NV Премиум

Удар по Севастополю. Как уничтожение российских кораблей в Крыму повлияет на планы оккупантов — отвечает эксперт

События

13 сентября 2023, 16:58

Максим Паламарчук, эксперт Национального института стратегических исследований, объяснил в эфире Radio NV, как утренний удар по судоремонтному заводу во временно оккупированном Севастополе повлияет на планы россиян.

 — Начнем все-таки с того, какое значение эта масштабная атака на Севастополь и пожар на судоремонтном заводе может иметь для нас, для будущего освобождения Крыма и нашей победы?

— Если действительно была повреждена, вероятнее всего, исходя из объема повреждений, навсегда выведена из строя подводная лодка, это значит минус один носитель Калибров. Причем носитель Калибров, который имеет хоть и меньший залп, зато может скрыто ближе приближаться к украинским берегам. Кроме того, очень важным является и уничтожение десантного корабля.

Не потому, что украинцам угрожает российский десант, а потому, что их роль очень значительна в поставках вооружений и припасов российским войскам, оккупирующим южные регионы Украины и сейчас несущим значительные потери и расходы в боях с украинскими защитниками.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

И стоит отметить, что важен и сам завод. Учитывая повреждения самого завода — снизится способность противника ремонтировать повреждения, нанесенные его кораблям. Например, даже повреждение от дрона, которое раньше, условно говоря морского, выводило корабль на полгода, а теперь может вывести его из строя до конца войны.

— Поговорим подробнее об этом судоремонтном заводе, его называли главной ремонтной базой черноморского флота РФ. Так ли это на самом деле и что же они эту главную ремонтную базу куда-то не перенесли с начала полномасштабного вторжения?

— Да, это действительно базовый завод для обслуживания военно-морского флота РФ. Здесь уже просто возникают проблемы, это не та конструкция, которую можно куда-то перенести. Как помним, после начала военных действий Турция, четко следуя Конвенции Монтре, закрыла проход российским кораблям, как и военным кораблям любых других стран в Черное море. Вывезти их на ремонт в другие места Россия не может, кроме как по внутренним водным путям. А перенести завод — это, мягко говоря, проще построить новый.

— Поговорим о тех поврежденных судах, кораблях. В ГУР также подтверждают информацию. Telegram-канал Крымский ветер написал, что это может быть подводная лодка Ростов-на-Дону, которую Россия применяла для ударов по Украине. А также большой десантный корабль Минск. Вы можете рассказать о них подробнее?

— Десантный корабль, как и большинство российских десантных кораблей, — это старый, еще советский корабль, построенный в Польше. Проблема в том, что россияне не могут их фактически заменить. Поэтому в данном случае важно не то, сколько он мог бы стоить на внешнем рынке, а то, что по сути это незаменимый инструмент. Потому что если даже теоретически Корветы с Калибрами они могут привезти внутренними водными путями, по крайней мере из Каспийского моря, то большие десантные корабли до завершения войны попасть в Черное море просто не могут.

Относительно подводной лодки Ростов-на-Дону — это относительно новая российская подводная лодка. Это действительно очень тяжелая потеря для российского флота. Насколько я знаю, по этому проекту построено около десятка подводных лодок. Опять же, возможность их перевозки по внутренним водным путям, скажем так, как минимум дискуссионная.

В любом случае деньги, потраченные на этот корабль, вероятно, это сумма где-то около 300 миллионов долларов — важное значение. Более того, такой корабль быстро не отстроишь, в отличие от, например, бронетранспортеров или в какой-то степени даже самолетов, корабль — это то, что строится долго. А в российских условиях санкций это может быть и необратимая потеря.

— Говорят, что это подводная лодка класса Варшавянка, что это объясняет, к чему подводит? И какие подводные лодки, какого класса сейчас присутствуют в Российской Федерации, как их можно описать в целом?

— В Российской Федерации есть очень большой набор подводных лодок разного времени, это как советские лодки, так и лодки, построенные уже сейчас. в принципе в России можно выделить три типа подводных лодок: атомные с баллистическими ракетами, часть ядерной триады; есть подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (тоже атомоходы), и наконец дизель-электрические подводные лодки, одна из которых и повреждена или уничтожена в Севастополе.

В Черном море на начало боевых действий было шесть подводных лодок, три «однотипных Ростова-на-Дону» и одна более старая, советского времени подводная лодка, которая называется Алроса, поскольку российская алмазная компания была спонсором корабля. Относительно последнего, насколько он сейчас боеспособен — это вопрос очень сомнительный.

