NV Премиум

Мощное оружие Путина. Почему Россия остается в выигрыше, несмотря на санкции

Мнения

14 июля 2022, 09:05

Ора Сабадус

Старший журналист по энергетическим вопросам Независимой Коммерческой Службы расследований (ICIS), кандидат наук

Что бы Россия ни потеряла из-за ограничения поставок газа, она выиграла от резкого роста цен. И в основном за счет собственной тактики Москвы по созданию энергетического оружия

С середины июня российский производитель Газпром сократил потоки газа по коридору Северного потока — 1 в Германию примерно на 60% от суточных контрактных объемов, что побудило федеральное правительство в Берлине поднять уровень опасности до тревожного (второй уровень опасности из трех возможных) и подготовиться к худшему. Газпром утверждает, что сокращение было вызвано тем, что турбина, необходимая для работы Северного потока — 1, которую отправили в Канаду для ремонта, не могла быть отправлена обратно из-за санкций.

Некоторые наблюдатели разоблачили блеф Газпрома и заявили, что его действия кажутся политически мотивированными. Они указали на то, что если бы Газпром был действительно коммерчески-ориентированной компанией, он бы компенсировал падение поставок по Северному потоку — 1 увеличением поставок по украинскому транзитному маршруту. Вместо этого государственный российский энергетический гигант предпочел сохранить ограниченные объемы транзита через Украину, отправляя только 40% поставок.

Поскольку с 11 июля проходит десятидневное техническое обслуживание Северного потока — 1, раздаются голоса, предполагающие, что Газпром может использовать отключение в качестве предлога, чтобы не возобновлять потоки после 21 июля, что спровоцирует дальнейший хаос на газовых рынках. Хотя существует вероятность того, что Россия сократит поставки до минимального уровня или сократит их вовсе, размер ущерба, который она может нанести, и способность Европы выдержать суровую зиму будут зависеть от мер, которые будут приняты сейчас.

ЕС может отключиться от поставок газа из России раньше, чем некоторые предполагают

До сих пор использование Россией поставок природного газа в качестве политического оружия было в основном успешным. Решение Газпрома не направлять больше газа в Европу в 2021 году, несмотря на рост спроса после коронавируса, сокращение его поставок в несколько европейских стран и компаний с начала войны в Украине, а также недавнее резкое сокращение поставок через Украину и Северный поток — 1 — все это помогло поднять цены до рекордного уровня.

Что бы Россия ни потеряла из-за ограничения поставок газа, она выиграла от резкого роста цен.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Эти цены были в значительной степени повышены из-за собственной тактики России по созданию энергетического оружия. Ограничение поставок газа в настоящее время также имеет долгосрочные последствия, поскольку оно замедляет способность компаний закачивать природный газ в хранилища, чтобы обеспечить заполнение объектов на 80% к 1 ноября, как того требует ЕС. Еще более разрушительным является то, что создается общее представление о том, что без поставок российского газа Европа не сможет справиться с пиковым зимним спросом и столкнется с серьезным кризисом.

Хотя ситуация, по общему признанию, критическая, есть аргументы, свидетельствующие о том, что для Европы возможно преодолеть последствия полного прекращения поставок из России при условии немедленного принятия ряда мер.

Во-первых, европейские страны, и в особенности те, которые сильно зависят от российского газа, должны начать постоянную кампанию в СМИ, объясняющую ситуацию потребителям и рекомендующую им сократить потребление в ближайшие месяцы. Тем, кто утверждает, что это нереально, следует взглянуть на пример Украины, которая перешла от экономики, зависимой от импорта российского газа, к нулевым «отборам» газа в 2015 году.

Во-вторых, ЕС должен работать с соседними странами, не входящими в ЕС, для максимизации альтернативного импорта и проверки того, что все узкие места, блокирующие пропускную способность, устранены. Помимо Норвегии, Азербайджан и Алжир также могут увеличить экспорт по трубопроводу.

ЕС также должен работать с Великобританией и Турцией, чтобы обеспечить импорт через их терминалы СПГ. ЕС сам по себе имеет мощность импорта СПГ 158 миллиардов кубометров в год, но с учетом регазификационных мощностей турецких и британских портов эта цифра может увеличиться примерно на 50%. В этом году Великобритания уже импортировала рекордные объемы СПГ и экспортировала часть этого возросшего объема в Европу.

ЕС должен также сотрудничать с Турцией для того, чтобы она подписала соглашение о взаимодействии с соседними Болгарией и Грецией и предоставила европейским покупателям доступ к своим терминалам СПГ. ЕС нуждается в турецких терминалах по импорту газа точно так же, как Турция нуждается в европейской финансовой поддержке. Следует признать, что не весь газ, импортируемый в Великобританию и Турцию, попадет в ЕС. Тем не менее, покупатели могут получить объемы по этим маршрутам летом для закачки в хранилища в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону.

Что касается передачи, то в Германии, а также на некоторых пограничных пунктах, например, между Австрией и Венгрией, Венгрией и Румынией, существуют заторы. Однако большинство возникающих узких мест вызвано не техническими сложностями, а в основном проблемами регулирования. Например, операторам системы передачи в Центральной Европе все еще необходимо решить, что произойдет с мощностями, забронированными компаниями, которые рассчитывали импортировать газ по ныне несуществующему Северному потоку — 2. Поскольку Германия остановила проект газопровода Северный поток — 2, пропускная способность внутри немецкой системы, которая должна была поставлять газ Северного потока — 2 на другие рынки, должна быть высвобождена, чтобы позволить другим компаниям бронировать ее на более гибкой краткосрочной основе.

Простой обзор доступной пропускной способности в Юго-Восточной Европе и ее среднего использования за последние три месяца показывает, что на региональном уровне используется менее одной трети существующей инфраструктуры. Тем не менее, некоторые из этих мощностей не могут быть использованы либо потому, что «Газпром» полностью зарезервировал их, но использует только половину, как в случае интерконнектора между Болгарией и Северной Македонией, либо потому, что некоторые операторы передачи и регулирующие органы запретили экспорт газа с внутренних рынков в некоторые соседние страны, как в случае с Румынией.

Наконец, ЕС мог бы собрать единовременную сумму, чтобы помочь закупить достаточное количество газа для зимнего сезона, если цены взлетят до нового рекордного максимума. Такие инструменты уже используются для поддержки украинских и молдавских газовых компаний и могут быть распространены на ЕС в целом. Предложение финансовой помощи компаниям, пытающимся обеспечить альтернативные поставки газа, было бы более разумным способом справиться с последствиями сокращения российского газа, чем вмешательство в рынки с помощью интервенционных мер, таких как ограничение цен.

В интересах России создавать впечатление о надвигающемся газовом кризисе не только потому, что это продолжало бы повышать цены и наполнять казну Газпрома, но и потому, что это создавало бы представление о том, что Европе следует занять более примирительную позицию для обеспечения доступа к российским ресурсам. На самом деле ЕС может отключиться от поставок газа из России раньше, чем некоторые предполагают, если мобилизует нужные человеческие и финансовые ресурсы для работы в этом направлении.

Перевод НВ

НВ имеет эксклюзивное право на перевод и публикацию колонок Atlantic Council. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Другие новости

Все новости