Россия строит АЭС в Буркина-Фасо. Зачем это Кремлю?

Мнения

18 октября 2023, 17:35

Игар Тышкевич

Эксперт по вопросам изучения России, политический аналитик

Если проект будет реализован, то страна станет третьей на континенте, имеющей в своём распоряжении АЭС

Россия собирается построить в Буркина-Фасо атомную электростанцию. Такую новость подало агентство Reuters со ссылкой на заявления местного министерства энергетики. Если проект будет реализован, то страна станет третьей на континенте, имеющей в своём распоряжении АЭС. Одна станция построена на французских реакторах и работает в ЮАР. Вторая строится в Египте на Росатомом.

Данная новость, на первый взгляд может показаться абсурдной — Буркина-Фасо является одной из беднейших стран мира, где при населении более 20 млн, суммарные мощности генерации составляют около 380 МВт (по некоторым данным 407 МВт). Суммарное производство электроэнергии за 2021 год составило 1,76 млрд Квт.ч, а потребление — 2,64 млрд Квт.ч. При таких объёмах АЭС выглядит как минимум странной — станция слишком большая для таких объёмов потребления. Кроме того, запуск атомной станции потребует фактически создания (либо масштабирования) национальной энергетической отрасли. Речь идёт о постройке линий передачи электроэнергии, решении вопроса диспетчеризации, распределения. В конце концов, всей мощности национальной энергосистемы не хватает для балансирования АЭС. И, наконец, есть вопросы с кадрами.

Зачем АЭС, или Слон в посудной лавке

Фактически, если АЭС будет построена, то, единственным её применением может стать работа на внешние рынки. То есть экспорт электроэнергии в соседние страны. И тут уместно оценить весь регион — состояние экономики государств, с которыми граничит Буркина Фасо.

Имеем крайне богатый природными ресурсами регион, в котором ведётся добыча (и продажа) золота, урановой, железной цинковой, марганцевой руды, бокситов, фосфоритов, нефти и газа. Есть разведанные запасы вольфрамовых и титановых руд.

При этом по уровню экономического развития страны региона являются одними из беднейших в мире. Наилучшие показатели ВВП по ППС у Кот-д`Ивуара и Ганы.

И, наконец, ещё одна особенность данной части Африки — крайняя политическая нестабильность и (за редким исключением) скептическое отношение к способности (желанию) государств ЕС и США работать с местными государствами как с равноправными партнёрами и инвестировать в развитие их экономики.

Условно «прозападными» сегодня можно назвать лишь Кот-д`Ивуар, Гану, где действуют европейские добывающие компании, оказывающие поддержку местным политическим режимам. Ещё одной «демократией» называют Бенин, где в 2016 году прошла мирная передача власти избранному президенту Патрису Талону. Но тот, обещав править лишь один срок активно занялся «реформированием» избирательного законодательства а, после триумфа 2021 года (победа на президентских выборах и монополизация большинства в парламенте) начал выстраивать систему собственной власти.

Кремль идёт по своему стандартному алгоритму создания «дополнительных» кризисов

В остальных государствах у власти либо военная хунта, либо правят приведённые военными политики: в Мали перевороты были в 2020 и 21-м годах; в Буркина-Фасо военные свергли президента в 2022-м; о военном перевороте в Нигере мы читали в 2023-м; и, наконец, в Того правит президент Гассимба — сын скончавшегося в 2005 году президента Эйадема. Пришёл к власти он при поддержке армии, которая решила, что Конституция является не главным аргументом в выборе и.о. президента. Ради справедливости, стоит признать, что потом регулярно проходили выборы. С поддержкой военных и предсказуемым результатом.

Этот же регион является одним из базовых для Российской Федерации. Во всех проблемных государствах в той или иной мере присутствуют российские ЧВК или инструкторы. Например, группа «Вагнер» активно работает в Мали, Буркина-Фасо. Известно о присутствии небольших отрядов данной ЧВК (а так же их полит технологов, инструкторов) в Того, Кот-д`Ивуаре, Бенине. Более того, президент Бенина Талон (якобы прозападный демократ) в 2023 году заявил, что это «суверенное право государств региона» приглашать и использовать ЧВК «Вагнер». В Кот-д`Ивуаре работает представительство «Лукойла», безопасность которого обеспечивается компанией «Луком-А» (бывшая охранная служба Лукойл, действующая сегодня как ЧВК).

Стоит отметить, что «Луком-А», кроме, собственно, физической охраны объектов, специализируется на добыче информации и электронном шпионаже. И, наконец, Гана активно развивает отношения с Роснефтью. Достаточно вспомнить контракт 2018 года на поставку СПГ в эту страну. А в 2023 страна стала одним из перевалочных пунктов для хранения российской «серой» нефти. Что вполне логично: Гана имеет собственный (небольшой) экспорт. И не имеет мощностей для хранения российского и своего сырья отдельно. То есть путь нефти из Новороссийска заканчивается в этом государстве. А потребитель из ЕС покупает уже «африканскую» нефть.

Схватиться зубами за регион или «Африка_наша»

Вот теперь стоит вернуться к теме АЭС. И тут речь пойдёт не столько об экономике, сколько о политике. Точнее геополитике.

Первый возникающий вопрос — кто и за какие деньги будет строить. Сомнительно, чтобы у любого из перечисленных государств было достаточно средств для фактически «покупки АЭС под ключ». У Буркина-Фасо тем более. Ещё раз — это одна из беднейших стран мира.

