NV Премиум

Рокировка на Банковой. Почему растут акции Кубракова, падают акции Тимошенко, а команда Большого строительства остаётся в прошлом

Политика

17 ноября 2022, 20:36

Когда-то замглавы ОП Кирилл Тимошенко в роли «старшего товарища» приобщил к любимому проекту президента Александра Кубракова. Теперь тот уходит в самостоятельное плавание и может стать вторым человеком в Кабмине.

За закрытыми дверями на Банковой недавно случился распад союза, известного немногим, но который в свое время контролировал миллиардные бюджетные потоки.

Речь идет о дуэте Кирилла Тимошенко, заместителя главы Офиса президента (ОП), и министра инфраструктуры Александра Кубракова. Оба ранее курировали президентскую программу Большое строительство, которая стоила стране 120 млрд. грн., превратившихся в 13 тыс. отремонтированных и новых автомагистралей, в восстановленные школы и детсады. Этот проект не только дал стране сотни километров нового асфальта, но и породил среди экспертов множество подозрений в коррупции, которые, впрочем, в какие-либо громкие уголовные производства не обратились.

Ни Тимошенко, ни Кубракова напрямую с подозрительными делами не связывали, — их неформальное сотрудничество распалось по другим причинам.

БОЛЬШИЕ СТРОИТЕЛИ

Кирилл Тимошенко и Александр Кубраков сохраняют рабочие отношения, но уже не являются политическими союзниками / Фото: president.gov.ua

33-летний Тимошенко попал в команду Зеленского, будучи режиссером видеопродакшена: его называют автором ролика, в котором будущий шестой президент страны «пригласил» Петра Порошенко на стадион для дебатов.

Молодой медийщик из Днепра давно подвизался на рынке политических PR-услуг: его компания снимала промо и Порошенко, и Юрию Луценку, и Владимиру Гройсману. Тимошенко избегал работать лишь с Оппоблоком.

Его компания еще и предлагала организацию партсъездов с видеосъемкой. «Это был уникальный продукт, когда одна фирма предоставляла обе услуги пакетом. Деньги на стартап ему дал отец», — так в беседе с НВ описал первые шаги Тимошенко в большой политике один из представителей окружения президента.

Он плотно сотрудничал с партией УКРОП, в которой отвечал за медийную составляющую, а в 2015-м баллотировался от нее в Киевсовет. Тимошенко был наиболее близок с лидерами этой политструктуры — мэром Днепра Борисом Филатовым и бизнесменом Геннадием Корбаном.

Когда Корбан начал конфликтовать с миллиардером Игорем Коломойским, Тимошенко сохранил контакты с обеими сторонами. Но, по данным НВ, основатель группы Приват все равно теперь считает замглавы ОП «предателем», — тот, мол, не отплатил за добро сторицей.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

После триумфа Зеленского на выборах Тимошенко оказался на Банковой, курируя там вопросы информационной политики. А затем стал одним из немногих членов нынешней команды ОП, который смог удержаться на высокой должности после того, как Офис возглавил Андрей Ермак.

Второй по счету глава «канцелярии» Зеленского методично избавлялся от замов, доставшихся ему по наследству от Андрея Богдана. Так, несмотря на личную близость к главе государства, без работы остались заместители главы Офиса Сергей Трофимов и Юрий Костюк.

А вот Тимошенко перекинули на курирование регионов. И если поначалу он занимался информполитикой, протоколом главы государства и IT-сферой, то затем, в марте-апреле 2020 года, стал куратором любимого президентского детища — Большого строительства и отвечал, как и по сей день, за координацию с облгосадминистрациями от ОПУ.

А вопросы информации перешли от Тимошенко к новому лицу: в апреле 2020-го Ермак нанял на Банковую Михаила Подоляка — политконсультанта, экс-главреда сайта Обозреватель.

Большое строительство помогло Тимошенко выскользнуть из прямого подчинения Ермаку. Президентский проект, курируемый им, прогремел на всю страну: уже за девять месяцев 2020-го в стране отремонтировали и построили около 7 тыс. дорог. Во времена Порошенко нечто похожее сумел сделать и премьер Владимир Гройсман, но у того на это ушло три года.