— Почему же их не перевели из Севастополя куда-то подальше, например, в порт Новороссийск? Хотя мы помним, там российские корабли также могут страдать, Оленегорский горняк является таким примером.

— Подводные лодки обычно базируются в порту Новороссийска Черноморского флота, в большинстве случаев. Но мы же не забываем, что в данном случае лодка находилась на ремонте. Опять же, привязка, где размещены мощности, там и находилась лодка.

— Насколько уязвимым сейчас выглядит Черноморский флот Российской Федерации, учитывая и эту, дай Бог, не последнюю атаку, какие его самые слабые места?

— Самым слабым местом Черноморского флота, которое существенно ослабло, является повреждение ремонтных возможностей. Учитывая, что размер украинских дронов практически исключает потопление корабля, если не будет очень удачной атаки, то ремонтные возможности позволяли относительно быстро возвращать их в строй. После потери таких ремонтных возможностей мы можем надеяться со временем на снижение общего залпа Черноморского флота, его возможности запуска ракет Калибр.

Что касается других, здесь есть более скрытые, например, вопрос еще в том, насколько эффективно российские корабли могут при этом проходить даже без повреждений текущий ремонт. Потому что российские двигатели не отличаются значительной надежностью, нужно достаточно часто приходить на ремонт, обрабатывать этот двигатель, чтобы он не вышел из строя в самый ответственный момент. И вполне возможна та ситуация, когда формально корабли целы, а реально их возможность выходить в море очень ограничена.

— Какие действия Российской Федерации можно предвидеть в ближайшее время? Все, что осталось в Севастополе, куда-то будут убирать, будут пытаться чем-то Украине ответить, что?

— Я думаю, попытки навредить Украине — это уже давнее, как только у них возникает такая возможность, они ее реализуют, не пытаются привязать что-то к чему-то. Не нужно вестись на все эти российские разговоры о том, что вот, это ответ на это, а то ответ на т. е. Идет война, они пытаются максимально навредить нам, а мы — максимально навредить их военной машине.

Относительно реакции россиян, они для начала определят, что пострадало. Я не думаю, что они до этого держали большой набор кораблей в Севастополе, будут искать возможности как-то найти альтернативные площадки для ремонта собственных кораблей. Есть еще кораблестроительное предприятие, хотя в советские времена оно занималось преимущественно гражданскими объектами, а сейчас «достраивает» российские вертолеты, вертолетоносцы, аналоги Мистралей, Завод Залив. Возможно, они попытаются как-то его развить.

— А где?

— Завод Залив — вблизи Керчи. ...> Если это была воздушная атака, то для нас это будет сложнее, чем в Севастополе, он расположен ближе к контролируемой территории. Но в любом случае это был мощный удар, это удар, не побоюсь этого слова, стратегического значения. И не стоит забывать, что для демонстрации нашим союзникам, что вклады в Украину — это вклады в европейскую безопасность.

Потому что не забывайте, что ракеты Калибр в принципе имеются как в стандартной, так и в ядерной конфигурации. Уничтожение носителя этих ракет, который к тому же мог бы запускать их скрыто — это существенное улучшение общей ситуации безопасности в Европе.

— Поговорим еще о том, что очевидно, эта атака была комбинированной, работали как Воздушные силы, так и надводные дроны. Насколько эффективны такие атаки, что можете о них сказать?

— Я не думаю, что речь идет о комбинированной атаке в классическом смысле, когда одновременно разные, подводные лодки и авиация и так далее. Потому что я так понимаю, что атака дронами была осуществлена при переходе, судя по официальным сообщениям. Корабли, которые повреждены, находились в сухом доке, к ним дрон при всем желании не мог добраться, тот, который передвигается по воде.

Но в принципе рост потенциала — это интересный эффект, потому что если совместить атаку двумя средствами, это существенно усложняет, перегружает как экипаж корабля, так и его боевые информационные системы, повышает вероятность того, что корабль будет поражен.

— И все-таки, чего ждать в ближайшем будущем и с украинской стороны, я так думаю, подобные атаки, дай Бог, продолжатся?

— Я тоже на это надеюсь, но здесь надо быть осторожными, потому что вы понимаете, что каждая такая атака — это не просто взлететь, запустить ракеты. Во-первых, нужно иметь эти ракеты, кроме того, надо организовать операцию. И хотел бы обратить внимание еще на такой аспект, что эта операция состоялась после восстановления контроля Украины над вышками в Черном море. Я так понимаю, что восстановление этого контроля сделало возможным эту операцию, потому что позволило ослепить первую линию российской обороны и, например, нашим авиаторам, пусть и с риском, добраться до района пуска ракет.

Другие новости

Все новости