Путь Бублика. Доброволец Михаил полетел в Мариуполь первым вертолетом и погиб за два дня до того, как враг захватил Азовсталь
События8 сентября 2024, 08:24
Автор: Мария Морозова
Взросление Бублика. С Майдана — в зону АТО
«Михаил рано начал жить отдельно — лет с 16, все решения принимал самостоятельно. Очень свободным был», — начинает свой рассказ мать воина Таисия Никонец.
В 2014-м ее сын был на Майдане, участвовал в Революции Достоинства.
«Свобода и справедливость — это было главное для него. А тут вдруг это хотят отобрать, и не только у него, а у всех. Михаил сразу решил: надо идти на Майдан и бороться за себя и за Украину», — говорит Таисия.
На Майдане Михаил присоединился к Правому сектору. В ноябре 2014 года, когда пошел добровольцем в зону АТО, выбрал батальон Азов. Считал его лучшим среди украинских военных формирований после того, как азовцы защитили Мариуполь от россиян. Для Михаила, говорят родные, это было характерно: всегда стараться быть первым и тянуться к лучшим.
В армии получил позывной Бублик. Это прозвище — еще с детства.
«Лет с 12−13, — говорит мама. — С этим связана одна история. Как-то он всю ночь просидел в компьютерном клубе, играл в „стрелялку“. А на утро туда пришел разъяренный взрослый мужчина. Увидел перед Мишей пачку бубликов, которые он всю ночь ел, и спросил: „Это ты мой танк разбил, Бублик?“ После этого Михаил начал так в онлайн-играх подписываться. Все знакомые его так называли. Поэтому и служить пошел Бубликом», — объясняет Таисия Никонец.
Свое решение пойти воевать Михаил от матери скрыл: старался всячески оградить ее от забот и того, что могло причинить боль. Только сестре признался.
«Мы переписывались, и он сказал, что собрался в АТО. Для меня это был шок. Он сразу предупредил, что мама не знает и надо, чтобы и дальше не знала. Я в то время училась и жила в Киеве. Мы вместе ходили в военторги, я и мои друзья скинулись, кое-что ему купили. Берцы помню бежевые, спальник он себе выбрал и еще что-то», — вспоминает Илона Мельничук, троюродная сестра Михаила.
Только в марте 2022-го она признается Таисии, что знала тогда о решении Бублика идти на фронт. Первые полгода, когда сын был в зоне АТО, мама считала, что он в Киеве, работает и развлекается с новыми друзьями.
«В мае 2015-го я узнала, что Михаил под Мариуполем. Он не добавлял меня в друзья в соцсетях, его фото в форме увидели знакомые, рассказали мне. Несколько дней не могла с ним связаться. Плакала. А когда наконец поговорили, немного успокоилась. Он начал звонить по видеосвязи, уверял, что все хорошо, побратимы классные», — вспоминает Таисия.
В 2016-м, в 24 года, Михаил считался уже ветераном войны.
«Мы познакомились в 2014-м, а уже в 2015-м я присоединился к подразделению Бублика. Вместе прошли Урзуф, Мариуполь. На поле боя он был бесстрашный, как будто всю жизнь воюет», — вспоминает побратим Евгений.
Семье подробности своей службы Бублик не раскрывал. Однако делился болью от потери побратимов. Говорил, что страшно и тяжело забирать их тела с поля боя. Война заставила его быстро повзрослеть, говорят родные. После завершения контракта Михаил вернулся совсем не тем мальчиком, которым оставил родной дом, вспоминают близкие.
«Он каким-то большим стал за те два года, что мы не виделись. Мужчиной. Война его изменила, и в лучшую сторону. Серьезнее стал, ответственнее. Устроился в Умани на СТО и еще в компьютерном клубе работал администратором», — говорит Таисия.
Вернувшись к гражданской жизни, Михаил начал встречаться и жить вместе со своей давней знакомой Дианой.
«Он много раз говорил, что через год, два или несколько лет россияне пойдут полномасштабной войной. И тогда он вернется на службу», — вспоминает Диана Агеева, любимая Михаила.
2022 год. Пешком дошел из Умани в Киев
Слова Михаила стали пророческими. На рубеже февраля-марта 2022 года, когда началась полномасштабная война, он собрал рюкзак с самым необходимым и пешком отправился из Умани в Киев. Понимал, что дороги, ведущие к столице, забиты автомобилями. Прошел около 200 километров за два дня.
«Он дважды получал отказ в военкомате. Видимо, потому, что перерыв в службе был большой — шесть лет», — рассказывает Диана.
Но вскоре, вместе с побратимами, которые также несколько лет жили гражданской жизнью, Михаил присоединился к ССО Азов. Защищал Ирпень, Бучу, Мощун. А как только ситуация под Киевом стабилизировалась — начал искать пути в Мариуполь. Не мог бросить тех, кто попал в окружение.
«После демобилизации только и рассказывал, какой это замечательный город, Мариуполь. Он его любил. Всегда ездил туда отдыхать», — рассказывает Таисия Никонец.
«Говорил: „Там мои ребята, с которыми я служил. Я знаю, что многие уже погибли. Я так не могу, я буду проситься к ним“», — вспоминает любимая Михаила.
Диане он признался в своем намерении — во что бы то ни стало попасть в окруженный город. Маме пообещал рассказать сам, но уже после прорыва.
Один из первых добровольцев. Перелет Днепр — Мариуполь
Март 2022-го. Россияне наносят авиаудары по роддому и Драмтеатру в Мариуполе. Почти 80% жилого фонда города уничтожено. Тысячи погибших. Еды и медикаментов не хватает. Как и боеприпасов для украинских военных, которые держат оборону.
Украинское командование готовит спецоперацию для поддержки защитников Мариуполя. В условиях абсолютной секретности 21 марта 2022 года ГУР Минобороны организовало первый рейс на Азовсталь. Доставили боеприпасы и медикаменты, а в Днепр эвакуировали нескольких раненых украинских бойцов.
Запланировали и следующие полеты. Среди добровольцев, готовых отправиться для подкрепления мариупольского гарнизона, был и Михаил. Родные говорят, что присоединиться к этой миссии ему помог кто-то из знакомых.
«23 марта 2022 года Бублик вместе с другими добровольцами прибыл в Днепр. Оттуда около четырех часов утра 24 марта два вертолета, по восемь человек в каждом, вылетели в Мариуполь. Миша был в группе из первых 72 бойцов, которые летели, чтобы остаться в том городе», — рассказывает Таисия Никонец.
Примерно в половине седьмого утра 24 марта вертолеты совершили посадку на территории Азовстали. Выгрузили боекомплект и лекарства. Десант рассредоточили по городу. Михаил попал в порт. Потом были гостиница Посейдон, рыбоконсервный завод и железнодорожный вокзал. Эти подробности родные узнают лишь со временем. Только 2 апреля Михаил написал маме, что он — в Мариуполе.
«Я сильно плакала. Почувствовала, что он оттуда не вернется. Было очень страшно. Раньше такого ощущения не было», — делится Таисия.
В ночь на 16 апреля 2022 года Бублику и части украинских военных, которые защищали правобережье Мариуполя, удалось прорваться на Азовсталь. С тех пор Михаил регулярно выходил на связь с родными. Обычно ночью.
«До прорыва на завод он был очень оптимистично настроен. Верил, что им удастся или освободить город, как это уже было в 2014-м, или прорвать окружение и в конце концов выбраться. Однако потом он писал, что никогда не мог подумать, что ему будет так страшно. Впервые я услышала от него такие слова», — признается Диана, любимая Михаила.
Последний обстрел. Побратимы рассказали, где оставили его тело
Находясь на Азовстали, Бублик поддерживал побратимов, которые воевали на других направлениях. Переживал за них.
«Мы с ним списывались, он спрашивал, как дела. Я тогда был на Харьковском направлении, штурмовали врага в одном из сел. Миша мне сказал: „Отсекайте пехоту, жгите танки“. А через несколько дней — погиб. Он и другие храбрые ребята, которые полетели в окружение, сражались в Мариуполе, мотивировали нас уничтожать врага», — говорит побратим Евгений.
Гибель друзей — это было для Бублика самым болезненным в те дни. Он даже говорил близким: «Мы здесь не воюем, только переносим тела».
«Рассказывал мне о своих снах. Ему постоянно снились ребята, которые погибли. Отец, он тоже умер. Говорил, что снилась его квартира в Умани, и он почувствовал, что уже не вернется туда», — делится Диана.
Ночью 14 мая Бублик в последний раз ответил «жив-цел» на мамино сообщение. Записал аудио для Дианы, где пожелал спокойной ночи и сказал, что любит.
Насколько известно родным, молодой человек с двумя побратимами — Александром (Кияном) Жилинским и Антоном (Тасманом) Крилем — был на позиции, где их засек вражеский дрон. Начался обстрел.
Тасман погиб сразу. Раненый Михаил по рации позвал на помощь. Как только выпала возможность, обоих живых воинов удалось эвакуировать в бункер. Однако примерно через полчаса Михаил умер от кровопотери. Сердце Кияна остановилось на следующий день.
«16 мая представитель воинской части сообщил, что Михаил получил ранение, несовместимое с жизнью. Подробности я начала узнавать только через несколько месяцев, по кусочкам, от побратимов, которые были там или что-то знали», — рассказывает мама.
Незадолго до смерти Михаил предупреждал Диану, чтобы она не просила его сдаваться. «Для меня это не выход и не спасение», — подчеркивал он.
16 мая защитники завода получили приказ военного руководства сохранить жизнь личному составу. Россияне взяли их в плен.
«Ребята сказали мне, где оставили его тело. Но что было дальше — никто не знает. Нашли ли его россияне и забрали, или он до сих пор там — информации нет, и совпадений ДНК тоже. Официально он считается без вести пропавшим», — объясняет мама Михаила.
«Держит необходимость найти его и нести о нем память»
Несмотря на официальный статус, власти Умани пошли навстречу семье, и Михаила чествуют на городском мемориале и аллее славы.
На день гибели, 14 мая, и в день рождения сына, 16 июня, мать ежегодно заказывает билборды и видеоролик на экране в центре города, к которым приносит живые цветы.
«Меня держит необходимость найти его и нести о нем память. А боль только нарастает. Думаю: в этом году ему было бы 32, а не будет. Пошла черешня, а он ее не поест. Идет дождь, который он так любил, а он уже не увидит», — сокрушается мать.
Большинство побратимов Михаила, которых знала его мама и с которыми он героически оборонял Мариуполь, погибли. Некоторые до сих пор в плену. Только двое бойцов, которые летели в Мариуполь на одном вертолете с Бубликом, вернулись оттуда живыми.