Впрочем, в СМИ начали появляться расследования о существовании на рынке дорожного строительства картельных соглашений, завышающих стоимость работ. Обещали проверить использование средств и в НАБУ.

На теме Большого строительства впервые пересеклись дороги Тимошенко и Кубракова, — последний на тот момент руководил Укравтодором.

Сила Тимошенко основывалась на том, что он имел прямой доступ к президенту и мог в любой момент быстро решить проблемы. А Кубраков от Банковой был удален и играл роль технического исполнителя.

Так сложился этот тандем, которые вскоре стал раздражать Ермака своей самостоятельностью. «Они [Тимошенко и Кубраков] были слишком независимыми и поэтому их в некоторых кабинетах Банковой особо не любили», — рассказал НВ один из топ-представителей команды Зеленского.

Все шло хорошо, пока не началась полномасштабная война, и союз Тимошенко с Кубраковым дал трещину. Причин тому было несколько.

Первая из них — вынужденное завершение проекта Большого строительства, пояснил один из людей, близких к Тимошенко.

Вторая, — то, что в глазах Зеленского авторитет Кубракова серьезно вырос. «Кубраков разрабатывал многие концепции в инфраструктуре, но до ОП это доходило как идеи Кирилла [Тимошенко], — рассказал НВ один из топ-представителей власти. — Сначала Саню [Кубракова] Зеленский и Ермак считали талантливым исполнителем. Но впоследствии увидели в нем еще и талантливого руководителя».


Одной из многих реализованных идей Кубракова стало успешное размещение евробондов Укравтодора на Лондонской фондовой бирже под госгарантии. Это помогло привлечь дополнительные $700 млн на ремонт дорог.

Еще и Ермак, по данным НВ, поспособствовал тому, чтобы Тимошенко потерял посредническую роль между Зеленским и Кубраковым.

"Сначала Саню [Кубракова] Зеленский и Ермак считали талантливым исполнителем. Но впоследствии увидели в нем еще и талантливого руководителя", - рассказал НВ источник в команде Зеленского / Фото: president.gov.ua

При этом Тимошенко, похоже, занялся интригами, отметили в общении с НВ представители власти: в последнее время на ряде информационных ресурсов и в ТГ-каналах появились сообщения, что Кубракова могут уволить с поста министра. Хотя на деле, как пояснили источники редакции, речь идет об усилении последнего: правительство готовит слияние Мининфраструктуры и Минрегионразвития, а Кубраков в итоге не только будет руководить мега-ведомством, но еще и получит пост вице-премьера.

Источник НВ в правительстве уточнил: «Сейчас расстояние между ними [Кубраковым и Тимошенко] очень велико. Министерство действует самостоятельно».


Кроме того, Кубракову чужды политические интриги. «Саня [Кубраков] очень адекватный. Он вообще не пытается играть в политику. Ему это не нужно», — заявил НВ один из представителей президентской команды.

А вот Тимошенко разъярил Банковую, когда недавно выяснилось, что он использует для поездок в командировки большой и дорогой внедорожник Chevrolet Tahoe, переданный американской General Motors Украине для гуманитарных нужд. «Кирилл [Тимошенко] думает, что он умнее всех», — заявил НВ топ-представитель команды главы государства.

В ответ на обвинения Тимошенко вначале заявил расследователям из Бигус.Инфо, что машина не бронированная, поэтому на фронте не нужна. Но после скандала все же передал SUV армии.

Тучи над Тимошенко начали сгущаться и с другой стороны. Недавно программа Схемы, а параллельно с ней и УП, выяснили: глава Днепропетровской ОВА Валентин Резниченко имеет внебрачную связь с некоей Яной Хлантой, фитнесс-тренером из Днепра. Та, в свою очередь, владеет половиной строительной компании, получившей 1,5 млрд грн (из 2 млрд), выделенных на ремонты дорог на Днепропетровщине. Причем этому региону достались максимальные «восстановительные» суммы, хотя в стране есть и пострадавшие больше от войны области.

Тимошенко связан с Резниченко через Юрия Голика, негласного куратора всяких строительных дел в ОП, который, несмотря на скандал, продолжает ходить на Банковую на совещания.

НОВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР

Кубраков попал в политическую команду Зеленского — партию Слуга народа — как эксперт IT-рынка и мобильной связи, по рекомендации экс-премьера Алексея Гончарука: оба в свое время сотрудничали с независимым аналитическим центром — Офисом эффективного регулирования (BRDO).

Кубраков был и советником мэра Киева Виталия Кличко по вопросам IT и технологий, занимался внедрением единой системы документооборота в мэрии, писал стратегию развития столичного транспорта по заказу Всемирного банка.

Став летом 2019-го депутатом ВР от СН, Кубраков за несколько месяцев стал одним из самых результативных «слуг»: Рада приняла 16 законопроектов его авторства, касавшихся внедрения среднесрочной госпрограммы по строительству и ремонту дорог, и дальнейшего аудита.

Спустя несколько месяцев Гончарук предложил Кубракову должность главы Укравтодора со словами: «Нам в команде нужен честный и профессиональный человек. Господин Кубраков уже показал себя как профессионал при строительстве трассы Запорожье-Мариуполь».

Так уже осенью 2019-го для Кубракова начался период активных автодорожных работ.

Когда же на Банковой решили убрать Владислава Криклия с поста министра инфраструктуры, Тимошенко взял с собой Кубракова, и они вместе озвучили Зеленскому свое видение преобразования министерства в более эффективную структуру. Президенту предложения понравились, и он дал главе Укравтодора новый пост и шанс реализовать эти идеи.

За три года работы в исполнительной власти Кубраков создал собственную команду управленцев и больше не нуждается в помощи Тимошенко. Да и во фракции «слуг» у него есть соратники. Ближайшие из них это глава партии СН Елена Шуляк и депутат монобольшинства Виталий Безгин. Последний подтвердил НВ, что знаком с министром с 2016 года и работал с ним в одной команде еще до попадания в парламент.

«Тимошенко и Голик считают, что Кубраков их кинул и переступил через головы», — пояснил топ-представитель фракции СН. Один из его коллег высказался в схожем ключе: мол, Тимошенко и Голик считают, что «у Кубракова выросли крылья».

«Тимошенко и Голик считают, что Кубраков их кинул и переступил через головы», — пояснил топ-представитель фракции СН. Один из его коллег высказался в схожем ключе: мол, Тимошенко и Голик считают, что «у Кубракова выросли крылья».

Тем не менее, отношения между всеми этими людьми остались рабочими.

Собеседник НВ в правительстве пояснил, что сближение Кубракова с Зеленским произошло по инициативе главы государства: «Президент сам выстроил с ним личное общение. Александр в этом плане не мог навязываться президенту».

У инфраструктурного министра сложились хорошие личные отношения и с главой Кабмина Денисом Шмыгалем. «Денис Анатольевич [Шмыгаль] рассчитывает на Кубракова по логистике и по транспорту, поскольку его министерство отвечает сразу за многие направления. И премьер понимает, что Кубраков ничего не будет делать у него за спиной, — у него, как и у других министров, нет впечатления, что представители Мининфраструктуры куда-то лезут», — пояснил НВ собеседник в правительстве.

Кубраков, по его словам, независим в вопросах кадровой политики и его подчиненные имеют возможность строить команды самостоятельно, согласовывая с министром лишь общую стратегию. В ведомстве создалась достаточно дружеская атмосфера и упрощены многие бюрократические процедуры.

Безгин уверяет: успех Кубракова заключается в том, что тот не фокусируется на конкретных сферах, а выстраивает менеджерские процессы и дает результат.

Опрошенные редакцией депутаты СН среди последних позитивных результатов министра назвали быстрое восстановление инфраструктуры, — в частности, моста через реку Ирпень на трассе Киев — Чоп, сопровождение Зернового соглашения, а также налаженную логистику УЗ при эвакуации 4 млн украинцев из районов боевых действий.

«В Украине с момента Революции Достоинства говорят о необходимости технократов во власти. Вот Александр [Кубраков] является прекрасным тому примером», — уверен Безгин.

При подготовке этого материала НВ обратился с запросами к Тимошенко и Кубракову, но прямых ответов редакция не получила.

Другие новости

Все новости