NV Премиум

Призыв, смарт-мобилизация и мотивация. Что хочет изменить в армии министр Умеров и что на самом деле надо менять — разъяснения адвоката

События

8 ноября 2023, 07:26

Минобороны презентовало прогрессивную программу модернизации ВСУ на следующие пять лет, которая была нужна уже вчера, пояснил NV адвокат Роман Лихачев.

Министр обороны Рустем Умеров на днях утвердил Концепцию военной кадровой политики на следующие пять лет. Среди прочего, она предусматривает переход на военную службу по контракту и интенсивную военную подготовку граждан призывного возраста вместо прохождения срочной службы в мирное время. Воплощение идей, описанных в этом документе, имеет целью, в частности, обеспечить потребность войска в людях и интеграцию в евроатлантическое пространство безопасности.

Роман Лихачев, адвокат приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека, проанализировал для NV изложенные в концепции идеи, и объяснил, насколько они соотносятся с заявленными целями и поделился собственными оценками.

Далее — прямая речь эксперта:

«Изменение кадровой политики в Минобороны актуально, но оно актуально еще с 2014 года. К сожалению, мы почти через 10 лет только задумываемся о том, чтобы заменить эту систему. Немало времени уже потеряно.

Это [концепция кадровой политики Минобороны] пока стратегия, то есть это еще не конкретные изменения и шаги, законы и внесение изменений в законы. Просто концепция, которая очерчивает, как все будет меняться. Главным ее недостатком является то, что эти изменения нам нужны «на вчера», а не в 2028 году. Это нам стоит жизней военных.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Начнем с перехода срочной службы на службу по контракту. О нем говорят уже лет, наверное, 20-ть, и пытаются это изменить. Сейчас срочники вообще оказались в таком интересном состоянии: они пришли на срочную службу, а оказались в состоянии мобилизованных. То есть у них срок службы не имеет конца.

Теперь что касается военкоматов. Их назвали Территориальными центрами комплектования, но система работы там не очень изменилась. Законы у нас неплохие, но есть проблема с исполнителями на местах, которые по-своему интерпретируют сами законы, и это приводит, к сожалению, к негативным ситуациям.

Система рекрутинга хорошая, я буквально недавно был в 3-й штурмовой бригаде и видел, как там работает система рекрутинга. Людей мотивируют. А нам нужно мотивированное войско. 24 февраля [2022 года] не было ТЦК, большинство из них, наверное, были вообще закрыты, особенно на востоке. Но люди приходили, и никто их по улицам не ловил. Систему рекрутинга надо внедрять на должном уровне, я с этим согласен.

Но вопрос вот в чем. Вот я читаю в документе о смарт-мобилизации и так далее, что можно будет записываться на конкретные специальности, скажем, по желанию, на операторов дронов и на другие. И многие запишутся на операторов дронов. Но ни для кого не секрет, что войну выигрывает пехота. А кто же будет записываться в пехоту тогда, и кто там будет проходить службу? Людям говорят, что они запишутся по смарт-мобилизации операторами дронов. Но ведь им при этом не говорят о том, что потом сразу, призвав человека как оператора дронов, его можно тут же перевести в пехоту.

Вот у меня есть уголовное дело: ребята, которые служат в воздушной обороне, прошли курс штурмовиков меньше, чем за месяц, и оказались в определенном месте при штурме. Хотя они — специалисты ПВО, и очень неплохие. И их согласия никто не спрашивал. Так что у меня основной вопрос: где мы тогда возьмем пехоту? Кто будет идти на непопулярные специальности? Как мы будем мотивировать?

Актуально достаточно давно содержание контрактной армии. У нас уже скоро 2 года, как идет полномасштабная война, а люди, которые остаются в армии, не хотят подписывать контракт. Я с ними, когда общаюсь, — ведь многие судятся по различным выплатам, — спрашиваю: почему увольняетесь? А они говорят, что все, что нам обещали, не выполняют. Мол, государство обещало, что на работе останется средний заработок, будет 100 тыс. грн надбавки, заработная плата, — все было бы хорошо. Но в итоге среднего заработка лишили, со 100 тыс. грн все довольно размыто, часто не платят. И вот человек оказывается в ситуации, когда еще и после подорожания всего он не может содержать семью. То есть государство одно ему обещало, а другое выполняет.

Я вижу здесь такой интересный тезис: «человекоцентрический подход к управлению карьерой военнослужащим». Здесь есть большая проблема в том, что у нас в стране есть большое количество социальных гарантий, но в действительности потом многое не выполняется из-за ограниченных бюджетных возможностей. Поэтому когда я читаю о социальных гарантиях для военнослужащих, то вспоминаю, что увольняясь, военнослужащие постоянно недополучают выплаты и обращаются в суды. У нас суды сейчас завалены исками со стороны военных, которые уволились из-за ранения, ветеранов к воинским частям. В первую очередь они касаются недоплаты «боевых» и выплат за ранения. Неправильные должностные оклады. Уже многочисленные решения суда о том, что должностные оклады рассчитаны неправильно. И все равно их считают так же. Неправильно рассчитаны выплаты участникам боевых действий. О пенсионном обеспечении я вообще молчу: у нас каждый, кто получает военную пенсию, судится с государством и через суд ее пересчитывает. Много обжалований касаются медицинского обеспечения, которое во время лечения не выплачивалось.

