В последнее время было высказано немало скептицизма по поводу готовности Путина заключить реальное мирное соглашение. Присоединяясь к тем, кто считает такое соглашение маловероятным, хочу добавить к высказанным ими аргументам еще один.
Несколько месяцев назад я написал работу, в которой объяснил, почему Трампу будет нелегко отказаться от попыток завершить российско-украинскую войну, на что он тогда активно намекал. Причиной, о которой я тогда рассказал, является свойственная людям склонность оставаться приверженными поведению, которое не принесло желаемого результата (предвзятость обязательств; англ. commitment bias).
Эта склонность нередко заставляет нас продолжать заниматься делом, которое, отняв много ресурсов, не дало ожидаемых результатов. Поскольку Трамп к тому времени уже вложил немало времени и энергии в попытки закончить войну, я считал, что нежелание признавать эти ресурсы потерянными будет стимулировать его усилия положить ей конец. Как показали дальнейшие события, этот прогноз пока оказывается верным.
Этот прогноз пока оказывается верным
К сожалению, следует признать, что эта же склонность является одной из причин, которая не даст Путину заключить реальное мирное соглашение с Украиной. Огромные человеческие потери, а также потеря многих других ресурсов прочно привязывают его к этой войне. Прекратить боевые действия, не достигнув поставленных целей, означает для него признать эти ресурсы утраченными. В то же время, пока продолжается война, они воспринимаются как жертвенный вклад в грандиозный проект возрождения российской империи и могут считаться, с его точки зрения, оправданными.
Прекращение войны будет означать не только крах этого проекта, но и признание вложенных в него ресурсов безвозвратно потерянными. Поэтому, из-за естественного желания избегать потерь (англ. loss aversion), Путин будет продолжать войну, сохраняя тем самым чувство оправданности вложенных в нее ресурсов и веру в возрождение империи.
Еще одной причиной предвзятости обязательств называют желание «сохранить лицо». Прекращение убыточного проекта воспринимается как поражение, и для многих (особенно руководителей) нежелание признавать поражение и вредить репутации служит еще одной причиной, подталкивающей к тому, чтобы продолжать вкладываться в такой проект. Путин, который мечтает о славе Владимира Великого, вероятно, испытывает особенно сильное желание сохранить репутацию великого правителя, которую он тщательно формировал за годы своего правления. Поэтому он, скорее всего, будет продолжать войну, поскольку при текущем положении дел все еще может убеждать себя и других в своем величии.
Таким образом, наиболее вероятным сценарием развития событий представляется тот, при котором Путин будет продолжать войну против Украины, пока его не остановит внешний фактор (военное поражение, мятеж