Технологии все сильнее будут оказывать влияние на культуру. Речь идет о том, что потребление контента станет еще индивидуальнее. Уже сейчас каждый привык самостоятельно формировать личную библиотеку кино и музыки. Правда, при всем многообразии человеком будет проще манипулировать. В этом некий парадокс виртуального мира: он позволяет развивать индивидуальность, но в то же время для большинства уничтожает ее. Когда смотришь ролик корейца с миллиардом просмотров, понимаешь, что происходит оболванивание и разрушение личности.
Также благодаря технологиям потребитель получит больше возможностей влиять на контент. Впрочем, возрастет интерес и к консервативным вещам. Например, как сейчас к винилу. Бумажные книги, театр — многим с требовательным сознанием захочется рано или поздно прикоснуться к чему‑то невиртуальному. Думаю, это в свою очередь повлияет на то, что искусство станет сентиментальнее (виртуальный мир все же холоден, искать тепло придется в консервативных вещах).
Но культура — не только контент. Прежде всего культура — то, что происходит в сознании общества. И сейчас очевидно, что мир ожидают глобальные пертурбации.
Сложно спрогнозировать, как будет развиваться большая инерционная и подверженная многим факторам система под названием Запад. По моим наблюдениям во время работы в Австрии, Германии и Польше, ожидается какой‑то пессимистичный, катастрофический сценарий, главный тренд: “Завтра будет хуже”. В отличие от Запада, в Украине все же многие ожидают, что завтра будет лучше. Что через месяц, год или десятилетие мы получим больше возможностей. Это в какой‑то степени выгодно отличает Украину от Европы, хоть и парадоксально: ситуация хуже, но ожидание будущего лучше.
В этом контексте Украина может сыграть очень интересную роль в мировой истории и конкретно в истории Европы. Главное — не упустить этот ветер надежды, наполняющий, вопреки всему, сознание молодых людей, понимающих, что только они отвечают за свою жизнь. Это может стать тем меседжем, который повлияет на наше будущее. Объясню, о чем идет речь.
Недавно после выступления Dakh Daughters на музыкальном фестивале в Вене состоялась интересная дискуссия. Обычно на таких дискуссиях всего пару десятков человек, но в этот раз осталось практически ползала. Во время дискуссии один из главных вопросов был такой: Dakh Daughters — политическая группа? Они хотели услышать “да”, поскольку прочитали в наших песнях протест. Но мы пытались рассказать, что протест — не главное. В первую очередь нужно наполнить свое сердце любовью. Тогда в негодовании и боли появляется свет, мобилизующий на поступки другой этической направленности, на процесс созидания.
Но когда мы подчеркивали это, кто‑то из зрителей заметил: мол, вы так много говорите о любви, что напоминаете нам секту. Но нет, это вы боитесь пустить любовь в свое сердце, а от нас хотите, чтобы мы были группой против России или против чего‑то еще. Хотя при переходе в такой прямой протест оказываешься на уровне своего оппонента, в плоскости, где преимущество получает более беспринципная сторона.
Украина же (конечно, не в виде существующей государственной институции, а как замечательное пространство и прекрасные люди) может стать уникальной площадкой надежды, площадкой, где сформируются окна в будущее, куда смогут приезжать люди со всего мира и, наполнив сердце любовью, менять этот мир.
В этом смысле яркий пример — Илон Маск, основатель Tesla Motors и других инновационных компаний. Люди такого уровня, способные созидать будущее и менять историю в одно мгновение,— главная тенденция современности. И в этом появляется здоровый и оптимистический взгляд в завтрашний день.
Понимаю, что не так уж и просто вписаться в мировой процесс развития с имеющимися украинскими ресурсами и технической базой. С другой стороны, голь на выдумки хитра. И если создать эти окна возможностей в Украине для людей со всего мира, правильно их спроектировать, то Украина может стать очень интересной страной — технологической и культурной. Таким соединительным мостиком между Россией, Западом, даже мусульманским и китайским мирами.
Текст опубликован в рамках спецпроекта "Украина и мир 2030" в журнале "Новое Время" за 03.06.2016 года. Републикация полной версии текста запрещена