Простые истины. Любомир Гузар размышляет о том, куда движется Украина

Крупным планом

31 мая 2017, 20:25

Любомир Гузар, бывший глава Украинской грекокатолической церкви и один из наиболее авторитетных людей в стране, определяет жизненные ориентиры для соотечественников

Он по‑доброму улыбается и говорит: “Прошу”. Любомир Гузар, архиепископ-эмерит и бывший глава Украинской грекокатолической церкви, встречается с НВ в большом и светлом доме в поселке Княжичи под Киевом.

Здесь 84‑летний архиепископ, который считается одним из самых авторитетных и уважаемых людей в стране, причем не только для прихожан грекокатолической церкви, живет уже шесть лет, редко покидая свою резиденцию. Тем не менее его выступления легко набирают рекордное количество просмотров, а отдельные фразы из них становятся афоризмами.

Именно Гузар первым среди глав украинских церквей начал призывать духовные институты Украины агитировать прихожан за ценности и принципы справедливого правления, а не за выбор в пользу отдельных политиков. Коррупцию он называет грехом, а когда рассуждает о морали, это звучит современно и без лишней назидательности.

Получив первоклассное богословское и философское образование в Вашингтоне, Нью-Йорке и Риме, он всегда точно определяет ориентиры для своей страны. В 2000‑м Гузар единственный из церковных иерархов отказался осуждать участников акции Украина без Кучмы, а в декабре 2013 года, когда вспыхнула революция достоинства, выступил со сцены Майдана и призвал протестующих творить добро.

К кабинету священника НВ сопровождает серый домашний кот. Обстановка внутри дома мало похожа на пафосные приемные других церковных иерархов и не меняется со временем. За два года от последнего разговора НВ с Гузаром изменился разве что его адрес. Ранее улица, на которой стоит дом, называлась в честь полевого командира большевиков Боженко. Теперь она обозначена на карте как улица Гузара.

Устраиваясь за столом, архиепископ просит разговаривать с ним погромче. Сам он отвечает негромко и неторопливо, и лицо его то и дело озаряет улыбка.

В ситуации войны и тяжелого положения страны люди растеряны и не имеют четких ответов. Разные договоренности заключаются, но не соблюдаются. По миру распространяются разные версии, в том числе о том, что украинцы воюют между собой. В этой сложной ситуации еще и организовываются мероприятия, чтобы людей волновать и дезорганизовывать, чтобы между людьми ширилась ненависть.

Уже нет страха перед КГБ, но остался страх одного человека перед другим

Как человек церковный, я лучше вижу людей верующих. Для верующего человека, который понимает то, что Бог есть властителем Вселенной, я говорю: все в руках Божьих, и наша судьба тоже. Но это не отменяет важности стараний каждого из нас. Делайте свою работу, то, к чему вы призваны, делайте хорошо вне зависимости от того, кто при власти и какие вызовы перед нами.

Для людей неверующих также важно не отчаиваться и не плыть по течению. Делайте каждый день свою работу, и не только ради самого себя, делайте вместе с другими и для всех. В единстве — сила, и она позволяет устоять перед любыми посягательствами, будь то люди, пришедшие отобрать кусок вашей земли, или люди, пришедшие вас обмануть.

Украинцам все еще сложно доверять друг другу. Недоверие началось не сегодня, его наш народ унаследовал от советской власти. Восточные области Украины были под советской властью 70 лет, западные — как минимум 45 лет. Но везде эта власть имела общую цель — не допустить объединения людей, чтобы они не создавали союзов, не встречались и не говорили друг с другом. Чтобы исчезло коллективное, гражданское действие.

Они [лидеры советской власти] понимали, что в единстве, в общении рождается общее понимание и общая цель. Потому они воспитывали людей в идее, что никому нельзя верить, даже семье, чтобы дети не доверяли родителям, и наоборот.

41_wide_01 Фото:

Вспомните историю с Павликом Морозовым, который долгое время был идеалом. К сожалению, мы до сих пор не доверяем друг другу. Уже нет страха перед КГБ, но остался страх одного человека перед другим.

Когда человек думает о другом, мол, “я не доверяю ему”, то на самом деле он думает о самом себе: и мне верить нельзя, и я обману. Неверие к другим начинается с неверия к себе и своей способности уважать другого. Воспитанные в таком духе, мы должны много работать над тем, чтобы воспитать будущее поколение в доверии друг к другу. Иначе мы бесконечно будем продолжать советскую систему, которая рушила, а не строила.

Украина страдает от коррупции. Сегодня есть разные комиссии и органы, которые должны коррупционеров находить и наказывать. Но я не думаю, что это лучший вариант. Он будет эффективным только тогда, когда люди с детства будут воспитаны быть честными. Ведь коррупция прячется в малом. Вот идет ребенок в школу и несет подарок учителю, иначе тот не так к нему отнесется, и родители не видят в этом проблемы.

