Путин неожиданно изменил ядерную кампанию. Что за этим скрывается
Мнения6 октября, 22:50
Вместо того чтобы сопровождать серию российских воздушных провокаций в Балтийском регионе опасной игрой на грани ядерного противостояния, президент России Владимир Путин избрал более тонкий подход.
На так называемом Глобальном атомном форуме в Москве Путин расхваливал российскую ядерную энергетическую программу и предложил делиться соответствующими технологиями со «странами Глобального Юга и Востока». В ответ аплодировали лишь лидеры Эфиопии и Мьянмы, но Рафаэль Мариано Гросси, генеральный директор МАГАТЭ (IAEA), который, по-видимому, считает нужным поддерживать связи с Путиным, подтвердил, что Россия занимает лидирующие позиции в продвижении мирного использования ядерной энергии.
Тон Путина заметно отличался от выступления перед ядерными учёными в федеральном исследовательском центре Саров в прошлом месяце, где он провёл закрытое совещание по ядерному беспилотнику «Буревестник», подчеркивая роль науки в укреплении стратегического сдерживания России.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Ключевой элемент «мирной» ядерной кампании Путина — его предложение продлить на год соблюдение ограничений на размеры ядерных арсеналов, установленных Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (New START), который истекает 5 февраля 2026 года. Путин объявил об инициативе 22 сентября на специальном заседании Совета Безопасности России.
Кремль уменьшил масштаб учений «Запад‑2025»
Государственные СМИ мгновенно преподнесли это заявление как крупный прорыв, так что Кремль оказался разочарован медленной ответной реакцией Вашингтона. Российские эксперты проясняют риски демонтажа базовой структуры системы контроля над вооружениями, но предложение Кремля фактически не предусматривает возобновления обмена данными или каких-либо других мер укрепления доверия. Подход Путина может не в полной мере учитывать историю договора New START, который президент США Барак Обама подписал в Праге в апреле 2010 года, а президент США Джо Байден продлил в первые недели своего президентства.
Сокращённое использование Кремлём в военных учениях стратегической триады — триединой системы доставки ядерного оружия — подкрепляет смягчённую ядерную риторику Путина. Кремль уменьшил масштаб учений «Запад‑2025», в ходе которых не проводились новые испытания и не применялись ракеты средней дальности «Орешник», способные нести ядерный заряд, которые Россия использовала против Украины в ноябре 2024 года.
Российские стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3, способные нести ядерное оружие, совершили два коротких патрулирования над Баренцевым морем, но не стремились произвести впечатление, сопоставимое с пролётом американского бомбардировщика B-2 над красной дорожкой, развернутой для Путина на открытии саммита на Аляске с президентом США Дональдом Трампом 15 августа.
Атомный баллистический подводный ракетоносец класса «Борей» Князь Пожарский, который Путин спустил на воду в июне, вошёл в состав Северного флота без обязательного ранее испытательного пуска межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Тем временем Германия обеспокоена космической активностью Кремля: российские разведывательные спутники Луч‑Олимп плотно следуют за двумя спутниками Intelsat, но пока не сообщалось о каких-либо враждебных манёврах относительно американских спутников.
Проявление Россией относительного уважения к американским спутникам призвано способствовать восстановлению личных отношений между Трампом и Путиным после того, как последний отверг мирное предложение США на саммите в Аляске. Решение союзника Путина — президента Беларуси Александра Лукашенко — освободить некоторых политзаключённых (несмотря на одновременное расширение репрессий против других) также призвано помочь наладить диалог между Трампом и Путиным. Лукашенко стал одной из главных фигур на Атомном форуме в Москве, где озвучил исключительно мирную тему — соглашение о строительстве второй АЭС в Беларуси. Однако, отвечая на вопросы журналистов о размещении ракетной системы «Орешник», он подтвердил, что она уже «на пути» в Беларусь.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не присутствовал на форуме в Москве, несмотря на высокую значимость строительства АЭС «Аккую» силами «Росатома». Вместо этого он отправился в США на долгожданную встречу с Дональдом Трампом. Стратегическое партнёрство России и Турции явно ослабло: Анкара полностью поддерживает действия НАТО по сдерживанию российских провокаций, а Трамп подталкивает Эрдогана к введению санкций против Кремля. Тем не менее, Россия воздержалась от эскалации в Чёрном море даже после недавней атаки украинского беспилотника на Новороссийск. Причина проста: сотрудничество в сфере атомной энергетики остаётся для Путина главным инструментом влияния на Эрдогана, а Кремль всё ещё рассчитывает на доходы от поставок нефти и газа в Турцию.
Кремль использует комбинацию воздушных провокаций в Балтике и риторику «ядерного пацифизма» Путина, включая его предложение продлить действие договора СНВ-III, чтобы всех сбить с толку и усилить разногласия между США и Европой. В Москве пока не могут понять, что именно означают метания Трампа в отношении войны против Украины, но склонны интерпретировать неопределённость как возможность.
В пропутинских экспертных кругах отношение к американской внешней политике остаётся подчеркнуто уважительным, тогда как европейские элиты становятся объектом насмешек и оскорблений в российских медиа. В выступлении министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на Генассамблее ООН предупреждения о «тяжёлых последствиях» за перехват российских самолётов были адресованы в первую очередь европейцам, в то время как в адрес администрации Трампа он выразил готовность к «честному диалогу» — и никак не отреагировал на заявление Трампа, назвавшего Россию «бумажным тигром».
Опыт Путина в ядерных провокациях столь обширен и разнообразен, что его нынешние попытки продемонстрировать сдержанность и говорить о сотрудничестве звучат откровенно неубедительно — как будто он рассчитывает на короткую стратегическую память в Вашингтоне.
Его упорство в продолжении войны против Украины подрывается неспособностью добиться значительных территориальных успехов и неэффективностью массированных атак ракетами и дронами в попытке запугать украинцев. Ядерное оружие остаётся, возможно, единственным инструментом Путина, с помощью которого он может быстро изменить ход изматывающей войны. Западу, возможно, вскоре снова придётся проявить и политическую решимость, и военную готовность, чтобы остановить новые попытки Кремля прибегнуть к шантажу и запугиванию.
NV имеет эксклюзивное право на перевод и публикацию колонок Павла Баева. Републикация полной версии текста запрещена.
Перевод NV