Иногда доходит до смешного: у меня среди клиентов есть человек, который получил ранение, справку о ранении выдала воинская часть, которая дальше должна была платить по 100 тыс. грн за время лечения. В отзыве на иск воинская часть указала, что ей документы о ранении никто не предоставлял. Хотя я показываю документ, мол, вы же написали его, он у вас и так есть, вот с исходящим номером. Но нет, раненый все равно вроде как должен был его снова предоставить. Для чего? Неизвестно.

Многие вопросы актуальны, в том числе и цифровизация, смарт-мобилизация и все остальное. Но меня интересует также защита персональных данных. Я боюсь, что имея полный доступ, определенный военный на блокпосту может иметь возможность слить всю эту базу с данными всех наших военнообязанных врагу. Итак, вопрос в том, как будет унифицирована и защищена эта база? Кто к ней будет иметь доступ и какой, на каком уровне? Боюсь, что с этим могут возникнуть проблемы.

Также среди пунктов концепции — усовершенствованное психологическое обеспечение. Это нужно, потому что с 2014 года армия воюет, поэтому вопрос, как работают с военнослужащими, как работают группы этой психологической поддержки, контроля боевого стресса и прочее. Реально системы нет. Я вижу, что многие уволились из-за пункта 17-б по 402-му приказу, а именно из-за проблем с психикой. С этим надо постоянно работать в войсках.

Вообще я считаю, что главной задачей должно быть не набирать все новых и новых, а работать с теми, кто есть, работать с мотивацией оставаться в армии. Военного достаточно долго надо готовить, любого. Из того, кого поймали вчера на улице, мотивированного бойца за день никто не сделает. Я 10 лет прослужил в Вооруженных силах Украины, и понимаю, что такое мотивация.

Среди главных акцентов концепции — интеграция в евроатлантическое пространство безопасности. Но я не припомню сейчас ни одной страны в НАТО, которая в состоянии войны. Думаю, можно предположить, что наша армия сейчас кое в чем даже лучше и профессиональнее, потому что это армия, которая воюет. Поэтому здесь еще вопрос, кому и куда интегрироваться. Но с другой стороны, у военных НАТО совсем другие зарплаты и социальное обеспечение и прочее.

Я часто общаюсь с военными. Человек не должен думать о том, что он погибнет, и его семья не получит надлежащие средства, что, впрочем, является обычным делом для нашего государства. Я знаю много случаев, когда по полгода «оббивают пороги», семьи собирают эти справки в отчаянии, не зная, что делать. Кое-где командиры погибших бойцов приезжают с фронта, чтобы помочь семьям своих подчиненных собирать те справки, потому что ТЦК не всегда может помочь, или не хочет. Я знаю случаи, когда сами военнослужащие нанимают адвокатов и прописывают в договорах, мол, в случае моей гибели оказать правовую поддержку моей семье в получении выплат. И это ненормально. Количество судебных дел с государством растет в разы сейчас. Такого не должно быть, если мы хотим интегрироваться.

Я не увидел, кстати, в этой концепции о культе ветерана в обществе после его увольнения из армии. Я бы этот раздел существенно расписал. Все эти сообщения вроде «военные подали в суд на воинскую часть», «ветеран оспаривает решение МСЭК [медико-социальная экспертная комиссия]» — все это демотивирует людей приобщаться к армии. А нужны наоборот — положительные кейсы: мол, проводятся выплаты, со всем разобрались, все выплатили. Военный просто должен выполнять приказ и не думать обо всем остальном. Никто же не говорит о количестве тех, кто самовольно покинул воинские части. А там десятки тысяч дел. И надо с этим что-то делать уже.

Хорошая идея — ликвидировать срочную службу, это пережиток. Давно говорили о том, что ее следует заменить военной подготовкой. Менять кадровую систему отбора в ВСУ — это правильно. Потому что человек приходит и боится, куда он вообще попадет. Возможно, следует настроить какие-то определенные критерии. Сейчас их нет: приходишь в один центр комплектования, отправляют, например, в роту охраны, а оттуда отправим еще куда-то. Эту систему надо менять и правильно проводить рекрутинг. Есть замечательный опыт ІТ-компаний, которые работают с рекрутингом. Отбор мотивированных людей, создание мотивированных нормальных бригад — это правильно. Электронную систему воинского учета я поддерживаю всячески, только очень бы хотелось, чтобы она была защищена и работала для всех. Возможно, мы бы действительно все же увидели, а что там у нас в стране с мобилизацией, сколько у нас еще есть людей, которых можно мобилизовать.

Прозрачная система денежного обеспечения военнослужащих необходима, потому что у нас даже с этими 100 тыс, которые военнослужащий может получить за выполнение боевых задач, там такой беспорядок часто. Я надеюсь, что это изменят, потому что даже в одном подразделении иногда кто-то получает эти деньги, кто-то не получает.

Также я так и не увидел, а что будет с тем древним приказом о военно-врачебных комиссиях. Это как раз о пригодности, ограниченной пригодности военнослужащих и порядке прохождения военно-врачебной комиссии. Он еще с 2008-го года, и его никак не отменят. А отменять надо еще «на вчера» и принимать новый. Этот приказ Минобороны принят очень давно, и не во время войны, он является устаревшим.

В целом план, изложенный в этой концепции, удачный, но хотелось бы, чтобы все заработало не в 2028 году, а еще вчера. Потому что за каждый день, который мы не реформируем, мы расплачиваемся жизнями военных. Медлить просто нет времени".

Другие новости

Все новости