Этот материал впервые опубликован в разделе Книги
1. Імператор Риму (Emperor of Rome: Ruling the Ancient Roman World), Мері Берд
Это новое украинское издание признанной специалистки по античной истории, профессорки Кембриджского университета, которая не только глубоко знает предмет, но и имеет большой талант рассказчика. Мэри Берд так пишет о Древнем Риме, как о старых знакомых. Ее стиль легкий, а рассказ увлекательный.
Пожалуй, самая известная ее книга — SPQR: Історія Давнього Риму. Но в Императоре профессорка описывает кое-что очень интересное современному человеку: как республика превращается в автократию, а власть императора постепенно обожествляется. Как от мнимо скромного Октавиана Августа римляне переходят к — возможно, безжалостно оболганному — Калигуле, а затем снова к умеренному философу Марку Аврелию. Очень полезная книга для всех, кого интересует политика.
2. Нариси таємної війни. Польський художник на службі визволення Радянської України (Sketches from a Secret War: A Polish Artist’s Mission to Liberate Soviet Ukraine), Тімоті Снайдер
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Много ли знают в Украине о польском прометеизме 1920-х? Безусловно, прометеевское движение известно среди историков, но знает ли об этом общая читающая публика? Скорее нет. И это очень жаль, потому что именно он помогает значительно лучше понять многие исторические события. И дальнейшую доктрину Ежи Гедройца, выработанную в экзиле в Париже 1950-х, с ее знаменитым тезисом «Нет независимой Польши без независимой Украины», и гедройцевскую приверженность тому, что именно в его кругу названо Расстрелянным возрождением, и мгновенное признание Польшей независимости Украины в 1991-м, и источники Сталинской антиукраинской и антипольской паранойи, и даже кое-что о степени жестокости Сталина к украинцам в 1930-х, в частности истребление украинской культуры.
Польские прометеисты, пишет Снайдер, видели шанс на то, чтобы вырвать Украину из Советского Союза, в расцвете культуры 1920-х — сильном, оригинальном, самостоятельном интеллектуальном движении. А Сталин видел в прометеизме заговор, чтобы утопить его грандиозный — и кровавый — проект преобразования мира. А еще эта книга в очередной раз подсвечивает, почему Украина и Польша — естественные партнеры, а наш союз — залог нашей безопасности.
3. Книга для дітей (The Children’s Book), Антонія Сьюзен Баєтт
Замечательный роман о поздневикторианской Англии, который можно прочитать как семейную сагу. Детская писательница Олив Уэллвуд пишет настоящие бестселлеры, рассказывая сказки своим семерым детям. Но присмотритесь немного ближе, и увидите гораздо больше.
Это не только роман, но и историко-биографический рассказ об английском Движении искусств и ремесел и Обществе Фабиана и связанных с ним феминистических, социалистических и прогрессистских идеях. Фабианцы верили в переход к социалистическому обществу эволюционным, а не революционным путем: через образование и просвещение. Достаточно сказать, что именно члены Общества Фабиана основали до сих пор авторитетную London School of Economics. В романе много и о становлении другого фабиановского проекта — Музея Виктории и Альберта.
А вообще Книгу для дітей можно прочитать просто как щемящую и увлекательную историю о немного странной семье, живущей в большом доме в старой сельской Англии накануне Первой мировой войны.
4. Дзеркало і світло (The Mirror and the Light), Гіларі Мантел
Последняя книга из трилогии о королевском советнике Оливера Кромвеля, который поочередно служит католическому кардиналу и канцлеру Англии Томасу Вулси, его ярому врагу, и религиозной реформаторке Анне Болейн и королю Генриху VIII. Речь идет о бурном XVI веке, когда под влиянием реформаторских движений в континентальной Европе содрогаются основы католической церкви и на Альбионе.
Те, кто читал в детстве истории о Робин Гуде, вспомнят, что благородным разбойникам противостояли алчные епископы, а помогали веселые монахи. Именно монастыри и были несущей конструкцией католической церкви в средневековой Англии. Все меняется под влиянием интриг при дворе короля Генриха, где часть вельмож стремится свергнуть испанскую католическую королеву и посадить на престол Анну, представительницу семьи Говардов, и личной реформированной веры скромного, но талантливого служащего Оливера Кромвеля.
Две первые книги из трилогии получили Букеровскую премию — большая редкость для одного романа. Но третья из них, как по мне, едва ли не лучшая. Она о хрупкости отношений с капризным королем, который является центром и светилом в галактике тогдашних людей. А читая, невозможно не провести параллель с нынешней международной политикой и новым-старым Генриховским типом лидера на сцене.
5. Дорога на Асмару, Сергій Сингаївський
Единственная книга из этого перечня, которую я на самом деле не читала. Но, безусловно, прочитаю. Это — роман украинского писателя и военного переводчика, который стал свидетелем войны в Эфиопии в 1980-х в составе советского военного контингента.
Один мой коллега, который пошел добровольцем в ВСУ и служит военным переводчиком, заметил, что это роман как будто о нем.
Еще одна причина, по которой я прочитаю эту книгу, такова: как-то в такси до аэропорта в Нью-Йорке водитель спросил меня, откуда я. Об Украине он почти ничего не знал, но сам он был из Эфиопии, а я знала о войне за Эритрею и о дороге на город Асмара, которая была стратегической артерией. Он был настолько тронут, что я узнала в его реакции нас, украинцев: как мы радуемся, когда люди из далеких стран вдруг знают что-то о нас.
О самой Эфиопии с тех пор я прочитала чуть больше, но роман Сергея Сингаевского — это украинский взгляд и на эту войну, и на саму Украину в глобальном контексте, поэтому это обязательный пункт в моем личном списке.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь