Удар террористов по Израилю — это попытка подорвать общества всех демократических стран изнутри.
Два дня, проведенные в Брюсселе, стали для меня реалити чеком — попробую почувствовать, как ситуация на Ближнем Востоке воспринимается в ЕС. Потому что наша картина реальности очень зависит от фактов, которые ее формируют, и информации, которую мы потребляем.
Эти два дня в Брюсселе меня не покидало ощущение, что именно сейчас происходит попытка повторить историю начала Первой мировой, когда убийство Франца Фердинанда в Сербии вызвало шоковые волны, которые переросли в большую войну. Очень похоже, что именно для того, чтобы создать такой эффект, террористы прибегли к ужасным зверствам, которые заполонили медиа-пространство не только в западных медиа, но и по всему миру.
Брюссель очень изменился. Как всегда пестрый и многонациональный, он теперь полон напряженного спокойствия. Это уже точно не аморфное и сытое общество, которое оказалось не готовым к терактам 2016 года, во время которых исламисты взорвали станцию метро и аэропорт, а полиция и армия оказались в полной мере не готовыми к быстрой и эффективной реакции. Потом были COVID с полной изоляцией и постоянными карантинами, а также шок от войны в Украине, и вот теперь теракты и война в Израиле.
И реакция кардинально другая.
Позиция жертвы не принесет ничего положительного
Атмосфера на первый взгляд нормальная, но в отеле слышен тихий разговор участников конференции, обсуждающих меры безопасности и теракт, который якобы произошел еще в пятницу в Антверпене, но о котором «намеренно молчат СМИ, чтобы не раздувать ненависть».
Даже предположение о том, что в Европе можно и нужно корректировать поведение граждан, чтобы не допустить разжигания ненависти — это что-то совершенно новое для меня. А я работаю с чиновниками ЕС уже более 20 лет.
Впрочем, такие ограничения сейчас могут быть вполне оправданными, ведь все предпосылки для эскалации насилия и террористических актов есть: одной из целей террористических актов на Ближнем Востоке является именно дестабилизация обществ внутри западных стран.
Очевидно, что архитекторы эскалации насилия сознательно стремятся сместить внимание граждан ЕС на внешние вызовы и вопросы миграции, которые снова на первых полосах западных изданий. Проблематика сосуществования в мультикультурных обществах всегда использовалась для сознательных манипуляций и создания проблем внутри государств Европейского Союза. Очевидно, что за этим стоят страны так называемой «оси зла» и что Кремль к этому приложил руку: почерк очень узнаваем. Мы с вами видели часть кампании и в Украине, когда россияне запустили волну фейковых сообщений о том, что «беженцы из Израиля будут расселяться в Украине». Испытанная годами тактика дезинформации и разжигания внутренних проблем на фоне страха войны теперь обновилась и работает против всего Западного мира.
Что это означает для нас? Необходимость изменения поведения на международной арене. Позиция жертвы не принесет ничего положительного. Мы должны выходить на другой уровень. Мы должны уже сегодня выступать не просителями помощи, а партнерами, которые разрабатывают реалистичные сценарии роста экономики даже в условиях неопределенности.
Что не изменилось в Брюсселе — четкое понимание, что экономический рост является основой устойчивости Западных государств. В ЕС готовы работать с нами и с реальными проектами и задачами, которые превратят украинскую экономику в источник не только благосостояния, но и финансирования безопасности.
Все, что нужно с нашей стороны, — продемонстрировать адекватное понимание ситуации, умение работать на перспективу и — главное — способность к ответственному отношению к собственным обещаниям. А это уже не «ощущения» — это четкая позиция, которую мне высказывал каждый чиновник и политик, с которым мы обсуждали перспективы Украины.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграмм-каналу Погляди NV