Как они это сделали? Разбитые во Вторую мировую Дрезден и Лейпциг, пережившие «социализм», кризис и упадок, изменились коренным образом
Країни28 августа 2023, 02:48
В 1970-х годах Хайди Хесске, сотрудница горадминистрации Лейпцига, переехала сюда учиться в университете. Тогда город имел довольно мрачный вид. Многие дома стояли без света и «в таком плохом состоянии, что в них невозможно было жить», вспоминает немка. А расположенные на окраине угольные шахты так загрязняли воздух, что высушенное на улице белье требовало повторной стирки из-за пыли, которая на нем оседала.
«Когда мои друзья приезжали в гости, то удивлялись: что так воняет?» — вспоминает Хесске.
Вскоре после падения Берлинской стены в ноябре 1989 года большинство восточногерманских шахт закрылись. Однако Лейпциг столкнулся с новой проблемой — депопуляции. Количество рабочих мест резко сократилось, и в течение следующих 10 лет пятая часть жителей покинула 500-тысячный город и отправилась за лучшей жизнью в Западную Германию.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
«В 1990-х и в начале 2000-х годов город потерял невероятное количество людей, а уровень безработицы превысил 22%, поэтому перед властями встало два ключевых приоритета: создать рабочие места и вернуть людей», — вспоминает Ульрих Гернинг, заместитель мэра Лейпцига.
В то же время город утвердил долгосрочную стратегию развития, которая предусматривала озеленение, развитие велосипедной инфраструктуры и другие мероприятия по благоустройству. Это дало людям надежду на изменения и повышение качества жизни, вспоминает Хесске.
Постепенно планы реализовывались: горожане очистили и частично вывели на поверхность подземную реку, бывшие угольные шахты превратили в озера, увеличили количество зеленых насаждений, ограничили движение автомобилей в центре и заменили автомобильные парковки велосипедными. При общей протяженности дорог в 1,8 тыс. км в Лейпциге проложили 550 км велосипедных дорожек.
В 1990-х четверть всех помещений Дрездена стояли незаселенными
Заметно изменился и соседний Дрезден, столица федеральной земли Саксония. В феврале 1945 года бомбардировки союзных войск едва не полностью разрушили этот город, унеся жизни десятков тысяч людей. Социалистическая власть возвела вокруг уничтоженного исторического центра кварталы мало привлекательных панельных домов, правда в 1990-х четверть всех помещений Дрездена стояли незаселенными. После объединения Германии центр города отстроили, запустили реновацию зданий социалистической эпохи, взялись за озеленение и транспортную инфраструктуру.
В итоге население Дрездена и Лейпцига теперь не уменьшается, а увеличивается: в первом городе с момента объединения Германии оно выросло на 120 тыс., а во втором за то же время — на 100 тыс.
«Произошли огромные изменения, — признает Хесске. — Правда, пришли они не быстро, а шаг за шагом». Невозможно сделать все сразу и в один момент, подчеркивает немка, и не следует ожидать, что улучшением будет заниматься только власть, — важно привлекать к этому горожан.
Раны войны
Неподалеку от центра Дрездена раскинулся район старого вокзала площадью 27 га, который, по замыслу планировщиков, постепенно превращается в смешанную зону с жилыми кварталами, творческими мастерскими и коммерческими учреждениями. Само здание вокзала, из которого в годы Второй мировой войны отправляли в концлагеря евреев, пустует уже скоро восемь десятилетий. Лишь рядом появилась творческая инсталляция-мемориал.
«Иногда можно увидеть, как на платформе тренируются боксеры, — просто потому, что здесь не бывает людей и есть свободное пространство для занятий», — рассказывает Айрис Глейхманн, архитектор и специалист по градостроительству, которая 20 лет живет и работает в Дрездене.
Ревитализация этой части города стартовала несколько лет назад, но впереди еще немало работы. И это хороший пример того, что изменения требуют времени, подчеркивает немка.
