Слезть с иглы: Подорожание газа заставило украинцев найти замену голубому топливу

21 ноября 2014, 09:00
Автор: Олег Гавриш
Кризис в отношениях с Кремлем наконец‑то заставили украинцев даже в быту искать и находить замену голубому топливу

С конца лета на ровенском заводе по производству твердотопливных котлов компании Укртепло столько заказов, что предприятие не в силах их удовлетворить.



Производство завалено работой на несколько месяцев вперед, рабочие телефоны не смолкают, люди работают в несколько смен.

Видео дня

А ошалевшие от такого наплыва заказов акционеры спешно заняты проектированием новых мощностей и расширением производства.

Совсем недавно о таком счастье на заводе могли только мечтать. В декабре прошлого года, после того как тогдашний президент Виктор Янукович в обмен на отказ от евроинтеграции получил скидку на газ, предприятие было вынуждено остановиться.

“До марта у нас вообще никто ничего не заказывал”,— вспоминает Иван Надеин, глава набсовета Укртепло. Все изменилось с началом новой газовой войны в июне этого года, когда российский Газпром прекратил поставки газа в Украину.

Производители твердотопливных котлов — не единственные, кто сегодня переживает бум спроса на свою продукцию.

По данным Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива (АУРАВТ), объем продаж электрических бойлеров для подогрева воды с конца лета вырос в четыре раза, объем работ по утеплению квартир в августе-сентябре достиг почти годового уровня. А еще вырос спрос на тепловые насосы, солнечные батареи и системы электроотопления.

Дешевого газа не будет никогда - Виталий Давий, президент АУРАВТ

Проблемы с газом наконец запустили процессы, о которых до сих пор только говорили.

“С конца лета фактически расцвели целые сегменты мелкого и среднего бизнеса, который специализируется на энергоэффективных технологиях.

И все это благодаря тому, что украинцы наконец‑то поняли: дешевого газа у них больше не будет никогда”,— подчеркивает Виталий Давий, президент АУРАВТ.

Экономика экономных

Компания Надеина производит котлы, которые могут использовать как обычные домохозяйства, так и крупные бюджетные учреждения.

Установка подобного оборудования в доме не только поможет сэкономить на газе, но еще и обойдется всего в $3–5 тыс., а не $7–8 тыс.,— суммы, в которую выльется покупка газового оборудования и подключение его к распределительному газопроводу.

“Главная экономия тут на разрешениях. Для установки твердотопливного котла никаких бумаг не нужно”,— отмечает предприниматель.

Пока экономия на газе заметней для юридических лиц. К примеру, для бюджетных предприятий сегодня этот энергоноситель обходится в 6,4 тыс. грн за тыс. куб. м.

Чтобы получить такое же количество тепла, в котле от Укртепло необходимо сжечь твердого топлива на 4 тыс. грн.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу


А вот для населения и теплокоммунэнерго выгода не столь очевидна. Все дело в том, что для этих категорий потребителей газ все еще недостаточно дорог.

И именно он, по оценкам Агентства инвестиционного менеджмента, пока позволяет получить самое дешевое тепло.

Но в государственной компании НАК Нафтогаз Украины пообещали эту ситуацию изменить. Представители монополии подчеркивают, что цена газа для населения будет непременно расти.

В ближайшее время она увеличится в 1,8–6,3 раза в зависимости от категории потребителей.
Для промышленности же вопрос удорожания голубого топлива уже решен.

“Если до этого лета многие меткомбинаты еще сомневались в том, отказываться от газа или все‑таки остаться на этом виде топлива, то сейчас решение уже принято в пользу окончательного отказа по всем предприятиям федерации”,— говорит Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины.

Поэтому десятки компаний по всей Украине за свой счет отключают школы, детские сады, воинские части и больницы от газа, переводя их на использование твердого топлива: пеллет, брикетов, щепы, торфа, угля, аграрных отходов.

Инвестиции в новое оборудование, необходимое для перехода на альтернативные энергоносители, помогают найти такие компании, как Укртепло.

Они поставляют оборудование, к примеру, в долг. При этом клиент должен заключить долгосрочный договор на закупку у этой компании твердого топлива из расчета, что оно будет стоить на 10 % дешевле, чем эквивалентный объем газа.

Оставшиеся 30–40 % экономии, которая возникает из‑за использования более дешевого топлива, забирает себе поставщик котла. А после выплаты долга эти средства уже остаются у потребителя.

“Мы успели отключить от газа сотни объектов бюджетной сферы в Борисполе, Ирпене, Боярке, Глевахе Киевской области, а также в Черкасском районе Черкасской области”,— хвастает Надеин.

Стимуляторы эффективности

Тарифы — это не единственный стимул для развития альтернативной энергетики, говорит Давий.

В стране уже приняли государственную программу, благодаря которой предприниматели могут возместить свои затраты по переходу на альтернативное топливо.



Как рассказал Сергей Савчук, глава Госагентства по энергоэффективности, для этого предприятию необходимо предоставить справку о том, какой объем газа был сэкономлен благодаря модернизации.

Половину стоимости этого объема компенсирует государство для покрытия затрат на новое оборудование. “У нас есть 440 млн грн под эту программу — это европейские средства. Мы можем привлечь еще 1 млрд грн от инвесторов”,— объясняет Савчук.

Утвержденная Кабмином программа предусматривает также выдачу государственным Ощадбанком льготных кредитов на покупку твердотопливных котлов и электротеплогенерирующих установок для населения.

Суть в том, что государство через банк адресно возмещает заемщику до 20 % тела кредита, который он использует для покупки котла. Уже сегодня выдано сотни таких займов.