Таким образом, речь идёт в лучшем случае о совместном предприятии, где России принадлежит более половины. В реальности, это, вероятнее всего будет российский объект с российским персоналом под российской охраной. Причём речь идёт не только о самой станции. Необходимо создавать целую отрасль: строить ЛЭП, балансирующие ЭС, создавать службу диспетчеризации и многое другое. Если всё это будет контролироваться Россией, то можно утверждать о контроле над экономикой страны. Старые отрасли работать будут. Но любое развитие будет возможно лишь с российским согласием либо участием (ведь электровыключатель будет в русских руках).

Далее предлагаю ещё раз вернуться к таблице характеристик государств. Можно говорить о существовании некоей маломощной региональной энергосистемы. Которая более менее сбалансирована по параметрам генерация-потребление.

Строительство АЭС будет вестись, вероятнее всего на проектах реакторов ВВЭР 1200. Именно такие реакторы в последнее время строит Росатом в РФ и за её пределами. Даже один реактор — это уже увеличение генерирующих мощностей в Буркина Фасо в 3 раза. А если станция будет в стандартном «двух реакторном» исполнении, имеем добавление 20% к суммарны показателям генерирующих мощностей региона.

Таким образом Россия становится ключевым игроком на рынке энергетики в данной части Африки. И получает выгоду сразу в нескольких областях:

—  влияние на развитие стран региона. Что, среди прочего, будет проявляться в большей привязке местных правительств к Москве. Ведь реализация любого крупного энергозатратного проекта будет возможна лишь при согласии Кремля

— создание инфраструктуры под приход собственного добывающего бизнеса. И тут стоит вспомнить как уже экспортируемые полезные ископаемые, так и разведанные месторождения.

—  создание предпосылок для попадания в зависимость европейских, американских и китайских добывающих компаний, которые работают в регионе. Наличие свободных мощностей сделает покупку российской энергии более привлекательной по сравнению с выработкой собственной на небольших (зачастую мобильных) ЭС, установленных на рудниках.

Параллельно с этим, (если успеет построить АЭС), она делает менее привлекательной идею строительства транснациональной ЛЭП из ЮАР.

Но самое главное — политические бонусы, которые по своему влиянию выходят за границы региона. РФ демонстрирует, что в отличие, например, от Франции она готова реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Более того, такая активность напрямую зависит от уровня политического сотрудничества с Кремлём. В такой логике выбор Буркина Фасо — одной из беднейших бывших французских колоний — вполне очевиден. Инвестиции в несколько миллиардов долларов и превращение отсталой страны в крупнейшего регионального экспортёра электроэнергии является хорошей геополитической «рекламной открыткой». То есть РФ уже послала сигнал элитам сразу нескольких государств Африки.

Строительство АЭС и трансформация регионального рынка электроэнергии сблизит между собой местные политические режимы, которые сегодня рассматривают РФ как одного из ключевых своих партнёров. Оформление такой «зоны российского влияния» будет являться подкреплением амбиций Кремля на сохранение статуса геополитического игрока.

Важно ли это для Украины?

В этом пункте стоит поговорить ещё об одной детали — геополитическом торге Кремля за своё будущее. В том числе (или в первую очередь) на фоне войны в Украине. Заявка по АЭС, равно как и серия военных переворотов последних 4−5 лет, бьют удар по позициям Франции в регионе. И это болезненно для Парижа.

При чём здесь Украина? Имеем достаточно простую схему: Франция может быть заинтересована в неспешной реализации (либо заморозке) проекта Росатома. Россия может быть заинтересована в усилиях Франции как страны, склоняющей Украину к диалогу, например о заморозке войны либо «компромиссам». Естественно, в нужный момент и в качестве «одного из» голосов подобных советчиков. Вполне приемлемый обмен, который, по большому счёту России не будет ничего стоить.

И Африка — не единственный регион. Кремль идёт по своему стандартному алгоритму создания «дополнительных» кризисов перед началом диалога по основному для себя вопросу. При начале консультаций Кремль предлагает партнёрам (оппонентам) обсудить проблемы «в комплексе». Где свои уступки по второстепенным для себя темам попытается обменять на уступки в свою сторону по основному направлению.

Кроме Африки тут уместно вспомнить Кавказ (где Франция последовательно стоит на позициях поддержки Армении), Ливию, Ближний восток (в том числе идущую войну в Израиле).

Аналогичный алгоритм, кстати, Кремль уже пытался реализовать в 2016−20 годах по украинскому направлению. Там «дополнительными» кризисами были Сирия, уже упомянутая Ливия и вопросы поставок газа в станы ЕС. Частично такие усилия были успешными. Давайте вспомним формулу Штанмайера 2016 года, попытку «прекратить стрелять» 2020, челночные визиты европейских и американских политиков с декабря 2021 по февраль 2022 с тезисами о необходимости «уступок России».

Но тогда схема не сработала. Велика вероятность, что не сработает и сейчас. Только уповать исключительно на неё неразумно. Логика действий Кремля просматривается. Значит, есть возможность для собственной активности. В нашем случае, учитывая специфику региона, есть возможность игры и в упомянутых государствах.

Присоединяйтесь к нашему телеграмм-каналу Погляди NV

Другие новости

Все новости