А вот разрушенный во время войны центр города уже претерпел кардинальные изменения. «Когда я приехал в Дрезден в 1990-е годы, то отсюда мог видеть железнодорожный вокзал, расположенный в 1,8 км», — вспоминает Борис Харбаум, специалист Государственного министерства регионального развития Саксонии, стоя посреди новых зданий с псевдоисторическими фасадами неподалеку от главной площади города. Это напоминает нам, что восстановление длится поколениями, говорит он.
В первые послевоенные годы о восстановлении как таковом в Восточной Германии речь не шла: более 10 лет местные жители собственноручно разбирали завалы, рассказывает Харбаум. Причем делали это преимущественно женщины, ведь многие мужчины погибли, попали в лагеря или на скамью подсудимых за военные преступления. Люди жили в бараках и временном жилье.
Позже социалистическое правительство сосредоточилось на строительстве панельных жилых домов. В Дрездене восстанавливали в первую очередь широкие улицы, где можно было проводить большие военные парады, рассказывает Глейхманн. А вдоль них возводили панельки, руководствуясь «идеей о равном праве каждого иметь квартиру».
Когда же Германия воссоединилась, муниципальная власть Дрездена сосредоточилась прежде всего на ремонте и реновации жилых зданий, привлекая к финансированию работ их владельцев, рассказывает Томас Пипер, глава отдела реконструкции в администрации города. Далее здесь перешли к улучшению общественных пространств и зеленых зон, а в последние 10 лет сконцентрировались на школах.
За последние 10 лет цена аренды жилья в Дрездене выросла вдвое и сейчас достигает 14 евро в месяц за квадратный метр
Но реновация коснулась не всех жилых домов, добавляет Глейхманн. И это хорошо, потому что городу нужны разные виды жилья — для людей с разным доходом. Ведь за последние 10 лет цена аренды жилья в Дрездене выросла вдвое и сейчас достигает 14 евро в месяц за квадратный метр.
В сфере транспорта муниципалитет поставил за цель стимулировать жителей четвертого по площади города Германии меньше пользоваться собственными авто. Для этого здесь начали создавать пункты мобильности — площадки возле остановок общественного транспорта, обустроенные велопарковкой с прокатными велосипедами и паркингом для каршеринговых автомобилей. Сейчас количество автовладельцев продолжает увеличиваться, признают в мэрии, но вместе с тем растет и доля тех, кто предпочитает не пользоваться собственной машиной.
Немало дискуссий среди горожан и урбанистов вызвала идея восстановления исторического центра Дрездена в его довоенном виде. Впрочем, политическая воля и финансирование все же нашлись, и сейчас центр города привлекает туристов и одновременно сохраняет память о трагедиях прошлого. Так, на восстановление дворца Резиденс Шлосс в течение 30 лет город потратил 400 млн евро. А восстановленная церковь Богоматери, реконструкция которой хотя и имела своих противников, в конце концов стала символом примирения с англичанами и поляками, рассказывает Глейхманн. Первые передали часть денег на восстановление из частных пожертвований, а вторые изготовили один из элементов отделки.
Некоторые памятники городу решили не возвращать
Впрочем, некоторые памятники городу решили не возвращать — например, церковь Святой Софии, которая сильно пострадала во время войны и была снесена по решению властей Германской Демократической Республики (ГДР) в начале 1960-х. На ее месте теперь возвышается стеклянный куб — мемориал, в интерьер которого встроены фрагменты храма, которые удалось сохранить.
Похожее решение приняли и в Лейпциге: на месте снесенной в тот же период церкви Святого Павла там возвели главный корпус Лейпцигского университета со стилизованной под церковную башней.
Трагическая история городов живет в памяти их жителей, утверждает Глейхманн. В Дрездене не забыли еврейские погромы, сожжение синагог и массированную атаку в феврале 1945-го. «Такие моменты оставили отпечаток на каждом, — говорит Глейхманн, — Горожане помнят раны войны».
Как Лейпциг стал Хайпцигом
Ключевой проблемой Лейпцига после объединения Германии стало возвращение людей. Тогда молодые и трудоспособные горожане тысячами ехали на запад Германии в поисках работы и лучшей жизни. Среди них были и родственники Хесске.
«Некоторые из них поселялись в селах и небольших городах и, хотя чувствовали, что местная сплоченная община порой не слишком хорошо их принимает, вынуждены были оставаться, чтобы зарабатывать деньги», — вспоминает немка.
