NV Премиум

Любопытная взаимосвязь. Как шампанское влияет на сердце

Блоги.Life

12 мая 2025, 01:11

Дэвид Гейз

Старший преподаватель кафедры медицинской биохимии Вестминстерского университета

Употребление шампанского может снизить риск внезапной остановки сердца — но важно учесть ряд других факторов

«В своей жизни я жалею только о том, что пил слишком мало шампанского», — утверждают, что именно так говорил английский экономист и философ Джон Мейнард Кейнс (1883−1946). И, как выясняется, в этих словах может быть неожиданная доля правды.

Представьте себе бокал шампанского — игристого, освежающего и, по мнению многих, предназначенного исключительно для торжественных и праздничных моментов. А теперь представьте, что его упоминают, говоря о способах предотвратить внезапную остановку сердца — резкое прекращение сердцебиения, от которого ежегодно умирают десятки тысяч людей, как правило, неожиданно. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, не так ли?

Подпишитесь на NV Премиум и читайте без ограничений

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Тем не менее, одно исследование, проведенное в Канаде, показало любопытную взаимосвязь. Используя данные более полумиллиона участников UK Biobank, исследователи обнаружили, что у тех, кто употреблял умеренное количество белого вина или шампанского, риск внезапной остановки сердца был ниже. Удивительно, особенно с учетом того, что красное, а не белое вино обычно считается более полезным для сердца.

Чтобы исключить вероятность простого совпадения, исследователи перепроверили свои выводы с помощью генетических данных — и взаимосвязь подтвердилась. А значит, это нечто большее, чем случайность.

Белое вино содержит антиоксиданты

Вином исследователи не ограничились. Они изучили более 100 факторов образа жизни и окружающей среды, связанных с внезапной остановкой сердца, включая рацион, физическую активность, загрязнение воздуха, эмоциональное благополучие, состав тела и уровень образования — каждый из них по отдельности также оказался взаимосвязан с риском внезапной остановки сердца. К какому выводу пришли ученые? До 63% случаев внезапной остановки сердца теоретически можно предотвратить, устранив эти факторы риска.

Среди всех защитных факторов, выявленных учеными, есть несколько особенно примечательных: оказалось, что риск внезапной остановки сердца снижают фрукты, регулярное использование компьютера (да, вам не послышалось) и умеренное потребление белого вина или шампанского. Почему? Точного ответа пока нет.

Одна из теорий заключается в том, что белое вино содержит антиоксиданты, которые могут способствовать здоровью сердечно-сосудистой системы. Другим объяснением может быть то, что люди, пьющие подобные напитки, могут быть более обеспеченными и с большей вероятностью вести более здоровый образ жизни — правильно питаться, регулярно заниматься спортом, — а также иметь доступ к более качественному медицинскому обслуживанию.

Но прежде чем вы откупорите бутылку, чтобы это отпраздновать, хочу предупредить: в том, что касается здоровья сердца, алкоголь остается сложным и часто противоречивым игроком. Другие масштабные исследования указывают на U-образную связь между алкоголем и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Непьющие могут быть им подвержены в определенной степени, умеренное потребление не более одного бокала вина в день может несколько улучшать ситуацию, но чрезмерное употребление алкоголя резко увеличивает риск гипертонии, инсульта и сердечной недостаточности.

А одно наблюдательное исследование с участием более чем 400 тыс. человек показало, что даже умеренное употребление алкоголя может повысить риск аритмии, которая в некоторых случаях может привести к внезапной смерти.

Так что, хотя шампанское и вселяет оптимизм, это не магическое средство. Более широкий смысл исследования очевиден: важнее всего образ жизни в целом. Хороший сон, регулярная физическая активность и сбалансированное питание значительно снижают риск внезапной остановки сердца и могут предотвратить почти 20% случаев.

С другой стороны, ожирение, высокое кровяное давление и хронический стресс оказались одними из самых весомых факторов риска, наряду с низким уровнем образования и загрязненным воздухом. А значит, предотвращение внезапной остановки сердца зависит не только от личных привычек, но и от среды, в которой мы существуем, и от политики, которая ее формирует. Чистый воздух, лучшее образование и большая доступность питательной пищи могут сыграть важную роль.

Нельзя сказать, что внезапная остановка сердца происходит абсолютно случайно. Мы контролируем многие из способствующих ей факторов. Борьба со стрессом, активный образ жизни, поддержание здорового веса, качественный сон — и да, возможно, изредка бокал белого вина — все это может пойти на пользу. Однако по-настоящему мощный эффект оказывают небольшие, но суммирующиеся друг с другом решения — выбор в пользу здорового образа жизни, который делается вновь и вновь на протяжении долгого времени. Профилактика редко сводится к одному изменению — она подразумевает совокупный эффект многих мер.

И если вам интересно: Кейнс в 1946 году перенес серию сердечных приступов, который начались во время переговоров об англо-американском займе в Саванне — городе в штате Джорджия. Кейнс описывал эти переговоры как «абсолютный ад». Через несколько недель после возвращения в свой дом в поселке Ферл в Восточном Суссексе он умер от сердечного приступа. Ему было 62 года.

Возможно, он был прав, говоря, что стоило пить больше шампанского.

Правовая информация. Эта статья содержит общие сведения справочного характера и не должна рассматриваться в качестве альтернативы рекомендациям врача. NV не несет ответственности за любой диагноз, поставленный читателем на основе материалов сайта. NV также не несет ответственности за содержание других интернет-ресурсов, ссылки на которые присутствуют в этой статье. Если вас беспокоит состояние вашего здоровья, обратитесь к врачу.

Перевод NV

NV обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на The Conversation

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV

Больше блогов здесь

Другие новости

Все новости