NV Премиум

«ТЦК оказался неготовым, как и Резерв+». Из-за очередей люди не успевают обновить данные, 60-дневный срок надо продлить, — интервью с Фриз

Политика

30 мая 2024, 08:33

Народный депутат от Европейской солидарности, член Комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Ирина Фриз рассказала в интервью Radio NV, почему нужно продлить срок обновления данных военнообязанными, который составляет 60 дней, и какие замечания есть к работе ТЦК и приложения Резерв+.

— Ирина, ваши коллеги по депутатской фракции, в частности Владимир Арьев, заявили, мол, есть необходимость уже сейчас продолжить обновление военно-учетных данных для мужчин. Сейчас закон предусматривает, что в течение 60 дней военнообязанные должны обновить свои данные, но от Европейской солидарности есть предложение продлить этот срок до 150 дней. На каком основании такие расчеты?

— Вопрос 150 дней может быть дискуссионным при обсуждении, если все же этот законопроект получит возможность на жизнь и хотя бы будет заключение главного комитета. Вместе с тем 60 дней 100% нужно продолжать, потому что сейчас у нас ситуация, когда большое количество людей, в частности те, которые были сняты с воинского учета, могут восстановиться на воинский учет, а следовательно, обновить свои данные исключительно через ТЦК СП.

Мне не надо даже сегодня вспоминать об этих огромных очередях, потому что все соцсети заполнены тем, насколько трудно дождаться, что в пять утра занимают очередь в ТЦК для того, чтобы обновить свои данные, или обновить данные для того, чтобы получить отсрочку и бронирование. В отличие от Резерв+, который свою функциональную способность все же выполняет, но, по моему мнению, в неполном объеме и так же имеет определенные недостатки.

ТЦК СП не будут способны предоставить возможность всем гражданам, которые нуждаются в обновлении своих данных непосредственно через ТЦК СП, уложиться в 60 дней. Поэтому этот срок 100% нужно продлевать, потому что иначе мы создаем обязанность для граждан, которую они не способны выполнить из-за недостатков механизмов, которыми они должны воспользоваться для обновления своих данных или для обновления на воинском учете.

— Знаете, меня в этой дискуссии больше всего удивляет, когда все начали жаловаться на очереди. Я вам как журналист скажу, эти очереди возле ТЦК, они же не появились теперь, когда заработал новый закон, они действительно были еще год назад. Летом 2023 года я говорила с преподавателем одного из столичных вузов, он мне рассказывал, как он несколько дней ходил в ТЦК, занимал очередь в пять утра, как ему предлагали брать спальный мешок и там же на ночь на территории оставаться. У меня такое впечатление, что депутаты и чиновники только сейчас заметили, что, оказывается, есть очереди. Так они давно уже есть.

— Нет, не только сейчас заметили. Вы абсолютно правы: проблема со способностью ТЦК своевременно предоставлять необходимые услуги для граждан не новая. Вопрос в том, что сейчас нагрузка еще больше из-за вступления в силу нового закона и обновления данных.

Сейчас мы с вами видим, например, по приложению Резерв+. Минобороны говорит о том, что [более] 1 млн 200 тысяч уже обновили свои данные. Но есть вопрос в том, что из этих [более] 1 млн 200 тысяч обновили свои данные по состоянию на вчера [28 мая] 1 млн 175 тысяч [через приложение]. То есть вы понимаете, какой небольшой процент способен предоставить для обновления данных ТЦК и ЦПАУ?

Это, по моему мнению, неправильно, потому что мы вводим административную ответственность за необновление данных. И, соответственно, государство, принимающее закон, которым предоставляются механизмы для выполнения своих обязанностей гражданами, но эти механизмы недейственные или действенные не в полном объеме, обязано отсрочить введение ответственности за несвоевременное обновление данных.

Что касается вообще деятельности ТЦК, это отдельная тема. По моему мнению, необходимо убрать ТЦК из Министерства обороны, сделать их гражданскими и подчинить напрямую Кабинету министров для того, чтобы иметь возможность привлечения большего количества сотрудников к работе ТЦК в органах местного самоуправления. Это дало бы возможность большей пропускной способности прибавить к ТЦК. Но сейчас мы получили то, что получили, и исходим из тех реалий, с которыми сталкиваются наши граждане, и они не слишком радужные.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Например, тот же самый хорошо работающий Резерв+, о котором говорит Министерство обороны, также имеет определенные изъяны и к нему масса замечаний. В частности, отсутствие синхронизации с другим реестром, или подтягивание в Резерв+ данных, которые не соответствуют действительности.

