«Жесткая украинизация должна бить деньгами». Языковед — об украинцах, говорящих на русском, необходимости влияния на ситуацию и штрафах
События28 марта, 08:06
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Многие блогеры, перешедшие после полномасштабного вторжения на украинский язык, сейчас возвращаются к русскому в своих соцсетях. Похожий процесс «языкового отката» наблюдается во всех слоях украинского общества.
«Я всегда говорю о том, что как только украинцы расслабятся, как только опасность благодаря Силам обороны немного отступит, „русский мир“ начнет возвращаться, — комментирует эту тему в интервью NV языковед Ольга Дубчак, — Он очень агрессивный и лезет во все щели».
По мнению филолога, «русский мир» не возвращается в том виде, каким он был до большой войны, однако откат назад в контексте языка действительно заметен.
На вопрос, что с этим делать, языковед отмечает, что «исповедует государственную позицию». По ее словам, инициатива должна идти именно от государственных органов и власти.
«Как это было с квотами на музыку на радио, например, — напоминает Дубчак, — они дали замечательный результат. И сейчас мы уже даже не вспоминаем о том, что когда-то на наших радиостанциях звучала русская попса».
В стране должна быть как мягкая, так и жесткая украинизация, продолжает языковед.
«Работает ли мягкая украинизация?» — говорит собеседница NV. — Не могу сказать, что категорически не работает, но она, наверное, должна быть дополнена. Должна быть массовая украинизация".
Часть украинцев, даже которые были в оккупации и воочию видели российскую агрессию, продолжают общаться на русском. Нередко это связано именно с тем, что люди просто привыкли и им так удобнее. И для них мягкая украинизация не работает, уверена Дубчак.
«Им нужно какое-то другое влияние, — продолжает она, — И если будет решение от государства по этому поводу: например, в детских садах и школах детям нельзя будет общаться на русском, то это может повлиять».
Жесткая украинизация должна бить деньгами, замечает языковед.
«Украинцы очень не любят платить штрафы, тогда это будет работать», — уверена она.