Самая важная речь администрации Байдена. Что сказал Энтони Блинкен
Мнения20 января, 14:20
Последняя запланированная речь госсекретаря США Энтони Блинкена в качестве главного дипломата Соединенных Штатов, произнесенная на днях в Атлантическом совете (Atlantic council), была связана с надеждой для Ближнего Востока.
Да, вы все правильно прочитали.
Это был прощальный звон колокола, дерзкий выход, призывающий все ближневосточные стороны воспользоваться открывающимися перед ними историческими возможностями для достижения прочного мира и региональной интеграции. Это произошло за день до того, как Израиль и ХАМАС договорились о прекращении огня и освобождении заложников.
Кроме того, госсекретарь США изложил подробный послевоенный план восстановления Газы. И, пожалуй, самое главное — несмотря на продолжающуюся войну и расхожее мнение о безысходности, — он заявил, что Ближний Восток приближается к более перспективному и долговечному пути интеграции в сфере экономики и безопасности.
«Нет такого понятия, как враг по наследству»
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
«За последние четыре года, — сказал Блинкен, — основываясь на Авраамских соглашениях, мы пытались достичь их конечной реализации — нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем. И сейчас, когда мы находимся здесь, все готово к работе. Все может сдвинуться с мертвой точки уже завтра. Но для этого необходимы две вещи. Требуется прекращение конфликта в Газе и надежный путь к созданию палестинского государства».
Когда он выступал со сцены Atlantic Council, казалось естественным, когда он задумался о многовековых европейских войнах и претензиях, которые в конечном итоге привели к грандиозному примирению, преподнося тем самым урок для пессимистов в отношении Ближнего Востока.
Все может сдвинуться с мертвой точки уже завтра
«Как всегда бывает в конфликтах, — сказал он, обращаясь к израильтянам и палестинцам, — чем больше люди страдают, тем меньше они сочувствуют страданиям тех, кто находится на другой стороне».
Однако в беседе со мной после своего выступления Блинкен сказал: «Одна из вещей, Фред, в которую я твердо верю, исходя из моего собственного опыта за последние тридцать лет и глядя на всю историю, — это то, что не существует такого понятия, как враг по наследству; что мы не обречены на конфликты или вражду; и даже то, что казалось самой яростной и жестокой ненавистью, может исчезнуть, может измениться».
Блинкен усмехнулся и добавил: «За последние четыре года, вероятно, двумя самыми близкими моими партнерами — нашими партнерами — были Германия и Япония. Не так давно это был совсем другой мир. Мы воспринимаем это как должное. А зря. Нам нужно напоминать себе об этом, мотивировать себя этим, потому что это говорит нам о том, что ничто не является предначертанным и предопределенным».
Стоит вчитаться в каждое слово одной из самых значительных речей администрации Байдена. Она не жалеет критики в адрес Израиля или палестинцев, и в ней нет никакой наивности в отношении трудностей достижения прорывных результатов для региона, подобных тем, что произошли в Европе после Второй мировой и холодной войн.
«Во всем арабском и мусульманском мире, — говорит Блинкен, — значительное большинство считает, что 7 октября не было — а если и было, то это было законное нападение на израильских военных. А в Израиле почти не сообщается об условиях в Газе и о том, что люди там переживают каждый день».
«Эта дегуманизация — одна из величайших трагедий этого конфликта, — сказал Блинкен. — Покойный кардинал (Карло Мария) Мартини однажды отметил, что нам необходимо уметь переживать общее горе. Это помогает нам в моменты потерь и отчаяния сохранять чувство общей человечности. Без этого мы теряем одну из важнейших основ для примирения и, в конечном счете, сосуществования».
Воспользуйтесь историческим моментом
Репортеры сосредоточатся на деталях послевоенной Газы, которые изложил госсекретарь США, и они очень важны. Они фокусируются на нескольких важнейших принципах: «Газа никогда больше не будет управляться ХАМАСом или использоваться в качестве платформы для террористических или других насильственных атак. Новые управляемые палестинцами правительства объединят Газу с Западным берегом под властью Палестинской администрации. Никакой израильской военной оккупации Газы или сокращения ее территории. Никаких попыток окружить или блокировать ее после конфликта. И никакого насильственного перемещения населения Газы».
