Бизнес. Лоу-лоукостер

Ирландский степ

26 июля, 2016
В Украину придет Ryanair — одна из самых дешевых авиакомпаний в мире

В Украину придет Ryanair — одна из самых дешевых авиакомпаний в мире, экономящая на всем, даже на нервах пассажиров

Екатерина Шаповал

 

 

Во многих европейских аэропортах можно увидеть одну и ту же смешную и одновременно драматичную сценку. Пассажиры отчаянно пытаются вначале затолкать свой багаж в узкую рамку, измеряющую габариты ручной клади, а затем извлечь из нее чемоданы и сумки. Обычно подобные “шоу-программы” проходят возле стоек ирландского бюджетного авиаперевозчика — компании Ryanair. Она славится своими сверхдешевыми билетами на перелеты, а также беззастенчиво завышенной стоимостью всех прочих услуг, в первую очередь — перевозки багажа.

Ручная кладь у этого лоукостера бесплатна, но только если она не превышает 20 см по ширине и 50 см по высоте. В противном случае пассажиру придется заплатить штраф от € 10 до € 70. Потому‑то падкие на дешевые перелеты клиенты так старательно пытаются протолкнуть свою кладь в прокрустово ложе Ryanair.

У Ryanair не такие дешевые билеты, как принято считать
Сергей Хижняк, эксперт BRDO

С 2017 года пассажиры, пытающиеся доказать бездушной рамке, что их ручной багаж компактный, а потому бесплатный, появятся и в украинских аэропортах: 20 июля Владимир Омелян, министр инфраструктуры, сообщил о возможности прихода в страну Ryanair и намеченных на ближайшее время переговорах с представителями этой авиакомпании.

Ранее о вероятном появлении бюджетных ирландцев в международном аэропорту Львов заявляла его генеральный директор Татьяна Романовская. По словам топ-менеджера, она предложила Ryanair ежедневно летать в польский аэропорт Модлин, расположенный неподалеку от Варшавы.

Дэвид О’Брайен, коммерческий директор Ryanair, в мае без подробностей подтвердил в интервью украинскому Forbes, что ведет переговоры с представителями львовского аэропорта. Более к этой теме в Ryanair не возвращались. Лиза Кэшин, менеджер по коммуникациям лоукостера, на просьбу НВ подтвердить слова Омеляна заявила: компания постоянно интересуется новыми направлениями, но никогда не комментирует свои планы.

Приход Ryanair — это, по мнению Романа Балана, основателя сайта lowcost-ua.com, признак того, что страна выкарабкивается из кризиса и спрос на бюджетные путешествия растет. "Показательно в этом смысле, что другой лоукост — Wizz Air — расширил свою маршрутную сеть еще на три города,— говорит Балан.— Кроме того, из Ужгорода и Львова в Прагу и Вену начал ездить чешский частный автобусный  и железнодорожный оператор Leo Express.

Впрочем, бросаться в омут с головой лоукостер вряд ли будет. По словам авиаэксперта Александра Чебана, со 2 сентября ирландцы откроют рейс на Берлин из польского аэропорта Жешув — это в 150 км от границы, рядом со Львовом. Он поясняет: билеты на автобусы Львов—Жешув стоят 200–300 грн, ходят буквально каждые 1–2 ч и находятся в пути 4–5 ч с учетом прохождения границы. “Думаю, Ryanair косвенно будет оценивать потенциал украинского рынка этим рейсом”,— говорит он.

Всего по минимуму

В апреле 2010‑го английское издание Daily Mail со ссылкой на пресс-службу Ryanair опубликовало новость о том, что за пользование туалетами на борту лоукостера пассажирам придется платить дополнительный сбор. Новость, которая оказалась шутливым пиар-ходом, разлетелась по мировым СМИ и никого не удивила. Сыграла свою роль репутация Ryanair — в компании берут плату буквально за все.

На борту не кормят бесплатно, а продают еду с наценкой в 300 %. Размер перевозимой ручной клади, за которую не нужно доплачивать, меньше, чем у конкурентов. Регистрацию на рейс и распечатку посадочного талона пассажир должен делать самостоятельно. Авиаперевозчик может взять эту услугу и на себя, но за € 70.

 

Компания экономит и на пилотах: часть их работает неполную неделю или внештатно, только во время высокого сезона. В 2015 году, как говорит отчет Ryanair, количество пассажиров у них выросло на 11 %, а численность сотрудников — всего на 1,7 %.

Ради снижения издержек лоукостер, как писали британские СМИ, даже использует труд больных пилотов. Авиакомпания позже опровергла эту информацию в суде, а ирландские авиационные власти заверили, что претензий к безопасности полетов Ryanair не имеют.

Постоянное затягивание поясов привело к тому, что ирландцы сумели довести себестоимость своих перелетов до одного из самых низких уровней в мире.

В коммерческой авиации есть такая характеристика, как цена перемещения одного кресла в самолете на дистанцию в 1 км. У Ryanair этот показатель равен 3,69 евроцента, у Airberlin — 7,4 евроцента, у Eurowings — 6,7 евроцента, а у Lufthansa — 10,5 евроцента.