Рынок труда начал расти, а с ним и количество населения
Все изменилось с приходом крупных инвесторов. Расположенный недалеко от столицы Берлина и посередине между землями Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия, Лейпциг со своими аэропортом и железной дорогой заинтересовал бизнес. В начале 2000-х свои заводы здесь открыли немецкие автопроизводители Porsche и BMW, а в 2008 году ведущая международная логистическая компания DHL перенесла сюда из Брюсселя свой узел, превратив город в третий крупнейший грузовой аэрохаб Европы. Рынок труда начал расти, а с ним и количество населения.
«Лет 15 назад начался настоящий ажиотаж: в Лейпциг не только возвращались семьи, корорые уехали ранее, но и стекалась молодежь из разных уголков Германии, — рассказывает Хесске, — Это было вроде волны [иммиграции], хайп, из-за чего некоторые даже начали называть Лейпциг Хайпцигом».
Если в конце 1990-х в Лейпциге было около 30 тыс. незаселенных помещений, то сейчас их осталось в 10 раз меньше, добавляет Торбен Хайнеманн, эксперт по планированию городского транспорта, который в течение 20 лет руководил одним из департаментов Лейпцигского муниципалитета.
Для Дрездена похожую роль сыграла отрасль компьютерных технологий, которая зародилась здесь еще во времена ГДР и набрала обороты уже в объединенной Германии. Сейчас сотни местных компаний объединились в крупнейший кластер микроэлектроники в Европе под названием Силиконовая Саксония. Рабочие места в этой области привлекают в город новых жителей, отмечает Глейхманн. А студенты едут учиться в местный технический университет — один из старейших и крупнейших в Германии.
Чтобы вернуть молодежь, власти Лейпцига предложили ей то, чего та больше всего хочет, — отдельное жилье
Весомое значение в борьбе с депопуляцией восточногерманских городов имели усилия муниципальных властей. Так, чтобы вернуть молодежь, власти Лейпцига предложили ей то, чего та больше всего хочет, — отдельное жилье. Мэрия разрешила строить таунхаусы в центре бывшего промышленного города, рассказывает заместитель мэра Гернинг.
«В Лейпциге есть пространство, так что приезжайте и воплощайте свою мечту, — пересказывает он призыв тех времен, — или если вы галерист и заинтересованы в старых заводских площадях, чтобы открыть галерею, вперед!»
Позаботились и о повышении качества жизни. Еще в середине 1990-х Лейпциг принял стратегию уменьшения количества автомобилей в центре города, куда вели все основные дороги, вспоминает Хайнеманн. Был закреплен приоритет общественного транспорта, пешеходного и велосипедного движения и идея «города коротких расстояний». Центр города превратили в пешеходную зону, а вместо автомобильных парковок появились зеленые насаждения, свободные пространства и велопаркинги. Сейчас на 625 тыс. горожан приходится 205 тыс. частных автомобилей и 570 тыс. велосипедов.
Но кроме рабочих мест, доступного жилья и городского комфорта возвращению граждан в восточногерманские города способствовала тоска по родине. Многие из тех, кто выехал в Западную Германию, не чувствовали себя там дома, подчеркивает Харбаум. Поэтому в конце концов улучшение ситуации в восточногерманских городах вместе с трудностями интеграции в закрытые западногерманские общины вернули их домой.
Украина, которой предстоит восстановление и задача вернуть людей, может многому научиться у восточногерманских городов
Украина, которой предстоит восстановление и задача вернуть людей, может многому научиться у восточногерманских городов, переживших и значительные разрушения, и отток населения, и экономический кризис, считает Юлиан Чаплинский, украинский урбанист, бывший руководитель Управления архитектуры Львова.
«Конечно, одинаковых случаев не бывает: у нас разные народы, разная география, разные экономические пути и геополитика, — рассуждает он. — Но по опыту Германии мы должны понимать, что [восстановление] - это долгий процесс и что многое зависит от самих людей».
Читайте этот материал в свежем номере журнала NV — № 3, август 2023 года, который можно прямо сейчас приобрести на сайте NV.UA.