«Инструмент Москвы». РФ понравилась бы драка поляков и украинцев — интервью NV с экс-послом Украины в Польше Андреем Дещицей
Геополитика21 февраля 2024, 09:38
— Мы много раз слышали от наших польских коллег, что когда украинцы говорят о том, что Россия нападает на нас с востока, а Польша нападает на нас с запада, поляков это очень сильно обижает. Но учитывая ту ситуацию, которую мы сейчас имеем на польско-украинской границе, можно ли говорить по-другому?
— Я скажу так: на самом деле ситуация достаточно тревожная и достаточно драматическая. Сознательно или бессознательно, но польские протестующие становятся определенным инструментом в руках Москвы, которая заинтересована и в том, чтобы ослабить обороноспособность Украины, экономику Украины, но также и вбить клин между Украиной и Польшей. Поэтому, если они блокируют границу с Украиной, то тем самым играют немножко на помощь в реализации этих планов.
— Когда польские протестующие анонсировали, что они будут снова блокировать польско-украинскую границу, то они в частности апеллировали, что действующее правительство Дональда Туска ничего не делает с тем, чтобы защищать польских фермеров. Можем ли говорить: чтобы не сделала Украина, эти протесты не остановятся?
— Почему я говорю «протестующие»? Потому что основной профессиональной группой, которая вышла на протесты, были фермеры, но к ним уже присоединились охотники, присоединились пчеловоды, в некоторых местах снова вернулись автоперевозчики, которые начинали эти протесты в прошлом году. Поэтому я их обобщаю словом «протестующие».
На самом деле, они выдвигают свои требования, которые имеют, прежде всего к польскому правительству. Обращаются к польскому правительству, чтобы [оно] приостановило импорт украинской сельскохозяйственной аграрной продукции. Второе требование, достаточно серьезное, — это приостановление действия новой сельскохозяйственной политики — Европейский зеленый курс.
Эти претензии должны быть выдвинуты к польскому правительству. Здесь Украина, к сожалению, стала заложником этой политики, отсутствия политики или предложений для решения этих требований со стороны польского правительства. Чтобы Украина не сделала, это будет как по поговорке «виновата невестка».
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Для нас важно иметь возможность транспортировать в Украину и гуманитарную, и военную помощь, не говоря уже о поддержании транспортных коридоров, по которым мы или импортируем, или экспортируем не только сельскохозяйственную продукцию, но любые другие товары.
Я думаю, что эта политическая составляющая, которая сейчас все больше и больше усиливается с развитием этих протестов в Польше, она должна быть как можно быстрее приостановлена. Это в интересах, в частности, и польского правительства. Если оно не решит этих проблем, то эти протестующие, кроме того, что они будут дальше блокировать границу (и здесь есть еще один аспект: сознательно или бессознательно, но кто-то направляет их блокировать границу), то они также и пойдут с протестами на Варшаву. Это будет серьезный политический вызов для нынешнего правительства.
— Вы говорите, кто-то направляет этих протестующих именно на польско-украинскую границу. Понимаем ли мы, кто это? Есть официальная версия о том, что есть противостояние двух политических сил — действующего правительства, действующей коалиции с предшественниками. Речь идет о Праве и справедливости. Может быть кто-то еще, кто инспирирует блокирование границы?
— Из того, что видно, кто может быть бенефициаром этого, — это Россия. Это российские агенты, и Россия через свои каналы влияния в Польше. Почему так можно думать? Потому что начинали эти протесты автоперевозчики, и их поддерживала партия Конфедерация, право-популистская, которая достаточно сильно связана с Россией. Сейчас их политики также приезжают на эти протесты, хотя сейчас протестуют не автоперевозчики. Но они показали пример: если это делать на границе, то будут иметь определенный, если не успех, то по крайней мере резонанс в польском обществе.
Эти политики партии Конфедерация приезжают и дальше поддерживают теперь уже сельскохозяйственные протесты, протесты фермеров. Это одно. Второе. Очень активно в польских социальных сетях появились группы, которые прямо поддерживают пророссийскую риторику и этих протестов, и вообще риторику, направленную на разжигание вражды между Украиной и Польшей. А кто в этом заинтересован? Очевидно, что Москва.
И третье — это то, что в Польшу и в Европейский Союз поступает очень много агропродукции из России, в том числе и зерновой продукции. И против этого никто не протестует. А протестуют почему-то только против украинского зерна.