Другие сфокусируются на замечании Блинкена о том, что большая часть работы по нормализации саудовско-израильских отношений завершена, включая соглашение о стратегическом союзе, которое закрепляет Саудовскую Аравию в качестве союзника США по договору, и соглашение об оборонном сотрудничестве между Вашингтоном и Эр-Риядом, которое усиливает военную координацию и интеграцию. По словам Блинкена, также удалось достичь прогресса в переговорах по энергетическому соглашению, которое включает в себя сотрудничество в области гражданской ядерной энергетики, и экономическому соглашению, которое способствует развитию торговли и инвестиций.
Однако для меня самым значительным посланием в этой речи стала уникальная возможность воспользоваться историческим моментом и вывести Ближний Восток на более позитивную траекторию. Прежде всего, это связано с тем, что Иран, долгое время бывший главным препятствием на пути к прогрессу, сейчас находится в крайне невыгодном положении и слабее, чем когда-либо за последние тридцать лет.
Иранские прокси-структуры ослабли. Организаторы террористической атаки ХАМАС 7 октября были убиты, а военный потенциал этой группировки подорван. «Хезболла», самый значительный прокси Ирана, лишилась своего руководства и большей части военного потенциала. Режим Асада в Сирии рухнул, а иранские войска в основном отступили из страны. Кроме того, два беспрецедентных прямых ракетных удара Ирана по Израилю были встречены контрмерами США и Израиля, в результате чего Тегеран причинил относительно небольшой ущерб. В то же время собственная противовоздушная оборона Ирана оказалась пробитой.
По словам Блинкена, сейчас необходимо, чтобы Израиль «согласился на воссоединение Газы и Западного берега» под руководством реформированной Палестинской администрации. После этого, по его мнению, «все должны принять ограниченный по времени и условиям путь к созданию независимого палестинского государства».
Развивая успехи друг друга
Вот что еще вселяет в меня надежду со стороны США в связи с приходом к власти новой администрации.
Администрация Байдена сочла разумным развивать то, что было, возможно, самым крупным внешнеполитическим достижением первой администрации Трампа — Авраамские соглашения. Тем самым администрация Байдена приблизила Саудовскую Аравию и Израиль к нормализации отношений. (Блинкен сказал, что выбор времени для нападения ХАМАС был «не случайным», и что записи, найденные у высокопоставленных чиновников ХАМАС, показывают, что они стремились к региональной войне, «чтобы сорвать это соглашение»).
Мне трудно представить, что будущий президент США Дональд Трамп захочет сделать что-то еще, кроме как развивать свои собственные Авраамские соглашения, чтобы добиться более глубокой экономической интеграции и интеграции в области безопасности между Израилем и арабскими соседями, с которыми он достиг нормализации.
Обнадеживает и то, что Джейк Салливан, советник по национальной безопасности администрации Байдена, тесно координирует свои действия с Майком Волцом, который займет его место в администрации Трампа. Бретт Макгурк, переговорщик Байдена по Ближнему Востоку, был в Катаре, участвуя в переговорах о прекращении огня и освобождении заложников вместе со Стивом Виткоффом из будущей администрации Трампа. Наша собственная Инициатива № 7, партнерство Atlantic Council и Фонда Джеффри М. Талпинса, видит большой потенциал в будущем с приходом новой администрации.
Из ужасов периода, наступившего после 7 октября 2023 года, на Ближнем Востоке, все же может вырасти историческое благополучие, и это может произойти благодаря тому, что администрации Байдена и Трампа будут развивать успехи друг друга.
«Я верю, что если лидеры примут трудное решение следовать этому пути (к большей интеграции и возможностям), — сказал Блинкен, — то на их стороне будет не только Америка, но и сила, с которой не сравнится ни один противник: поколение молодых людей, решительно отвергающих идею о том, что конфликт неизбежен и вражду можно передавать по наследству… и достаточно смелых, чтобы принять мирное сосуществование».
Перевод NV
NV обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Atlantic Council. Републикация полной версии текста запрещена.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV