Президент России Владимир Путин переизбрался на новый срок. Хотя давайте будем откровенны: слово «президент» в данном случае – эвфемизм, причем не только для сторонних наблюдателей, но и для самих россиян. «Нет Путина – нет России», - о президентах и прочих выборных функционерах так не говорят и не думают.
Так говорят и думают о монархах, причем о монархах абсолютных. О монархах той эпохи, когда еще не существовало понятия «нация» (а тем более «политическая нация»), и границы государств определялись просто: какая территория платит дань данному монарху – такая и принадлежит данной монархии.
А теперь скажем сами себе: разве огромное число (боюсь сказать: подавляющее большинство) россиян не именно так воспринимает свою страну и ее якобы «утраченные территории»? Не имеет значения, кто живет и на каком языке говорит на той или иной территории. Если она подчиняется (или, скорее, покоряется) Кремлю – значит, Россия.
Идя 18 марта на избирательные участки, это самое огромное число россиян четко понимало: оно идет не на выборы, а на очередной акт легитимации монархии. Отсюда и «забавные» случаи, когда на избирательные участки приходили то с крылышками, то в карнавальных костюмах, то вообще голыми, в одних плавках (не говоря уже о повсеместных оркестрах, концертах и чуть ли не кордебалетах с канканами). На выборы, где решается судьба страны на ближайшие годы, так не ходят. Так ходят на праздник, на карнавал. На какой-нибудь день торжества монархии.
Давно известно, что у Путина феодальное мышление: чем больше имение, чем больше в нем крепостных душ – тем более великий он феодал. Чем больше имение – тем больше в нем природных ресурсов, а значит, тем оно богаче.
Путин вечен. Его прошлое — привлекательнее
Также давно известно, что многие россияне имеют такое же феодальное мышление. Обратная сторона огромной территории вкупе с низкой мобильностью россиян: крайне мало граждан, которые бы своими глазами видели всю Россию или хотя бы значительную ее часть. Для которых Россия была бы чем-то реальным, осязаемым, а не метафизическим.
Вот это феодальное мышление и есть тот самый социальный договор между властью и обществом России. Оно и объясняет то упоение, с которым россияне движутся «вперед, в прошлое». Оно вообще многое объясняет. Например, чувство превосходства перед Европой: а что Европа добывает, а? Где у нее ресурсы, ну? А вот у России ресурсов – немерено, вот за ней – будущее. Любому россиянину ведь известно, что богатство страны – это ресурсы и только они. И можно до посинения доказывать, что люди не пьют нефть и не едят уголь, что из ресурсов еще произвести что-то надо и вообще потратить их с умом – не воспринимают. Образованные, мыслящие, вроде бы, люди – а не воспринимают! Или, может быть, убежденность во всесилии ресурсов — это просто последнее прибежище для веры россиян в свою страну и ее будущее?
Но ладно: мы установили, что российская власть ведет свою страну в прошлое, и именно за это россияне ее любят. Остается вопрос: а в какое именно прошлое, с какой глубиной погружения? Вот здесь у россиян — у каждого своя станция назначения. Именно в этом весь плюрализм мнений в российском обществе. Кто-то хочет в брежневский СССР, кто-то — в сталинский, кто-то — в николаевскую империю, кто-то — в екатерининскую, кто-то — в иваногрозненское Московское Царство. Объединяет всех россиян направление, вектор.
Вот только Путин прекрасно понимает: поезд в прошлое никогда не придет на станцию назначения. «Дайте до детства плацкартный билет» — это бывает только в песнях. Для Путина жизненно важным является одно-единственное — чтобы процесс движения в прошлое продолжался бесконечно. Процесс, так и не приводящий к ощутимому результату. Это — вариант того же советского движения в «светлое будущее», на котором советские вожди спокойно ехали более 70 лет.
А как объяснять россиянам, что движение в прошлое так ни к чему ощутимому и не приводит, что процесс все еще без результата? А очень просто: враги мешают. Тот самый Запад. Собственно, так и делал СССР, только с той разницей, что путь в будущее — неизвестен и неизведан, и как далеко до этого будущего на самом деле — никто не знает. Чего не скажешь о прошлом. И вот здесь — полно оснований для крайнего пессимизма. Чем дольше Путин пребывает у власти, чем дольше поезд в прошлое так никуда и не приезжает, тем более злопакостными нужно изображать эти самые происки врагов. И тем активнее им противодействовать. Спираль ненависти России к цивилизованному миру нужно все активнее и активнее раскручивать.
Но это — российская власть. А что же демократическая оппозиция? Почему у нее до сих пор ничего не получается?
А теперь спросим себя: а куда, собственно, обещает привезти россиян эта самая оппозиция? Какая у нее станция назначения?
И здесь вряд ли можно припомнить хотя бы одного российского демократа, который с пиететом не вздыхал бы по «благословенным» 90-м, по временам правления Ельцина. Тогда в России якобы была демократия, и тогда Россия якобы шагала в ногу с цивилизованным миром. 90-е в сознании большинства россиян мифологизированы в такой же степени, как и советские или имперские времена — только в негативном ключе, как черный период в российской истории.
Так что же получается? А получается, что российская оппозиция обещает россиянам увезти их абсолютно в том же направлении, что и российская власть — только по укороченному маршруту, не доезжающему ни до одной желаемой станции. Тоже в прошлое — но в то, которое россияне считают отнюдь не славным.
Так, может быть, россияне ошибаются? Может, они недооценивают ельцинский период своей истории? Может, этот период и в самом деле был достойным, а потом Россия деградировала?
Зададим себе еще один вопрос: а не было ли в украинской истории независимости фигуры, аналогичной Ельцину в России? Конечно, была. Звали ее Виктор Янукович. Та же «экономика семейного типа». Те же спесь и чванство в публичной коммуникации. Та же имитация демократических процедур, не способная скрыть предельно авторитарный стиль управления. То же жонглирование выборами — вплоть до конкретных методов.
Вот в этом и разница между Украиной и Россией: то, что у нас считается дном, провалом, российские демократы преподносят как вершину и предел мечтаний. Будь мы на месте россиян — захотели бы такой альтернативы?
А пока российские демократы обещают своим соотечественникам «прекрасное прошлое» — Путин вечен. Его прошлое — привлекательнее.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени
Комментарии
Правила комментирования