Вообще доходит до того, что это украинское зерно позорным способом, даже преступным, высыпают на границе протестующие или из автомобилей, или из поездов, которые его перевозят. И поэтому это не только внутриполитическое напряжение, внутриполитическая проблема Польши, потому что теперь уже оппозиционная, а когда-то правящая партия Право и справедливость, поддерживает и использует эти протесты, делая своеобразное давление на правительство. Но это также и вопрос национальной безопасности Польши. Ослабление этой национальной безопасности в интересах России.
— Что может сделать польское правительство сейчас для того, чтобы прекратить эти протесты? И почему не делает ничего, как мы можем подозревать, или не делает достаточно, чтобы они остановились?
— Во-первых, я хотел сказать, что наше правительство и наши чиновники, и в конце концов украинцы, заняли достаточно сдержанную и разумную линию, потому что мы не можем поддаться на провокации. Я совсем не исключаю, что те позорные и преступные поступки по рассыпанию украинского зерна направлены на то, чтобы спровоцировать и еще больше обострить отношения между Украиной и Польшей. Это делается в то время, когда обстреливают наши города, наши поля, уничтожают наши урожаи; когда гибнут и наши фермеры, не говоря о военных, и мирных жителей. И это делается в день, когда мы чтим память Героев Небесной Сотни. Я думаю, это просто морально недопустимо.
Возвращаясь к вашему вопросу о том, почему польское правительство ничего не делает. Здесь есть какое-то определенное объяснение с их стороны, хотя оно мне кажется недостаточно аргументированным. Создается впечатление, что нынешнее польское правительство в ожидании выборов в органы местного самоуправления, которые запланированы в Польше на 7 апреля, надеется, что польские фермеры будут дальше поддерживать это правительство. И поэтому не хотят сейчас нарушить то преимущество в социологических опросах, которое они имеют над оппозиционной партией Право и справедливость. Любые действия, которые были бы направлены, условно, на усмирение протестов, негативно бы воспринимались польскими фермерами. А это значит, негативно повлияли бы на результаты выборов.
Но я думаю, что это политика недальновидная, потому что нерешение этих проблем польских фермеров, неучтение их требований, приведет к еще большему напряжению.
Очевидно, решить и удовлетворить все требования невозможно. Я думаю, что нужен открытый и честный диалог с этими протестующими. Им нужно доносить информацию, которая является публичной, в том числе и о том, кто закупает украинское зерно, сколько заработали на этом. Это прежде всего польские фирмы заработали, потому что они покупали украинское зерно.
Я понимаю украинских фермеров, которые хотели от него сбыть, потому что у нас не было другого экспортного коридора, только недавно заработал новый морской коридор.
Им надо разъяснять, что причиной того, что мы хотим продать наше зерно наружу, является не желание сбить цены на польском рынке. А это вопрос выживания украинского сельского хозяйства. Этот вопрос встал из-за того, что причина всему — российская агрессия. Это нужно объяснять польским протестующим. Почему польское правительство этого не делает, надеясь, что [вопрос] как-то урегулируется? Думаю, это на сегодня не очень стратегически правильное решение.
— Вы сказали, что выглядит так, что кто-то в Польше хочет спровоцировать еще большее обострение между украинцами и поляками. Правильно ли я понимаю, лучшее, что может произойти для российской пропаганды, — это если бы появилось какое-то видео, где украинцы начинают драться с поляками за зерно?
— Абсолютно верно. Для российской пропаганды это была бы прекрасная картинка, когда украинцы начинают драться с поляками. Я думаю, здесь сразу бы вспомнили историческое прошлое, вспомнили бы Волынь, как украинцы режут поляков, убивают их. На самом деле, из украинцев бы сделали очередных «нацистов», тогда бы уже трудно было остановить эти эмоции и в украинском, и в польском обществах. А нам совсем не нужно воевать с Польшей, открывать еще один фронт — ни экономический, и, не дай Бог, межчеловеческий.
Я думаю, что наша политика направлена на то, чтобы путем переговоров, определенного дипломатического давления на наших польских партнеров… В конце концов, нынешнее правительство и его руководство декларируют, что понимают Украину, призывают поддерживать Украину не только со стороны Варшавы, а призывают весь мир. Они понимают, что ситуация сейчас наиболее трагической может быть, когда дойдет еще до одного источника напряжения на польско-украинской границе.