«Мы были слишком наивными». Как Швеция, которая последний раз воевала в 1814 году, отказалась от нейтралитета — рассказ члена парламента
Країни22 февраля 2024, 11:12
В течение десятилетий объем оборонных расходов Швеции относительно ее ВВП постоянно уменьшался. Если в 1965-м на финансирование армии здесь тратили 3,9% ВВП, то в 1991-м — уже 2,5%, а в 2015-м — 1,1%. По мнению Ларса Андерссона, депутата шведского Риксдага от ультраправой партии Шведские демократы, решение его страны о сокращении военного бюджета и отмене обязательной военной службы были ошибкой.
«Много лет подряд мы разбирали нашу армию, отменили [призыв на] военную службу, потому что считали, что угроза поблизости более-менее миновала, когда упал железный занавес и распался Советский Союз. Мы ошиблись», — признал политик во время встречи с представителями медиаиндустрии из Украины, Молдовы и Армении, которая состоялась в Стокгольме в середине февраля.
В 2024 году Швеция увеличила свой оборонный бюджет на 27 млрд крон — до 119 млрд крон (10 млрд евро). Таким образом, страна достигла обозначенного для государств-членов НАТО целевого показателя в 2% от ВВП.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
«Мы бы все равно его достигли — с [учетом нормативов] НАТО или без, — говорит Андерссон, — Ведь мы видим, что конфликт близко».
По словам парламентария, шведы очень ценили свой нейтралитет, ведь он им хорошо послужил и обеспечил два столетия мира. На момент, когда Россия развязала полномасштабную войну против Украины, Швеция находилась в оборонном союзе с соседней Финляндией, имеющей около 1,3 тыс. км общей границы с РФ. Когда в Хельсинки приняли решение присоединиться к НАТО, аналогичный шаг сделал и Стокгольм. В мае 2022 года шведское правительство подписало заявку на присоединение к Альянсу.
«Мы достигли той точки, когда маленькая Швеция больше не могла сохранять нейтралитет», — констатирует политик.
Впрочем, шведскому обществу еще нужно время, чтобы как следует осмыслить этот сдвиг, считает он. В отличие от других стран Скандинавии, Швеция не участвовала ни в Первой, ни во Второй мировых войнах. Последней для страны стала война с норвежцами в 1814 году.
«Мы не слышали рассказов от наших бабушек и дедушек о том, что несет с собой военный конфликт или даже страх перед ним, — размышляет Андерссон, — Как говорят в Швеции, „мы травмированы миром“, это нас убаюкало и сделало слишком наивными, чтобы увидеть угрозу».
Некоторое время политик жил в Норвегии и вспоминает, что у всех его тамошних друзей были истории о дедушках и бабушках, которые воевали, погибли или были отправлены в концлагеря. Тогда как шведы, не имея такой исторической памяти, всегда считали, что «обладают определенным иммунитетом» и с ними ничего не случится. После 24 февраля 2022 года позиция Швеции претерпела «фундаментальный сдвиг», признает Андерссон.
Сейчас, говорит он, Стокгольм твердо стоит на стороне Украины и не собирается уменьшать объемы помощи, а наоборот планирует их увеличивать, а также убеждать другие страны ЕС делать то же самое.
«Иных мнений в Швеции не существует», — подчеркивает депутат.