Нам нужно перевоспитать народ. Возможно, это особенное задание церкви и проповедников — говорить об этом людям. Но и сознательные граждане должны влиять друг на друга, показывая, как негативна коррупция, как она лишает человека правильного и нормального отношения к миру. Это ведь кража, и, поступая так, я лишаю человека самого дорогого — его прав. Я имею права как гражданин, но если я за них должен нелегально заплатить, то лишаюсь прав. Это такая искривленная система, и она в советское время была встроена в общественную.

Мало бороться и наказывать, важно воспитывать. Многие скажут: раз наказание за коррупцию тяжелое, это не значит, что я должен вести себя правильно, нужно просто быть осторожным. Такой подход не искоренит коррупцию. Потому важно сосредоточиться на воспитании достоинства. Осознавать свое достоинство и признавать достоинство ближнего.

Мы еще только учимся принимать своего ближнего и считаться с ним. У меня есть права, свой разум и воля. Но рядом живет мой сосед, такой же человек, как и я, который имеет такие же права. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, уважай своего соседа, в том числе в повседневной жизни. Делая что‑то для себя, подумай, не ущемляешь ли ты права другого человека, даже в малом. Это и есть воспитание.

Нужно, чтобы люди хотели выздороветь. У нас за плечами плохое время жизни в СССР. Мы хотим оттуда уйти и мечтаем о справедливости и правде, к которым стремимся. Но мечта и каждодневная работа — разные вещи.

И в 90‑е, и сейчас люди думают, что стать независимым — это легко. Но мы должны понимать, что все еще находимся в ситуации перехода и должны сознательно оставлять плохие привычки — давать взятки, не обращать внимания на других людей и жить только для себя.

Вопрос, быстро или медленно мы движемся, гораздо менее важен, чем вопрос, движемся мы или стоим на месте

Уже произошел Майдан, случилась война, и они показали, как много у нас есть добрых людей — добровольцев, военных, волонтеров. У нас есть много добра, и теперь важно, чтобы это добро действовало и как можно больше граждан искренне трудились, ведь только от этого зависит, как быстро мы будем двигаться к хорошему государству.

Я знаю, что многие люди разочарованы тем, что Майдан не принес быстрых изменений. Но вопрос, быстро или медленно мы движемся, гораздо менее важен, чем вопрос, движемся мы или стоим на месте. Принимаем ли мы каждый раз решение стать лучше, чем раньше, готовы ли меняться?

Часто говорят, что в Украине нет достойных лидеров. Однако харизматичных лидеров и во всем мире немного, это редкое явление. Когда окончилась Вторая мировая война, были Черчилль, Де Голль, Де Гаспери. А сегодня не только в Украине, но и во всем мире трудно найти людей, которых можно сравнить с великанами той эпохи.

В Украине ситуация сложна тем, что у нас нет культуры политического лидерства, а желать демократии мы начали лишь недавно. Лидер — это человек, который хочет большего, который знает, чем одарен, который выступает двигателем позитивных процессов и будит в окружающих желание достигать своих целей. У нас же до сих пор многие, кого мы хотим видеть лидерами, желают всего лишь быть богатыми. И это плохо.

У нас нет великих лидеров, но у нас есть малые. Это те добрые люди, которые, например, стали волонтерами. Это может быть женщина, немолодая и небогатая, которая начинает делать большие и прекрасные вещи.

Такие люди многим могут пожертвовать и не ищут славы — да ее и не будет. Но из‑за этого они не перестают делать добро и воспитывают в этом духе своих детей.

Если мы будем наследовать таких людей, то поймем, как много у нас духовной энергии, которая может дать большой и прекрасный результат. Не имея больших лидеров, важно учиться у тех, кто того заслуживает. И важно не потерять себя.

Украина всегда была и есть частью Европы. Это европейская страна, которая выросла на христианских основах. Европейский союз — не вся Европа, а большое ее экономическое объединение. Причем Европа культурно невозможна без Украины.

А мы хотим часто забыть о своем наследии, принимая все европейское как откровение. Важно быть частью Европы, важно присматриваться к духовному и общественному развитию других европейских стран, к справедливости и уважению прав человека. Присматриваться, но не погружаться в Европу бездумно. Ведь в Украине есть своя культура. Подумайте про Тараса Шевченко, про Ивана Франко. Если бы мы серьезно размышляли над собственными достижениями и культурой, мы бы удивились, как много у нас есть достойного.

Каждый человек получает от Бога призвание, и быть человеком — означает осознать свое призвание. Но это нелегко сделать, если не прислушиваться к себе, не стараться себя понять. Раскрыть свою жизненную цель, раскрыть себя в том, что ты делаешь,— это и есть счастье быть человеком. Раскрывшийся и реализовавший себя человек любит то, что делает, любит Бога, а главное, способен любить и уважать себя. А если так, он сможет любить и уважать другого человека, быть с ним вместе и создавать общее совместными усилиями. Без любви и уважения к самому себе, к своему ближнему здорового общества не получится.

Материал вышел в журнале Новое Время №13, от 7 апреля 2017 года

Другие новости

Все новости