«Он дал вам Javelin, которые спасли Киев». Возвращение Дональда Трампа в Белый дом поможет восстановить сдерживание России — Помпео
Геополитика22 февраля 2024, 07:57
В случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в США императивом для его администрации станет необходимость не просто остановить Владимира Путина, а одержать победу, уверяет Майк Помпео, государственный секретарь США во времена президентства Трампа. Его главный аргумент — история поддержки Украины при каденции его бывшего босса.
В период с 2017-го по 2021-й год российский диктатор не решился начать свое полномасштабное вторжение в Украину. Что изменилось в 2022-м — это не сам Путин, а его ощущение риска, считает Помпео: когда Трамп покинул Белый дом, оно ослабло.
«Неспособность продолжить сдерживание России и не допустить войну в Украине стало большим провалом Запада», — подчеркнул влиятельный республиканец в ходе публичной дискуссии в Киеве, которую 19 февраля организовал Фонд Виктора Пинчука.
В кулуарах мероприятия в разговоре с NV Помпео заверил в продолжении поддержки Украины со стороны США, объяснил позицию Трампа в отношении НАТО и прокомментировал убийство российского оппозиционера Алексея Навального.
— Вы долгое время работали с Дональдом Трампом. Что вы думаете о его недавней идее оказывать помощь Украине в виде кредитов, а не грантов? Насколько это реально, учитывая ущерб, который терпит Украина из-за российской агрессии? И насколько это справедливо, по вашему мнению?
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
— Смотрите, президент Трамп в течение четырех лет придерживался достаточно четкой линии в своих действиях. Мы предоставили [Украине] системы Javelin, которые, на мой взгляд и, думаю, на взгляд генерального секретаря НАТО [Йенса] Столтенберга, спасли Киев. Это сделала администрация Трампа. Мы расширили присутствие в Восточной Европе. Мы четко дали немцам понять, что если они будут зависеть от российского газа, произойдет что-то плохое.
Мы были жесткими. Но мы хотели убедиться, что НАТО выполнит свою роль. Его роль — защитить себя, не так ли? Для этого каждая из стран [-участниц] берет на себя ответственность за защиту собственных границ, собственного национального суверенитета. При президентстве Трампа мы резко увеличили ресурсы внутри НАТО.
Я не вижу никаких причин полагать, что вторая администрация Трампа не действовала бы точно так же. И я молюсь, чтобы мы получили аналогичный результат, а именно: за четыре года правления администрации Трампа в Украине не было войны. Мы все должны об этом помнить.
Люди почему-то приняли взгляд на Дональда Трампа [с позиции издания с левым уклоном] CNN International. Я же предпочитаю взгляд с точки зрения фактов: что на самом деле произошло и как мы достигли результатов в интересах украинского народа и, что важно, убедившись, что ставим Америку на первое место.
— Ваш месседж вполне понятен. И все же: начнут ли США выдавать Украине кредиты вместо грантов?
— Будет политический процесс. Все будет расставлено по местам. Нет сомнений, что для Палаты представителей это будет актуальным вопросом не только до выборов, но и до вступления в должность следующего президента. Посмотрим, как этот процесс будет развиваться. Могут быть разные варианты.
Мы часто говорим об этом законопроекте о финансировании как о единственной поддержке, которую оказывает Америка. Это принципиально неверно. Надеюсь, украинский народ помнит, что мы предоставляем все виды дипломатической помощи, помогаем разными способами на многих форумах по всему миру. Мы оказываем огромную военную помощь. Я знаю, что эти [военные] ресурсы крайне необходимы. Мы должны предоставить вам снаряды и артиллерию. Мы это сделаем.
— Мы очень ценим американскую поддержку. Напоследок такой вопрос: реагируя на сообщение о смерти Алексея Навального, президент Байден заявил, что ответственность за это несет российский диктатор Путин, и еще раз призвал финансировать помощь Украине. Какой была бы политическая реакция на это событие, если бы президентом США сейчас был бы республиканец?
— Я знаю, что сказал бы я. Именно это я и сказал: нельзя убивать людей, которые не согласны с вашей политикой. Это неприемлемо. Это недопустимо для авторитарных режимов и для любой власти в мире.