В результате ирландский лоукостер позволяет себе выставлять цены ниже, чем у конкурентов. “У них на самом деле не такие дешевые билеты, как это принято считать,— поясняет Сергей Хижняк, эксперт по транспорту офиса эффективного регулирования BRDO.— Но из‑за того, что расходы у Ryanair низкие, а значит, себестоимость меньше, чем у других, они имеют возможность продавать дешевле”.

“Дешевле” по‑ирландски — это почти задаром. Сегодня на Ryanair можно слетать из Варшавы во Вроцлав всего за € 2,5, из Берлина в Брюссель — за € 5, из Болоньи в Бухарест — за € 9, из Афин в Софию — за € 10. Дополнительных и скрытых платежей компания при этом не взимает.

Итог подобного демпинга — звание крупнейшего мирового лоукостера по итогам 2014–2015 годов и 90,6 млн перевезенных пассажиров. Для сравнения, пассажиропоток через все украинские аэропорты в прошлом году составил 11 млн человек.

Роман Балан из lowcost-ua.com два месяца назад летал из Варшавы в Гданьск за € 2. Он рассказывает: кроме этой суммы, ничего авиакомпании не доплачивал. Зато салон самолета был заклеен рекламными объявлениями, как вагон метро: Ryanair получает дополнительный доход от их размещения. “Рекламируют системы перевода денег, дешевые звонки по Европе”,— вспоминает Балан.

Репутационный риск

ЭКОНОМНОЕ ТОПЛИВО: По словам Сергея Хижняка,
эксперта офиса BRDO, Ryanair поднаторела в сокращении издержек,
потому и может себе позволить продавать ультрадешевые билеты

 

Несмотря на столь желанные для потребителя низкие цены, Ryanair часто попадает в рейтинги наиболее ненавистных брендов мира. А в 2008 году перевозчик стал самой ненавидимой авиакомпанией в Великобритании.

Главная претензия к Ryanair — отношение к пассажирам “как к дровам”: плохой сервис и плата даже за самые элементарные услуги. Например, чтобы выбрать место, придется выложить € 10, а если расплачиваться за перелет не дебетовой картой MasterCard, то придется внести € 6 админсбора.

Кроме того, пассажиры на десятках форумов в интернете жалуются: у авиакомпании непросто вернуть деньги за неиспользованные билеты, исправить ошибку в фамилии, допущенную при оформлении билета. А правила, размещенные ирландцами на официальном сайте, многих пользователей только путают.

Но ущерба бизнесу Ryanair скверная репутация не наносит: число перевозимых лоукостером пассажиров постоянно растет, причем темпами, которым завидуют конкуренты. За прошлый год число клиентов компании выросло на 11%, тогда как у Lufthansa трафик увеличился на 1,6%, а у крупнейшей мировой авиакомпании Delta — всего на 1,3 %.

К слову, коллеги по перевозкам недовольны ирландцами не меньше, чем пассажиры: они регулярно жалуются на сомнительные методы работы Ryanair в Еврокомиссию и Европейское агентство по авиации. Одно из типичных обращений — это жалоба Air France на то, что Ryanair получила скидки на обслуживание и аэропортовые сборы как минимум в 25 региональных аэропортах Франции. Это, по мнению ведущего французского авиаперевозчика, поставило другие авиакомпании в неконкурентное положение.

Жесткие условия, выставляемые Ryanair аэропортам,— освобождение от аэропортовых сборов или скидки на них — региональные хабы постоянно пересматривают. Среди последних случаев подобного рода — история аэропорта Шарлеруа в 100 км от Брюсселя. 83 % трафика ему предоставляют именно рейсы Ryanair. Несмотря на это, местные власти, которые субсидируют аэропорт, потребовали у руководства аэропорта поднять тарифы для ирландского перевозчика.

1
Ирландцы в украинском небе

Еще в 2013‑м Ryanair впервые озвучивала украинским аэропортам свои предложения, рассказывает Хижняк из BRDO. Тогда он работал в Министерстве инфраструктуры и готовил ответ на письмо ирландской авиакомпании. По его словам, Ryanair хотела не просто бесплатно обслуживаться в украинских аэропортах, но и получать несколько долларов компенсации за каждого пассажира.

Ryanair косвенно оценит потенциал украинского рынка этим рейсом
Александр Чебан, авиаэксперт

Хижняк объясняет: если сейчас условия у Ryanair такие же, то возместить аэропортовые сборы — а это $ 25 с каждого билета — украинским аэропортам будет непросто. “Есть мнение, что нужно развивать неавиационные услуги,— рассуждает он.— Представьте, сколько их нужно оказать, чтобы заработать такую сумму! Тем более что пассажиры лоукостеров на всем экономят”.

Но мировой опыт показывает — уступки Ryanair могут окупиться. Пример — второстепенный французский аэропорт Бове, расположенный в 70 км от Парижа, приблизительно вдвое уступающий Борисполю по пассажиропотоку. Его директор Марк Амудр рассказал местным СМИ, что за 10 лет, на протяжении которых ирландский лоукостер летает в Бове, возросший трафик дал им € 600 млн дохода. Еще одному среднему французскому аэропорту — Бержераку — туристы, прилетающие на Ryanair, ежегодно приносят около € 198 млн.

Три года назад ответ Украины был отрицательным. Теперь, похоже, власти готовы рискнуть.

Материал опубликован в НВ №26 от 22 июля 2016 года


Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев