Этот материал подготовлен в рамках проекта Крымская редакция — инициативы украинских журналистов из Крыма, призванной найти инструменты и решения для деоккупации и реинтеграции полуострова.
В социальных сетях под постами на крымскую тематику часто встречаются комментарии о том, что, мол, крымчане сделали в 2014 году «выбор»: кто не воспринимает русскую оккупацию и ее последствия, покинули полуостров, а остальные — коллаборационисты или трусы. Это не так. Даже с учетом пророссийских настроений значительного количества жителей полуострова в 2014 году Кремль осуществил грубую инсценировку «свободного волеизъявления» под дулами российских автоматов и камерами российских пропагандистов.
Сотни тысяч жителей Крыма сопротивлялись оккупации полуострова, бойкотировали крымский «референдум» и сегодня сохраняют свои убеждения. Только некоторые из них, опасаясь преследований или уже подвергшись репрессиям, покинули полуостров, большинство же продолжают жить в Крыму.
Къырымда яша! (Живи в Крыму!) — популярный лозунг среди крымских татар. И он возник не от страха изменить жизненные обстоятельства или из-за отсутствия материальных возможностей. Это осознанная позиция: жить на Родине, несмотря ни на что.
В 1944 году крымских татар тотально депортировали из Крыма, от младенцев до пожилых людей. Мы потеряли половину численности народа, пережили сложный процесс возвращения и обустройства на родной земле, большинство крымских татар предпочитают во что бы то ни стало, любой ценой оставаться здесь. Это убеждение закладывалось памятью старших поколений, в которых Крым неизменно представал в образе потерянного рая, земли обетованной.
Находясь в местах депортации, представители коренного народа десятилетиями не имели права вернуться на родину. Наши люди, посещая Крым как туристы, как высшую ценность вывозили с собой обратно в изгнание горсть родной земли, крымские фрукты и рассказы о том, какая она красивая, Родина.
Для крымских татар новая оккупация полуострова имеет особое значение
Поэтому для крымских татар новая оккупация полуострова имеет особое значение. Это не просто потеря части территории государства, это посягательство на их материнскую землю. Российская империя аннексировала Крым в 1783 году, уничтожила Крымское ханство, положила начало череде трагедий в судьбе крымскотатарского народа. В том числе массовой эмиграции значительной части крымчан, что кардинально изменило демографическую ситуацию на полуострове.
В современной России до сих пор живы и активно эксплуатируются еще советские пропагандистские мифы о «предательстве» крымских татар в годы Второй мировой войны и «справедливости» депортации. Поэтому крымские татары массово сопротивлялись действиям России в 2014 году в Крыму, а теперь отказываются массово покидать полуостров, не желая повторять опыт. И это имеет свою цену. Люди вынуждены адаптироваться к оккупации, интегрироваться в российскую действительность и жить по насаженными законами и правилами.
Многие люди со временем спокойнее реагируют на те социальные искажения, которые создает российская власть, стремясь заменить усвоенные за годы независимости Украины ценности. Но дух сопротивления, несмотря на жесткие ограничения свобод, преследование, угрозы и активную пропаганду, все еще живет в Крыму.
Не надо думать, что если бы полуостров оставили все лояльные Украины граждане, Украина бы от этого выиграла. Напротив, кремлевские пропагандисты, имея в Крыму абсолютно лояльное население, с легкостью сконструировали бы иллюзию всеобщего благосостояния и несомненного желания «крымского народа» жить в России.
Мы видим, что чаще всего им это не удается или удается с трудом. Активность даже немногих граждан Украины в Крыму, их желание и способность несмотря на угрозы выражать свое мнение, отстаивать свои права, несмотря на репрессии, позволяют держать Крым в фокусе международной политики.
Для крымских татар это еще и древняя борьба против насилия над собственной исторической памятью и за сохранение национальной идентичности, борьба за ареал. И большинство этих людей не могут представить себя и свою жизнь вне Крыма.
Многие социально активные крымские татары скрывают собственные политические убеждения, подавляют свои протестные настроения с целью снизить градус угрозы личной безопасности. Они переносят свою активность в экономическую и культурную сферу, соглашаясь на смещение политического центра национального движения из Симферополя в Киев.
Однако такое вынужденное поведение вовсе не означает принятия оккупации. Къырымда яша! Мы остаемся дома, чтобы было куда вернуться.
Все материалы проекта Как мы будем возвращать Крым на украинском, русском, английском и крымскотатарском ищите на специальной платформе сайта НВ.
Проект Крымская редакция реализуется при финансовой поддержке Посольства США в Украине.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