Согласно традиционной инвестиционной логике, золото считается «безопасной гаванью» — активом, к которому инвесторы обращаются во времена кризисов, покидая более рискованные инструменты, такие как акции. Однако в августе индекс акций S&P 500 также достиг рекордного максимума и, как и золото, остаётся близким к этой отметке.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Традиционно инвесторы, следящие за этими рынками, ожидали, что цены на золото и акции будут двигаться в противоположных направлениях. Это обеспечивало так называемый «хеджирующий» эффект золота — оно компенсировало потери (и рост) акций. Но поскольку одновременно растут и надёжное золото, и рискованные акции, ценность золота как более безопасного актива в нестабильные времена может снижаться.
Анализ исторической динамики цен на золото показывает, что цены на него росли в ответ на нефтяные шоки 1970-х годов, когда мировая экономика скатывалась к рецессии. В конце 1990-х золото подешевело на фоне стремительного роста фондовых рынков, а затем — в период восстановления мировой экономики после 2009 года.
Однако с тех пор траектории золота и акций стали в значительной степени совпадать. В новом исследовании, в котором я принимал участие, были рассмотрены несколько причин, по которым эти традиционно противоположные силы начали сближаться — и почему «эффект безопасной гавани» у золота постепенно исчезает.
На данный момент мировая экономика выходит из периода высокой инфляции и высоких процентных ставок. Центробанки понижают ставки (ожидаются дальнейшие снижения), что стимулирует потребительские расходы и бизнес-инвестиции.
Показатели экономического роста в целом демонстрируют положительную динамику, как и корпоративные прибыли. Кроме того, в экономиках наблюдается позитивный настрой в отношении потенциала искусственного интеллекта и его роли в повышении производительности и экономического роста. Всё это вместе объясняет рост фондовых рынков.
Однако геополитические риски, особенно связанные с вторжением России в Украину и напряжённостью на Ближнем Востоке (в частности, с Ираном и атаками хуситов в Красном море), вызывают обеспокоенность как у участников фондового рынка, так и в более широком экономическом контексте. Эти факторы могут серьёзно повлиять на ключевые международные товары, такие как нефть и продовольствие.
Риски связаны и с торговой политикой президента США Дональда Трампа. Особенно с учётом его непредсказуемости: пошлины то повышались, то их введение приостанавливалось, а затем они вновь вводились — но уже на иных условиях, нежели объявлялось ранее.
Как геополитические конфликты, так и торговая политика Трампа создают риски и неопределённость для мировой экономики. Это может объяснить, почему инвесторы обращаются к золоту — повышая тем самым его стоимость.
Но и этого недостаточно, чтобы объяснить, почему спрос на золото настолько высок, а его цена держится у исторического максимума. Чтобы понять это, нужно заглянуть немного дальше в прошлое.
Растущий спрос
После краха доткомов в начале 2000-х годов такие сырьевые товары, как золото, стали рассматриваться (и торговаться) как полноценные финансовые активы. Важнейшую роль в этом сыграло появление биржевых инвестиционных фондов (ETF), первый из которых, ориентированный на золото, был запущен в 2004 году. Такие фонды позволяют инвесторам фактически приобретать долю в золоте.
С тех пор число золотых ETF резко возросло, особенно после глобального финансового кризиса. Сегодня золото может торговаться наравне с любыми другими активами и часто включается в состав инвестиционных портфелей. В последние месяцы спрос на такие фонды значительно увеличился.
Кроме того, под угрозой оказался статус доллара США как мировой валюты. Сейчас он служит резервной валютой для центральных банков и используется в международной торговле и расчётах, в том числе при операциях с ключевыми товарами. Однако всё больше стран ставят под сомнение этот порядок и задумываются о возможности торговать такими товарами, как нефть, в собственных валютах.
Трамп и связанная с его политикой неопределённость лишь усиливают сомнения в устойчивости текущего мирового валютного порядка. В результате центральные банки начали активнее покупать золото как альтернативный резервный актив — на фоне растущего недоверия к доллару.
С конца мирового финансового кризиса в 2009 году, а особенно за последние десять лет, золото в целом повторяет динамику фондового рынка. Хотя отклонения всё ещё возможны, такая тенденция фактически означает конец эпохи золота как «безопасной гавани» и инструмента хеджирования на случай падения цен на фондовом рынке.
Сегодня золото прочно закрепилось в ряду инвестиционных активов наряду с акциями, облигациями и другими товарами. Это означает, что его основная функция в инвестиционной стратегии — быть частью диверсификационного портфеля, а не защитой от рыночных спадов.
Однако это не значит, что золото утратило свою привлекательность. Его ограниченное предложение, а также высокая привлекательность как для ювелирной отрасли, так и для промышленности делают его по-настоящему редким и ценным ресурсом. А благодаря признанной во всём мире внутренней стоимости, спрос на золото, скорее всего, сохранится.
Перевод NV
NV обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена.
Оригинал опубликован на The Conversation