала началом ее падения. Ослепленная блеском, она потеряла ощущение себя, так же, как ее кумир превратил эмоции в массовый продукт. Через историю их связи фильм рассказывает о двух сторонах поп-арта: свободе и потреблении, творчестве и цинизме.
С любовью, Винсент, реж. Доротеа Кобела, Хью Велчман, 2017
Уникальный в мировой истории кинематографа фильм, полностью нарисованный масляными красками, С любовью, Винсент — это живой портрет Винсента ван Гога, созданный самими художниками. Более 100 художников из разных стран, среди них и украинские, воссоздали 65 тысяч кадров в стиле полотен мастера, оживив более 120 его картин. Результатом стала удивительная визуальная симфония, где каждый мазок несет эмоцию, а мир Ван Гога будто дышит сквозь краску.
Сюжет фильма рассказывает о молодом Армане Рулене, который отправляется передать утерянное письмо покойному брату художника. Его путешествие превращается в попытку понять загадку смерти Ван Гога и одновременно постичь его жизненную философию. Через воспоминания, письма и встречи с людьми, которые знали художника, зритель постепенно погружается в эмоциональный мир художника: в его боль, одиночество и бесконечную любовь к жизни.
Выход через сувенирную лавку, реж. Бэнкси, 2010
Дебютная режиссерская работа легендарного стрит-артиста Бэнкси — это и документальный фильм, и мистификация, и ироничный комментарий к самой природе современного искусства. Лента рассказывает о французском эмигранте Тьерри Гуетте, который, поселившись в Лос-Анджелесе, начинает навязчиво снимать все вокруг на видеокамеру. Случайно он попадает в среду уличных художников, становится их хроникером и в конце концов встречает самого Бэнкси. Но когда объектив камеры разворачивается на него самого, история приобретает неожиданный поворот.
Выход через сувенирную лавку — это остроумное и одновременно тревожное исследование феномена стрит-арта, который вырос из протеста против коммерциализации, но сам стал ее частью. Бэнкси раскрывает, как подпольное искусство теряет аутентичность, как только попадает в галереи и сувенирные лавки.
Бархатная бензопила, реж. Дэн Гилрой, 2019
Острая сатира на мир современного искусства показывает, как за громкими рецензиями и гламурными выставками скрываются лицемерие, жесткая конкуренция и культ денег. В центре истории — влиятельный арт-критик Морф, который стремится оставаться честным в мире, где все продается. Его жизнь меняется, когда находят коллекцию картин таинственного умершего художника Диза, созданных буквально «кровью и болью». Эти жуткие полотна мгновенно становятся предметом спекуляций галеристов, коллекционеров и дилеров, но вместе со славой в мир искусства входит нечто темное и зловещее. Изящный жанровый эксперимент начинается как драма о поп-арте, а заканчивается фильмом ужасов, где само искусство мстит своим эксплуататорам.
Черные перья, реж. Дилан Саутерн, 2025
Черные перья уже называют одной из лучших работ Бенедикта Камбербэтча, который воплотил главного героя ленты. Он — художник комиксов, который после внезапной потери жены пытается в одиночку воспитывать двух сыновей. Из-за боли и отчаяния он теряет связь с реальностью, и его рисунки начинают оживать: огромный черный ворон, созданный его рукой, преследует семью, становясь олицетворением грусти, вины и нерешенных эмоций. Эта мистическая фигура одновременно пугает и помогает героям открыть путь к новой жизни.
Фильм, который выходит в прокат 13 ноября, является экранизацией бестселлера Макса Портера У печали есть крылья и сочетает драму, мистицизм и семейную историю. Саутерн сделал ставку на натуральность, чтобы максимально передать искренние эмоции. По этой причине, вместо использования CGI для прорисовки ворона, команда использовала проверенные временем методы — сочетание грима, физического сочетания игры Эрика Лампарта голоса Дэвида Тьюлиса и немножко грима.