Нет больше у россиян Цезаря Куникова. Это был большой десантный корабль проекта 775, и это самый интересный проект из всех. Такая себе рабочая лошадка военно-десантных кораблей России. Это самая большая компонента, но та, которую Россия не может строить. Потому что еще во времена Советского Союза эти корабли строили в Польше на верфи в Гданьске. И после распада СССР некоторая часть еще была достроена. Но после этого проект был закрыт. Россия продолжала эксплуатировать эти корабли. И даже когда была потребность в каком-то ремонте, серьезном ремонте, то надо было обращаться именно к Польше.
Поэтому именно с 2022 года, когда корабли РФ получают какие-то повреждения, например, либо есть ремонтные нужды, она не получает эту помощь, потому что Польша отказывает. Если уничтожается такой корабль, то Россия не может его строить. Это безусловная потеря, которую невозможно компенсировать.
Эти корабли, кроме всего прочего, имели водоизмещение четыре тысячи тонн. То есть потопить такой корабль достаточно трудно. Они имеют возможность перевозки до 12 единиц бронетехники, а также стандартно 340 личного состава морского десанта. Если использовать внутренние отсеки, которые непригодны для перевозки десанта, то можно увеличить общее количество до 500 человек личного состава.
И именно корабли БДК проекта 775 — это был основной прорывной элемент для высадки многотысячного десанта
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
на побережье Одессы и Одесской области в 2022 году. Они это не смогли реализовать, потеряли несколько таких кораблей. Еще в 2022 году в Бердянске Цезарь Куников получил предупреждение, когда был уничтожен ВДК Саратов и два корабля проекта 775. Они получили повреждения, среди них и Цезарь Куников. Еще тогда было понятно, что надо бежать из Черного моря. Но российское командование имело совсем другие планы, ну и вот к чему эти планы привели. В последнее время этот корабль занимался тем, что обеспечивал логистику между материковой частью РФ и временно оккупированными территориями юга Украины, непосредственно полуостровом Крым.
Россияне сейчас пытаются, в первую очередь, рассредоточить наши ресурсы
Мы сейчас видели, как произошел этот инцидент с Цезарем Куниковым неподалеку от Алупки. Я не удивлюсь, если что-то подобное произойдет в ближайшее время где-то вблизи от Новороссийска.
Однако на суше ВСУ, по словам нового главнокомандующего Александра Сырского, перешли от наступательных действий к ведению оборонительной операции. Вряд ли надо объяснять, почему. Потому что кое-кто на Капитолийских холмах завяз в своем политическом шапито. И поэтому мы не имеем достаточного количества обеспечения материально-техническим оборудованием для того, чтобы вести не то, чтобы успешные наступательные и контрнаступательные действия, а для того, чтобы даже вести успешную оборону. Нам не хватает ресурса, это правда. Когда не хватает ресурса, все должно быть сконцентрировано именно на обороне. И именно такая тактика, на мой взгляд, продлится до конца первого полугодия. Возможно, что-то изменится во втором полугодии 2024, но, скорее всего, нет, чем да.
Институт изучения войны пишет о том, что россияне сейчас пытаются возобновить маневренную войну и прорвать оборону ВСУ, но пока эти попытки тщетны благодаря западному оружию. Что это значит, объясню. На сегодня, если мы говорим о наших потребностях, то мы ориентируемся именно на оборонительные действия. Но если говорим о маневренной войне, то ее основной акцент делается на применении механизированных подразделений, которые позволяют достаточно быстро маневрировать, при этом которые имеют соответствующий уровень средне-легкобронированной техники по штатной комплектации. Негативным свойством этой войны являются постоянные, системные штурмовые атакующие действия, не в прямом бою, а путем постоянных волнообразных наступательных действий в наиболее уязвимых местах. Эти действия не являются постоянными на каких-то локациях, они могут менять постоянно эту локационность. Эти волны мы можем наблюдать на разных участках линии боестолкновения, между которыми могут быть даже не десятки, а сотни километров.
То есть россияне сейчас пытаются, в первую очередь, рассредоточить наше внимание, и мы это видим. Они одновременно пытаются наступать сейчас не только в районе Авдеевки и давить на Авдеевку, они пытаются это делать в районе Новомихайловки, то есть южнее захваченной Марьинки. Они пытаются это делать в районе Купянска и в районе Бахмута. И все это между собой распределено на достаточно большие участки по расстоянию, на каждом из которых они создают угрожающие ситуации, которым надо противодействовать силам обороны Украины. Они пытаются максимально рассредоточить наш ресурс в условиях, когда у нас этот ресурс на самом деле ограничен. Не только человеческий ресурс, но и механизированный, и по боеприпасам, боекомплекту также. Артиллерия не везде может противодействовать таким угрозам пропорционально.
Накануне мы узнали, что из Авдеевки вывели некоторые подразделения 110 ОМБр для отдыха и ротации. Я думаю, что наше командование очень хорошо понимает, какая ситуация сейчас под Авдеевкой, и каким подразделениям нужна ротация. Там сложная ситуация, потому что россияне продолжают давить. Они ограничены сроками, что было установлено высшим военно-политическим командованием. Поэтому, чтобы не лишиться своих регалий, называем это так, и чтобы не отправиться в Сирию, чтобы последние годы своего руководства заниматься командованием парадами, они будут давить максимально, пренебрегая человеческими жизнями своих подразделений. Кроме всего прочего, у Авдеевки сейчас достаточно серьезная концентрация сил и средств россияне. Они, даже несмотря на то, что зашли в сам город и начали сейчас городские бои, должны передислоцировать полностью всю 90-танковую дивизию именно под Авдеевку. То есть будут там давить до последнего, и в ближайшее время это давление может быть значительно мощнее.
А отвод 110-й это логичный, рациональный шаг, потому что фактически это 110-ка — она и есть Авдеевка. Они с самого начала стоят в обороне этого города. Я сказал бы так, они срослись с этим городом и нуждались уже давно в этой ротации. Что будет происходить в ближайшее время — думаю, что так просто мы Авдеевку оставлять не будем. Если будут сделаны соответствующие решения, то либо для того, чтобы улучшить ситуацию наших подразделений в Авдеевке, либо для того, чтобы избежать рисков, максимально негативных для наших защитников.
На левом берегу Херсонской области продолжается расширение наших плацдармов. Это достаточно перспективный участок, но перспективный в каком-то смысле. Не надо ожидать, что мы вот уже через неделю пойдем в контрнаступление на Крым. Этот участок сковывает достаточно серьезный ресурс группы войск «Днепр». Во-вторых, он постоянно расширяется, что является созданием условий для действительно дальнейших действий, но при соответствующих условиях, которые зависят, например, от поставок нашими партнерами вооружения.
И самое главное. К сожалению, Херсон остается под постоянным обстрелом со стороны российских оккупантов. Но остальная часть правого берега стала меньше страдать от этих ударов. И расширение нашего плацдарма — это также признак этого эффекта. Это именно то, что способствует безопасности правого берега. В дальнейшем я более чем уверен, что эти участки будут использованы нашим командованием для реализации более уже эффективных продвижений в вопросах освобождения территории. Пока, опять же, не надо как-то ускорять события. Особенно с учетом того, что россияне очень хорошо понимают расширение какого участка, какой локации, в каком городе является критическим для них, а в каком они еще более-менее могут выдержать. Но противодействовать и блокировать их они никак не могут. Как мы видим, на левом берегу нашим военным, которые действуют исключительно пехотной компонентой, противодействует контингент почти в 200 раз больше. И россияне ничего с ними не могут сделать.
Полную версию интервью с Александром Коваленко слушайте на Radio NV