“Еще один стимул для сокращения потребления газа, который применило правительство, можно назвать волшебным пинком”,— рассказывает Давий и объясняет, что власти попросту сократили поставки газораспределительным компаниям — облгазам.

В сентябре вице-премьер Владимир Гройсман обвинил их в нецелевой продаже газа промпредприятиям.

Дело в том, что цена на голубое топливо в стране традиционно дифференцирована: самая низкая она для населения, чуть выше — для теплокоммунэнерго и максимальная — для промышленности.

Население, избалованное дешевым газом, счетчики в квартиры предпочитало не ставить и потому платило за него исходя из усредненной нормы. В СССР она была на уровне 6 куб. м в месяц на одного человека. В 1996 году ее подняли до 9,8 куб. м.

“И каждый, у кого нет счетчика, ежемесячно платил за 9,8 кубов, хотя фактически потреблял, как мы уже выяснили, не более 6”,— отметил Гройсман.

Полученную таким образом разницу облгазы, по его словам, продавали промышленности по максимальной цене. Сократив директивно нормы потребления газа, а тем самым и его поставки распределителям, правительство сэкономило порядка 1 млрд куб. м.

Отдельные украинские города пошли еще дальше. Так, прикарпатский город Долина местные власти перевели на твердое топливо, прежде всего пеллеты и продукты деревообработки.

Любопытно, что Долина — место, где расположен один из крупнейших добытчиков газа в стране, но там предпочитают продавать его на стороне.

А в Ужгороде вообще отказались от центрального отопления. Большинство жителей города установило в домах газовые котлы или электроотопление. И решает проблему тепла и горячей воды индивидуально.

На пороге перемен

Но даже с учетом всех мер по сокращению потребления Украина останется далеко позади стран, которые начали этот процесс раньше.

Только население Украины в следующем году купит 15 млрд куб. м газа. А в это время в Польше все категории потребителей — население, теплокоммунэнерго, промышленность — 14 млрд куб. м. При этом валовый внутренний продукт Польши превышает $517 млрд против $177,4 млрд в Украине.

“До распада СССР Украина и Польша имели одинаково низкие цены на газ, строили одинаковое жилье. Но поляки 20 лет независимости думали о том, как избавиться от зависимости от природного газа, а мы — нет”,— констатирует Надеин.

Сегодня Украина газифицирована на 75 %, а некоторые области, например Ивано-Франковская,— на 98 %. Даже в России средний показатель газификации не превышает 40 %.

“Выходит, что мы зависим от газа больше, чем Россия”,— удивляется Михаил Гончар, директор центра Стратегия XXI.

Именно зависимостью Украины от газа много раз пользовалась Москва. “Мы, как заправские наркоманы, подсели на газовую иглу, и многие годы Россия шантажировала нас новой дозой”,— говорит он.

Впрочем, начавшиеся в этом году процессы доказывают, что выход есть, и в перспективе Украина может очень сильно сократить потребление злополучного газа.

Сергей Ермилов, замдиректора Института проблем экологии и энергосбережения, отмечает, что полное утепление стен, крыш, подвалов жилых домов, замена окон, дверей позволяет сэкономить до половины тепла, а значит, и газа.

К примеру, Франция после энергетического кризиса 1970‑х централизованно утеплила дома. “В результате потребление газа теплокоммунэнерго упало в этой стране вдвое”,— говорит эксперт.

Подобным централизованным утеплением многоэтажек Ермилов советует заняться и Украине.

“Это должны делать объединения жильцов, жэки с помощью государства. Кустарное утепление квартир портит внешний вид города. Помимо этого, на стыке теплоизоляции возникают разрушительные процессы — несмотря на то, что квартира становится теплее, здание от этого разрушается быстрее”,— говорит он.

Давий отмечает, что Украина располагает большим потенциалом древесных и аграрных отходов, которые позволят при его полном задействовании заместить в коммунальной сфере более 5 млрд куб. м газа в год.

Также хорошие перспективы есть у электрических котлов, работающих по минимальному ночному тарифу.

Ночью такой котел нагревает воду и накапливает ее в теплоаккумуляторе, чтобы уже днем использовать для отопления. Такие проекты окупаются за полгода, подчеркивает президент АУРАВТ.

Европейцы платят в 4–5 раз больше за коммунальные услуги, чем украинцы

И все же для того, чтобы изменить ситуацию глобально, нужно не только желание людей, но и значительные инвестиции.

Савчук отмечает, что в 2020 году в общем балансе энергоресурсов 11 % должно быть произведено из альтернативных источников энергии.

“Сегодня мы имеем всего 2,8 %. Нам нужно сделать большой рывок, и на это понадобятся, по нашим предварительным подсчетам, инвестиции в размере 300 млрд грн”,— говорит он.

Главное, что даст стимул найти эти средства,— повышение цен на энергоносители.

Надеин кивает на датский опыт: там газ для населения стоит €1 тыс. за тыс. куб. м и он фактически не используется. А 40 % тепловой энергии производится из местного альтернативного топлива.

Сегодня европейцы платят в 4–5 раз больше за коммунальные услуги, чем украинцы. Рано или поздно тарифы и в Украине достигнут уровня ЕС.

“И чем больше они будут расти, тем в большей степени вся страна начнет мыслить по‑европейски. А именно поймет, что дешевого газа не существует”,— уверен Надеин.

И добавляет, что дешевым газ может быть лишь в том случае, если в его цене имеется скрытая надбавка в виде собственной независимости. Которая делает топливо не просто дорогим, а бесценным. И украинцы это должны осознать.

Материал опубликован в №27 журнала Новое Время от 14 ноября 2014 года

Показать ещё новости
Радіо NV
X