23 мая 2017, вторник

Анархисты возвращаются

комментировать
Арт-проект Давида Чичкана представляет забытых героев анархии

Современное искусство вне политики – это беззубый оксюморон для декорации бессмысленного досуга пресыщенных буржуа, которые даже такую тему как Холокост могут превратить в очередной повод модно потусоваться.  Задача настоящего современного искусства – предлагать новые формы жизни и модели организации человеческих отношений. Только в этом случае оно вправе называться современным. А, следовательно, неизбежно является в той или иной степени политически ангажированным.

Хороший пример такого искусства – проект Давида Чичкана «Під час війни», реализованный в пространстве днепропетровской в недалеком прошлом, а ныне днепровской галереи «Артсвіт».

Сквозь призму локального контекста – движения анархистов в начале ХХ века – художник затрагивает глобальную проблематику, которая не утратила своей актуальности, несмотря на то, что с того времени прошло практически столетие. Взаимоотношения индивида и власти, общества и репрессивного аппарата государства – тема неувядающая. Иными словами: возможна ли жизнь без государственной махины принуждения, приводимой в движение урядниками, попами и убийцами в солдатских мундирах, которым человечество обязано тысячелетиями страданий?

Анархисты и анархистки, действовавшие в годы революций и гражданской войны, сформировали массовое либертарное движение, образовавшее в то время действенную военную и политическую альтернативу как правым, так и левым сторонникам централизованного государства: националистам, либералам, большевикам и белым.

Будучи субъектом истории того времени, анархисты существенно повлияли на её ход, однако в дальнейшем советская историография и идеологический аппарат тюрьмы народов упростили героев анархии до уровня анекдота: «в чем вы не согласны с белыми и большевиками? – У нас с ними расхождение по земельному вопросу; они хотят, чтобы мы лежали в земле, а мы – чтобы они по земле не ходили».

Без понимания событий прошлого во всей их полноте невозможно осмысленное движение в будущее

Нестор Махно в свих мемуарах вспоминал: «Нужно сказать правду: большевики — хорошие мастера на измышление лжи и на всякие подлости против других». Поэтому неудивительно, что после окончательной победы большевиков в гражданской войне, которая анархистами расценивалась как торжество контрреволюции, расправившись со своими бывшими ситуативными союзниками физически, красные поспешили создать анархистам образ отмороженных бандитов и антисемитов. Советский поэт Эдуард Багрицкий в ответ на социальный заказ красной власти разродился следующими строками о махновщине:

Опанасе, наша доля
Туманом повита,—
Хлеборобом хочешь в поле,
А идешь — бандитом!

Полетишь дорогой чистой,
Залетишь в ворота,
Бить жидов и коммунистов -
Легкая работа!

Тем не менее, достаточно открыть мемуары участников махновского движения, чтобы убедиться в том, что анархисты того времени не были антисемитами: Махно лично пристрелил атамана Григорьева, уличив того в организации еврейских погромов и связях с деникинцами. Кроме того, бить белых, пока не покраснеют, и красных, пока не побелеют, было работой не из легких, ну и, наконец, успех махновщины во многом базировался на поддержке народа, видевшего в безвластии альтернативу грабительской политике всех остальных властей.

Художник, проявивший неординарные личности анархистов той эпохи, сместил фокус внимания с фигуры Махно, эксплуатируемого сейчас в качестве народного украинского героя, несмотря на то, что он был особой разновидностью сепаратиста того времени.

Центральной фигурой проекта из восьми работ стал портрет атаманши Маруси Никифоровой, олицетворяющей собой анархию в её крайнем выражении. Она была слишком анархистской даже для самого Махно. До революции Маруся была террористской, каторжанкой, беглянкой, эмигранткой. Вернувшись в Украину, прославилась со своим отрядом как специалистка как по делам контрибуций и экспроприаций, ввела в практику парламентаризма расстрел парламента из пушек. Наконец, ей приписывают организацию теракта против большевистского руководства в Москве 25 сентября 1919, при котором лишь чудом не взлетели на воздух задержавшиеся Ленин с Троцким; 12 человек тогда погибли и 55 были ранены.  Маруся Никифорова была повешена белыми в Крыму по обвинению в подготовке покушения на возглавлявшего оборону Крыма генерала Слащева.

Фигура Маруси оказалось крайне неудобной для советских историков, поэтому от неё попытались избавиться вовсе; однако масштаб деятельности Никифоровой был таков, что стереть его из народной памяти оказалось невозможно. Поэтому после её смерти были запущены слухи, представляющие её пронюханной кокаинисткой, испитой свиньей и даже гермафродитом, хотя, по воспоминаниям одного из её современников, большевика Степана Ракши, «чертовка была красива: лет тридцати, цыганского типа, черноволосая, с пышной грудью, высоко поднимавшей гимнастерку».   По мнению биографа Маруси Малькольма Арчибальда, большевистские биографы умышленно пытались  создать непривлекательный образ анархистки.

Пожалуй, одна из наиболее полемичных работ из проекта в галерее «Артсвіт» Давида Чичкана, выдержанная в кроваво-красных тонах, посвящена убийству Симона Петлюры анархистом Самуилом Шварцбардом, произошедшему в Париже. 25 мая исполнилось 90 лет со дня этого трагического события. На суде Шварцбард заявил, что действовал из мотивов мести, когда узнал, что вся его семья вырезана в ходе одного из еврейских погромов, прокатившихся по Украине в то время, когда Петлюра был у власти.

Судебный процесс над Шварцбардом вошел в историю юриспруденции, поскольку обвиняемый, которому грозила виселица, был полностью оправдан, когда на суде всплыли кошмарные подробности еврейских погромов в Украине. Подобным образом в Германии был оправдан Агаси Тинделян, убийца престарелого визиря Турецкой империи Мехмет-Таалат-паши, который мстил за резню армян турками в 1915 году.

Причастность Петлюры к организации еврейских погромов не доказана, хотя, согласно словам французского репортера Бернара Лекаша, Петлюра знал о бесчинствах своих починенных. Лекаш утверждал, что в ответ на просьбу еврейской делегации прекратить погромы, Петлюра ответил буквально: «не ссорьте меня с моей армией!».

Не доказано и то, что Шварцбард якобы действовал по наущению чекистских карательных органов, в чем его обвиняют некоторые украинские историки. 

Ясно одно: без понимания событий прошлого во всей их полноте невозможно осмысленное движение в будущее.

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Павел Лужецкий   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.