Трудовые в резерве: Почему украинцы самые выгодные работники постсоветского пространства
К примеру, авторитарная и недавно пережившая собственный финансовый кризис Беларусь опережает Украину практически во всех направлениях — даже в IT, одном из самых успешных отечественных секторов.
Татьяна Рыбчинская из Hay Group, международной компании, специализирующейся на консалтинге в сфере менеджмента, попыталась объяснить, почему украинцам платят так мало и где лучше искать высокооплачиваемую работу как на родине, так и за рубежом.
Рыбчинская восемь лет специализируется на отечественном рынке трудовых ресурсов, а теперь еще она является менеджером направления Готовые решения по Украине и СНГ.
— Насколько быстрее, чем в Украине, растут зарплаты в других странах постсоветского пространства?
— Зарплаты и в Украине, и в России за последний год выросли практически одинаково — на 7–8 %. А вот в Казахстане — на 11 %, причем повысили их, в отличие от нашей страны, в 95 % компаний.
Нигде нет такой инфляции, как у нас. Ожидается, что до конца года реальный рост цен в Украине составит 30 %.
В Казахстане повышение зарплат происходит соответственно росту инфляции. А у нас это могут позволить себе разве что небольшие, а также мультинациональные компании.
Но в зависимости от финансового результата. Остальные просто не выдержат такого увеличения нагрузки на фонд оплаты труда.
— Если посмотреть на результаты составленного вами рейтинга зарплат, то становится понятно, что заработки в Украине ниже, чем во всех постсоветских странах. Почему?
— Жить в Москве и Алма-Ате, да и в других городах этих стран очень дорого. Но там много бизнеса, много инвестиций.
Есть нефть и газ, которые приносят хорошую прибыль. То же самое наблюдается в Азербайджане. Там есть нефть. А близость Турции влияет на то, что заработки там равняются на турецкие.
В Украине низкие потребительские цены, мало инвестиций и, как результат, дешевая рабочая сила. По карману украинских работников бьет и отсутствие быстроразвивающихся секторов.
Таким сектором для нашей страны может стать IT.
— Но и в этом секторе украинские зарплаты ниже, чем даже в Беларуси.
— Там расположено большое количество мультинациональных компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Поэтому рынок там сильно перегрет [зарплаты завышены из‑за дефицита специалистов].

Там есть около 40–50 больших компаний, которые осуществляют крупные проекты. По сути, Беларусь — это Кремниевая долина постсоветского пространства.
Наши коллеги из московского офиса рассказывают, что программисты из Москвы часто уезжают, потому что находят работу в Минске.
— Хорошо. Но и в других отраслях в Беларуси зарплаты выше, чем в Украине.
— И в Украине, и в России до 95 % компаний фиксируют зарплату в национальной валюте. А в Беларуси из‑за опасения девальвации местного рубля многие привязывают зарплаты к доллару или евро.
— Каких специалистов сегодня больше всего не хватает в постсоветских странах?
— Инженеров производственного направления. Сегодня многие компании открыли новые производства и не могут найти специалистов. В России им хорошо платят не только в Москве, но и в регионах. Так происходит и в других странах.
При этом ищут инженеров старой закалки. Международные компании готовы их обучать и охотно нанимают тех, кто хочет переквалифицироваться и получить новые знания.
Ищут инженеров старой закалки - Татьяна Рыбчинская, менеджер направления Готовые решения по Украине и СНГ компании Hay Group
На втором месте идут IT-специалисты. Но именно программисты. Люди так называемого поколения Y. То есть те, кто привык работать не в авторитарной системе, а ценит свободу, креатив и инициативу.
— Трудовые ресурсы из Украины перетекают в постсоветские страны?
— Да. И в Казахстан, и в Беларусь, и в Россию.
— Тамошние работодатели гоняются за украинскими специалистами?
— Сказать, что гоняются, я не могу. Это скорее перемещения внутри компании.
— То есть нет каких‑то особенных кадров, которые хотели бы взять из Украины?
— Айтишники — это наш золотой запас.
— А инженеры?
— С этим у нас сейчас дела обстоят неважно. Но на постсоветском пространстве появился новый тренд.
Работодатели сейчас активно интересуются нашими людьми из восточных регионов — Донбасса.
Там есть специалисты высокого уровня, которые имеют опыт работы на крупных предприятиях с численностью сотрудников 15–20 тыс.
Вот на них сейчас может начаться охота хедхантеров, подбирающих персонал для аналогичных производств в других странах СНГ.
— А какие навыки могут помочь украинцам, чтобы претендовать на хорошую работу?
— Когда наступает кризисная ситуация, нужно четко ставить задачи, добиваться их выполнения и все контролировать.
К сожалению, согласно нашим исследованиям, большинство руководителей постсоветского пространства сегодня предпочитают авторитарный стиль.
Но в определенных случаях, например в молочных компаниях, которые из‑за российского запрета потеряли рынки сбыта, это не работает. Нужно быть стрессоустойчивым, смотреть не несколько шагов вперед, искать новые пути развития.
— Когда говорят о стрессоустойчивости, что имеется в виду? Это когда человек может работать по 20 часов в сутки и спит с телефоном?
— Нет. Такая работа неэффективна. Речь идет о том, что человек умеет правильно справляться с большим количеством задач, которые перед ним стоят.
Когда человек работает по ночам, то по ночам работает и его команда. А так долго длиться не может. Поэтому необходимо умение налаживать коммуникации, делегировать, не выполнять работу самому.
Материал опубликован в №24 журнала Новое Время от 24 октября 2014 года