9 декабря 2016, пятница

Пора спасать Европу

комментировать
ЕС не может заставить принимать беженцев страны, которые не хотят этого, как и заставить беженцев жить не там, где они хотят

ЕС не может заставить принимать беженцев страны, которые не хотят этого, как и заставить беженцев жить не там, где они хотят

ЕС не сможет выжить без разумной миграционной политики и политики предоставления убежища. Семь принципов, на которых должна строиться стратегия решения проблемы беженцев

Кризис беженцев в Европе уже подталкивал ЕС к дезинтеграции, когда 23 июня британцы проголосовали за Brexit. Кризис беженцев, породивший катастрофу Brexit, усилил ксенофобские, националистические силы, которые будут пытаться победить на предстоящих выборах: во Франции, Нидерландах и Германии в 2017 году, на референдуме в Венгрии по вопросу о беженцах в ЕС, которые пройдут 2 октября, а также на повторных президентских выборах в Австрии 4 декабря.

Вместо того, чтобы объединиться для противостояния этой угрозе, страны ЕС проявляют все меньше готовности к сотрудничеству друг с другом. Они предпочитают вести эгоистичную миграционную политику, пытаясь сбросить трудности на соседей – к примеру, строя заборы на границах. Эта политика еще больше раскалывает ЕС, наносит серьезный вред его странам-членам и ставит под удар мировые стандарты в области прав человека.

У нынешнего бессистемного подхода к урегулированию кризиса беженцев, кульминацией которого стало заключённое в этом году между ЕС и Турцией соглашение по ограничению потока беженцев из Восточного Средиземноморья, есть четыре принципиальных недостатка. Во-первых, его нельзя назвать в полной мере европейским: договор с Турцией согласовала и впоследствии навязала ЕС немецкий канцлер Ангела Меркель. Во-вторых, его финансирование оставляет желать лучшего. В-третьих, благодаря ему совершенно неприспособленная к этому Греция превращается, по сути, в загон для беженцев.

Самое важное – это отсутствие добровольности. ЕС пытается ввести квоты, которым многие государства-члены отчаянно сопротивляются, тем самым вынуждая беженцев оставаться в странах, где им не рады и где они не хотят жить, и возвращая в Турцию тех, кто добрался до Европы нетрадиционными путями.

Это печально, поскольку ЕС не сможет выжить без разумной миграционной политики и политики предоставления убежища. Нынешний кризис – не разовое явление; он предвещает, что по ряду причин миграционное давление в обозримом будущем усилится. Среди этих причин – демографический кризис в Европе и кризис перенаселенности в Африки; кажущиеся вечными политические и военные конфликты в соседних регионах, и изменение климата.

Соглашение с Турцией было проблемным с самого начала. Сама идея легального возвращения беженцев в Турцию в корне ошибочна. Большинство сирийских беженцев не воспринимают Турцию, как безопасную страну, особенно после июльской попытки переворота.

Каким должен быть системный подход к проблеме? Независимо от того, как будет выглядеть финальный вариант, в его основу должны лечь семь принципов.

Евросоюз должен вернуть себе контроль над границами. Ничто так не пугает людей, как хаос

Во-первых, ЕС должен принять значительное число беженцев – упорядоченно и безопасно. Это будет намного лучше для общества, чем нынешний хаос. Если Евросоюз обязуется принимать хотя бы 300 000 беженцев ежегодно, тогда потенциальные мигранты сочтут свои шансы достаточно высокими и прекратят попытки попасть в Европу нелегально, ведь это лишит их права на легальный въезд.

Во-вторых, Евросоюз должен вернуть себе контроль над границами. Ничто так не пугает людей, как хаос.

В-третьих, ЕС должен найти достаточные средства для финансирования системной миграционной политики. Для этого понадобится около €30 млрд в год, и выгоднее будет применить систему так называемого «экстренного финансирования» (сразу выделить значительную сумму денег, а не растягивать этот процесс на несколько лет).

В-четвертых, Евросоюз должен создать общие механизмы для защиты границ, рассмотрения просьб об убежище и перенаправления беженцев. Единый европейский механизм предоставления убежища восстановит доверие между странами ЕС.

В-пятых, требуется создание добровольного механизма перенаправления беженцев, который учитывал бы как их интересы, так и интересы принимающих стран. Евросоюз не может заставить принимать беженцев страны, которые не хотят этого, равно как и заставить беженцев жить не там, где они хотят. Может пригодиться схема, подобная канадской, в которой учитывались бы интересы и беженцев, и принимающей стороны.

В-шестых, Евросоюз должен значительно увеличить поддержку стран, принимающих беженцев, а также проявить большую щедрость в отношении Африки. Вместо того чтобы использовать средства, выделяемые на развитие, для собственных нужд, ЕС должен создать по-настоящему масштабную сделку по выделению помощи нуждающимся странам. Под этим подразумевается создание рабочих мест в странах, откуда бегут люди. Такой подход позволит уменьшить количество желающих бежать в Европу.

Финальный же принцип – создание благоприятной среды для экономических мигрантов. С учетом старения населения Европы, преимущества миграции перевешивают ее недостатки. Все указывает на то, что мигранты могут значительно поспособствовать развитию и инновациям, если получат такую возможность.

Соблюдение этих семи принципов необходимо для того, чтобы успокоить страхи общества, справиться с хаотичными потоками беженцев, обеспечить полноценную интеграцию иммигрантов, наладить взаимовыгодные отношения со странами Ближнего Востока и Африки, а также выполнить международные гуманитарные обязательства, взятые на себя Европой.

Кризис беженцев – не единственный кризис, с которым сталкивается Европа, но наиболее опасный. Если удаться достичь заметного прогресса в урегулировании проблемы беженцев, это облегчит борьбу с другими болезненными вопросами – долговым кризисом в Греции, последствиями Brexit, а также угрозой со стороны России. Нужно собрать воедино все части головоломки, и шансы на это невысоки. Но пока существует стратегия, у которой есть шансы на успех, все, кто хочет сберечь ЕС, должны объединиться вокруг нее.

Copyright: Project Syndicate, 2016.
www.project-syndicate.org

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Project Syndicate. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.