Более того: сейчас некоторые постановления Кабмина, которые принимаются, на самом деле противоречат даже действующим нормам закона о мобилизации. Но, возвращаясь к Резерв+, я непосредственно получила много обращений от граждан, которые, обновляя свои данные через Резерв+, выясняли, что они находятся в розыске.

— Очень много таких случаев.

— Да, я не спорю, но есть также много тех, кто обновил свои данные, а из-за некорректного подтягивания информации в Оберіг, они получили в Резерв+ эту отметку, что они в розыске. И они также должны пойти в ТЦК. Несоответствие некоторых данных, которые подтягиваются в Оберіг и в Резерв+, это также недостатки этого приложения, несмотря на то, что оно действительно предоставило возможность значительному количеству граждан им воспользоваться.

Нужна ли была эта инициатива? Да, нужна. Но важно то, чтобы она функционировала в соответствии с теми реестрами, которые существуют. Четкой синхронизации между реестрами сейчас в Резерв+ на 100% не существует. И это также проблема.

— Что мне тоже приходилось слышать от профильных экспертов и от людей, которые работают или имеют представление о работе ТЦК. Они говорят: закон приняли, огромные очереди никуда не исчезли, люди приходят, но приходят с большей интенсивностью, потому что есть всего 60 дней, чтобы обновить данные. И здесь возрастает нагрузка на ТЦК. Теперь, условно говоря, через работника ТЦК в день проходит по 100−200 человек. И это тоже ненормально. А как так случилось, что закон приняли, но изменение работы ТЦК этот закон не предусмотрел? Когда принимался закон, кто должен был подумать об этой пропускной способности ТЦК, которая, как мне кажется, не изменилась?

— Это ответственность исполнительной ветви власти, то есть Кабмина. При обсуждении закона о мобилизации во время вопроса от народных депутатов на комитете о готовности ТЦК к тому, что будет значительное количество людей, которые воспользуются услугами не через ЦПАУ, не через Резерв+, а непосредственно через ТЦК, Кабмин уверял тогда, что они готовят расширение состава ТЦК для того, чтобы дать возможность.

Но сейчас мы с вами видим, что никакого расширения не произошло, но нагрузка увеличилась в разы. И из-за этого поступают, в том числе, и нарекания на ТЦК. Некоторые математики пытаются просчитать, сколько же ТЦК способно пропустить [людей], например, если это районный ТЦК, и там плюс-минус определенное количество военнообязанных в этом районе есть. И приходят к очень пессимистическим выводам, что ТЦК не способны предоставить услугу всем, кто хочет воспользоваться возможностью обновления данных именно через ТЦК. То есть ТЦК оказался не готовым к тому, чтобы механизм, заложенный в закон, работал на 100%, как и Резерв+.

— Вы говорите, это ответственность правительства. Это очень размытое понятие. Чья конкретно ответственность?

— Учитывая то, что ТЦК находятся в подчинении Министерства обороны, то, соответственно, Министерства обороны.

— Мы очень часто приглашаем в эфир представителей Министерства обороны. Но из своего опыта коммуникации скажу, что чрезвычайно сложно сейчас там с коммуникацией. Скажите, пожалуйста, будут ли эти все проблемы, которые накопились за 11-й день работы закона, предметом рассмотрения в ближайшее время на комитете? Или встреча, возможно, запланирована с представителями Министерства обороны, чтобы они предоставили какие-то свои дальнейшие алгоритмы действий?

— Вчера [28 мая] направила обращение к председателю Комитета нацбезопасности и обороны [Александру] Завитневичу о необходимости сделать широкий формат обсуждения относительно вступления в силу закона, и относительно способности ТЦК. В частности, с участием именно руководителей ТЦК в Украине, через видеосвязь, дабы не отрывать людей от работы, но получить возможность обсудить проблемные кейсы, которые сегодня приобретают массовость и с которыми ТЦК не справляются. [Чтобы обсудить], каким образом мы можем откорректировать или каким образом мы должны приложить усилия для того, если сроки не будут продлены, чтобы это не влияло на то, что несправедливо будет применяться административная ответственность к тем, кто не успел обновить свои данные, в частности, через ТЦК.

По моему мнению, такая видеоконференция с участием представителей глав всех ТЦК для обсуждения этого вопроса в Комитете нацбезопасности является вполне логичным, правильным и необходимым [решением].

Что касается коммуникации с Минобороны, здесь я могу только вас поддержать. Действительно, накопилось много нареканий на то, что не прокоммуницировано качественно то, каким образом и что должны делать граждане после вступления в силу закона, а главное — после вступления в силу некоторых постановлений Кабмина, которые противоречат нормам закона. Об этом также надо говорить и коммуницировать.

— Ирина, а что это за постановления, которые противоречат нормам закона?

— Есть постановления 560 и 563 Кабмина, которые вступили в силу 16 мая. Это во исполнение закона о мобилизации. Они были приняты, но есть нормы этих постановлений, которые напрямую противоречат закону. В частности, создан порядок и условия получения, например, дополнительных документов для тех военнообязанных, которые являются «сиделками за своими родителями или женами с инвалидностью I-II групп».

Сейчас есть очень много обращений по этим условиям, которые не были определены в законе, но которые решил определять Кабмин, нарушая или превышая свои полномочия, устанавливая дополнительно новые условия к действующим нормам в законе.

Например, 563-е постановление. Представьте себе, люди, которые уехали за границу официально, легально, собрав все необходимые документы, снявшись с воинского учета и проживая в других странах по состоянию на сейчас… В постановлении № 563 говорится, что в течение 30 дней они лично должны явиться в районный ТЦК для того, чтобы восстановиться на воинский учет. И тогда мы возвращаемся к вопросу, а почему эти люди, которые сняты с воинского учета на правовых основаниях, не могут воспользоваться Резерв+? Потому что он не подтягивает сведения о людях, снятых с учета.

И эта абсолютно антиправовая норма, что человек в течение 30 дней должен из-за границы вернуться для того, чтобы снова встать на воинский учет. По моему мнению, это нарушение прав человека.

Это может привести к обращению против Украины как в ЕСПЧ, так и к отказу от украинского гражданства. И у меня вопрос, чего именно достигает тогда государство, внедряя подобные нормы, которые напрямую противоречат правилам человека и являются достаточно опасными по отношению украинцев к Украине за границей?

— Если я правильно понимаю, речь идет о тех людях, которые в других странах получили вид на жительство. Они не работают в Украине, снялись с учета, и сделали это, может, даже задолго до полномасштабной войны. И теперь украинское государство говорит: ребята, давайте, оставляйте там все, айда в Украину, отметьтесь в ТЦК, а потом что? И оставайтесь, или как?

— Судя по такой логике — да, потом они не смогут выехать, если нет легальных оснований. Основания определены в законе, но там нет оснований, например, относительно проживания в другом государстве.

Абсолютно ошибочная норма, абсолютно противоправная и противоречащая нормам закона, которые были приняты. Более того: 16 мая это постановление вступило в силу, срок 30 дней истекает 16 июня. К чему может привести такой идиотизм в нормативных актах правительства?

— Ирина, мне бы здесь было интересно уже потом, когда истекут эти 30 дней, узнать статистику, как много людей за границей, которые там имеют вид на жительство, работу, действительно прислушались, приехали, зарегистрировались во исполнение этого постановления. Интересно, мне кажется, что статистика будет ровно где-то приближаться к нулю, но, может, я ошибаюсь, может, здесь какие-то заложенные смыслы, которые я сейчас постичь не могу?

— Не знаю, какая будет статистика, давайте посмотрим. Я надеюсь, эту норму изменят до 16 июня и все же вернут это постановление в правовое поле принятого закона. Посмотрим.

Но самое ошибочное то, что на этой норме настаивал МИД, который сначала прекращал предоставление консульских услуг до каких-то разъяснений, хотя не имел права этого делать. Тем более по письму заместителя министра не имел права, но прекратил. Сейчас до сих пор не выдаются документы, потому что нужно предъявить бумажный военно-учетный документ. Люди, у которых бумажного военно-учетного документа нет, будут сталкиваться с трудностями по получению консульских услуг. У меня, опять же, вопрос риторический, но он открытый и требует ответа: для чего МИД пытается принимать, предлагать и лоббировать противоправные нормы, которые только вредят Украине как государству в глазах украинцев за границей?

— С другой стороны, я думаю, сейчас нас слушают, в том числе, и люди или их родственники, которые уже в Украине, уже на фронте, и у них может возникнуть логичный вопрос. Там же не все мужчины, которых касается эта норма, выехали задолго до полномасштабной войны. Кто-то выехал уже во время, а кто-то просто сбежал, перешел через горы, переплыл реки. Стало быть, вообще нет никаких инструментов по их возвращению?

— Я ником образом не собираюсь отстаивать или защищать уклонистов. Наоборот, я считаю, что все, кто противоправно покинул государство после широкомасштабного вторжения, должны нести за это ответственность.

Я также знаю, что многие из тех, кто покинул Украину (это сейчас нам показывают преимущественно Тису) абсолютно легально, через контролируемые так называемые каналы пересечения границы, не имел никаких проблем. Я уже не говорю о коррупционной системе Шлях, которая отработала на большое количество людей, выехавших из Украины и не вернувшихся.

Власть сначала создала механизмы для того, чтобы коррупционным образом люди могли выехать, а теперь пытается их догнать. По моему мнению, тот, кто уехал противоправным способом за границу, не будет посещать ни консульские учреждения Украины, не будет обращаться ни за консульскими услугами, чтобы не дать возможность получить информацию, где он сейчас находится, на каких основаниях и каким образом он выезжал.

Поэтому сейчас, полагаю, нуждаются в консульских услугах прежде всего те, кто на легальных и правовых основаниях выехали, в том числе и мамы с детьми, которым было в то время 16 лет, а сейчас уже 18 лет. Я за то, чтобы мы оставались в правовом поле.

А что касается уклонистов, да, действительно, их нужно всех определить в отдельный список и применять к ним жесткую ответственность, в том числе уголовную согласно действующему законодательству. Но не нужно превращать государство в правовой хаос руками Кабмина, который не прибавляет нам как государству.

— Скажите, пожалуйста, воросло ли сейчас, на фоне работы нового закона, количество жалоб к вам, как к народным депутатам, из-за вероятных противоправных действий со стороны ТЦК? Есть истории, когда людей удерживают без связи в ТЦК…

— Ко мне лично возросло количество жалоб. Человека отправляют на ВВК, хотя есть показатели болезни сердца, ВВК его отправляет в учебку, он там получает инфаркт и затем начинается круговая порука.

В частности, я сейчас разбираюсь с этим кейсом, когда ГБР говорит, что ничего нет, а на месте к семейному врачу начинают звонить представители правоохранительных органов для того, чтобы те закрывали или отзывали заявление о невозможности прохождения конкретным гражданином военной службы. По поводу ошибочного отношения именно на ВВК, когда без разбора просто взяли и отправили, хотя человек жаловался, что ему плохо с сердцем. Они на это не обратили внимания и привели к инфаркту, ухудшению состояния здоровья этого человека.

Кроме того, есть, я не буду говорить значительные, обращения, когда в определенные ТЦК забирают граждан с улицы, изымают у них телефоны и с ними нет связи. Связь с ними начинает восстанавливаться, когда они уже находятся в учебке. Вчера мне был звонок относительно того, что парня, которому 23 года, забрали и уже говорят, что он согласился служить. Он может согласиться служить в 23 года, но если он добровольно заключил контракт, ведь до 25 лет он не подлежит мобилизации. Парень говорит, что не подписывал ничего, а представители ТЦК говорят, что он согласился служить.

Таких искаженных и ложных показаний между ТЦК и гражданами сейчас достаточное количество. Именно поэтому я говорю, что необходимо вызвать по видеосвязи представителей, руководителей всех ТЦК — районных, областных. Давайте с областных хотя бы начнем, дабы выяснить, каким образом они действуют, почему они нарушают действующие нормы закона и права людей. Каким образом мы можем обеспечить их деятельность в правовом поле, прежде всего для того, чтобы это не вызывало тех возмущений в обществе.

Другие новости

Все новости