Если вам всегда хотелось выучить новый язык, пусть ваш возраст вас не останавливает. Люди старше 60 лет могут находить независимый и гибкий подход к изучению языков — и успешно с этим справляться.
За десятилетия исследований получено достаточно доказательств того, что с возрастом некоторые из наших перцептивных и когнитивных способностей постепенно снижаются. Cлух и зрение становятся менее острыми, мы медленней обрабатываем информацию, и память работает уже не так хорошо, как в молодости. Все это хорошо известные естественные следствия здорового старения, которые обычно не слишком вредят повседневной жизни.
Гораздо реже упоминается вероятность того, что эти эффекты могут быть не просто дефицитами, возникающими с годами, а результатом накопленных на протяжении жизни знаний и опыта.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Чем старше мы становимся, тем больше информации нам приходится обрабатывать, и потому мы можем делать это медленнее. В этом контексте также важно подчеркнуть, что общие, и особенно языковые знания с возрастом могут становиться даже более обширными.
С учетом всего этого, ученые исследовали, как изучают языки пожилые люди, и доказали, что эта способность не имеет возрастных ограничений — мы в состоянии освоить новый язык на любом жизненном этапе. Однако менее понятно, какой подход к изучению и преподаванию языка лучше всего работает в более старшем возрасте.
Исследования с участием молодых взрослых показывают, что наиболее эффективен эксплицитный подход, включающий в себя объяснения языковых явлений и подробное изложение грамматических правил.
Мы в состоянии освоить новый язык на любом жизненном этапе
На первый взгляд, можно предположить, что это должно относиться и к пожилым людям, причем даже в большей степени, поскольку соответствует традиционному методу обучения. Пожилые люди, вероятно, именно таким образом изучали языки в школе, и потому могли бы предпочесть этот подход.
На сегодняшний день проведено на удивление мало исследований, проверяющих это предположение. Недавний эксперимент, проведенный в Нидерландах, не выявил доказательств того, что изучающие язык в пожилом возрасте добиваются лучших результатов при применении эксплицитного подхода.
На самом деле, не имело значения, было ли обучение эксплицитным или имплицитным, то есть с объяснением грамматики или без него. Добровольцы старшего возраста справлялись одинаково хорошо, независимо от того, как именно их обучали.
Сравнение подходов
В нашем новом исследовании, проведенном совместно с коллегой Ренато Павлековичем, мы сравнили эксплицитный и имплицитный подходы к изучению языка. С помощью нескольких онлайн-уроков 80 англоязычных добровольцев в возрасте от 60 до 83 лет изучали азы совершенно не знакомого им хорватского языка.
При эксплицитном подходе учащиеся получали полное объяснение грамматической структуры. При имплицитном подходе объяснений не было — вместо них предлагались дополнительные практические упражнения.
Мы обнаружили, что учащиеся добивались одинаковых результатов независимо от используемого подхода. Сначала они заучивали набор слов, а затем грамматическую структуру, и делали это весьма успешно: средний показатель точности составил около 80%. Это говорит о том, что для этих пожилых учащихся подход к обучению не имел принципиального значения — они находили свой собственный путь, независимо от того, какими учебными материалами их обеспечивали.
В этом новом исследовании мы также изучили роль когнитивных и перцептивных факторов, а также самооценку наших добровольцев, то есть то, как они оценивали собственное здоровье, счастье и способности. Кроме того, мы расспросили их об их профессиях, в том числе бывших, и о том, как они изучали языки в прошлом. Интересно, что мы обнаружили связь между способностью обучаться имплицитно (то есть неосознанно усваивать информацию из контекста), профессиональным статусом (был ли человек на пенсии или все еще работал) и самовосприятием.
В частности, те, кто сообщил о более позитивном самовосприятии, продемонстрировали лучшую способность к имплицитному обучению. Больше того, участники, которые на момент исследования продолжали работать, продемонстрировали лучшую способность к имплицитному обучению, чем вышедшие на пенсию — эту взаимосвязь мы наблюдали еще в предыдущем исследовании. Важно отметить, что этот эффект не зависел от возраста.
На первый взгляд, связь между занятостью, способностью к имплицитному обучению и самовосприятием может показаться нелогичной. Однако, возможно, общий знаменатель все-таки существует: им может быть уверенность в себе, запускающая самоусиливающийся цикл. Человек с хорошими способностями к имплицитному обучению дольше сохраняет трудоспособность. Это улучшает его представление о себе, что, в свою очередь, позволяет дольше продолжать профессиональную деятельность. Работающему человеку приходится преодолевать трудности — поскольку невозможно заниматься только тем, что нравится. А значит, он продолжает применять свои способности к имплицитному обучению, и так далее.
В целом, результаты нашего исследования показывают, что люди, изучающие языки в пожилом возрасте, могут справляться с этим очень успешно. Они, по-видимому, достаточно независимы, чтобы выбрать тот путь, который им лучше всего подходит, поэтому не имеет большого значения, какой метод применяется. Кроме того, важна уверенность в себе, которая, судя по всему, возникает из сочетания способностей и социального статуса.
Перевод NV
NV обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена.
Оригинал опубликован на The Conversation
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь