Надо сказать, что Тегеран очень удивил практически всех, когда признал свою вину за гибель самолета и всех его пассажиров с экипажем.
Командование корпуса стражей исламской революции официально объявило, что в столичной системе ПВО произошел сбой, самолет был принят за вражескую цель и сбит.
Почему Иран признал уничтожение
Обычно государства не признают своей вины за ошибочно сбитые самолеты. Ни СССР в 1983 году, ни США и Ливия в 1988 году, ни Украина в 2001 году, ни Россия в 2014 году официально не признали своей ответственности за сбитые или взорванные ими пассажирские лайнеры. А Иран вот неожиданно оказался честнее всех.
По моему мнению, это произошло сразу по ряду причин:
Во-первых, большинство погибших были иранцами. Даже те пассажиры, которых сейчас называют канадцами, на деле были эмигрантами из Ирана, то есть в Тегеране их считают «своими». Получается, что для них эта катастрофа — почти внутреннее дело.
Во-вторых, быстрому признанию помогла позиция Украины. Нам не надо давить на Иран, если мы хотим получить от него признание вины и компенсации. Киев, к счастью, так и поступил. Он не стал давить на Тегеран и позволил ему признать свою вину, не теряя при этом лица и достоинства.
На востоке такая деликатность очень дорого стоит. Я думаю, что иранцы за это должны украинцам выплатить огромные компенсации. Не меньше миллиона долларов за каждого погибшего. Конечно, деньгами людей не заменить, но многие житейские проблемы деньги все-таки могут снять.
В-третьих, иранцы признали вину, поскольку отрицать ее было уже почти невозможно. Сначала весь мир увидел кадры того, как в самолет попадает ракета. Потом украинские специалисты изучили обломки и увидели на них отверстия от поражающих элементов ракеты. Это уже было прямое и железобетонное доказательство.
Все три этих фактора сработали. Это хорошо, но еще не конец истории. Сейчас Украине нужно получить от Ирана выплату компенсаций, а также добиться адекватных наказаний для тех людей, кто сбивал самолет.
Накажут ли виновных в катастрофе
Сейчас у многих снова будет большое искушение кричать и давить на Иран. Но я уверен, что надо сохранять все тот же холодный и спокойный тон диалога. Тогда, я уверен, виновные быстро получат заслуженное наказание, а семьи погибших — деньги от правительства Ирана.
Вы знаете, я понимаю тех людей, которые требуют сейчас максимально жестко осудить Иран, присоединиться к санкциям против него, полностью разорвать отношения или что-то еще…
Только что произошла настоящая трагедия и эмоции очень сильны. Но в международной политике эмоции — это очень, очень плохой советчик. Для достижения успеха в этой сфере любой стране необходимо быть абсолютно рациональной. Иногда — даже через силу.
И вы знаете, я даже немного удивлен, что у Украины пока получается пройти это страшное испытание очень достойно — спокойно и с холодным рассудком. Надеюсь, что так будет и далее.
Больше мировых новостей в видеоблоге Ивана Яковины: