Корпорация кремлевских лжецов. За какие средства и при участии каких людей функционирует пирамида путинской пропаганды — подробный анализ NV
Геополитика13 апреля, 07:52
Мощная многоуровневая система, которая контролирует информацию внутри страны и иногда за рубежом, пытаясь подавлять любое инакомыслие и формируя желаемое общественное мнение. Так коротко можно описать современную российскую пропаганду, обязательно добавив, что управление этой гидрой сосредоточено в Кремле.
И это уже не просто инструмент информационного воздействия, а всеохватывающая индустрия лжи, в которой есть место различным платформам продвижения, развитой системе поощрений, а также серьезным финансовым потокам.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Ведь на 2025 год на государственную пропаганду Москвой заложено 137,2 млрд руб. ($1,64 млрд). По сравнению с 2024-м расходы по статье «средства массовой информации» увеличились на 15,9 млрд руб. или на 13%. А их общий объем превысил годовые бюджеты таких регионов РФ, как Калининградская область с ее 135 млрд руб. или же Пермский край со 110 млрд.
Председатели системы
Система российской дезинформации имеет четкую иерархическую структуру крупной бизнес-корпорации, на верхушке которой есть две ключевые фигуры, два заместителя руководителя путинской администрации — Сергей Кириенко и Алексей Громов.
«Громов — куратор и царь телевидения: он решает все, что там происходит. Ни один другой чиновник в стране не может позвонить на ТВ и сказать, что им делать, — рассказывает NV Михаил Рубин, российский журналист и соучредитель оппозиционного издания Проект. — Кириенко — другой первый замглавы администрации, за ним интернет».
Первому из этих двух кремлевских чиновников, по словам эксперта, подчиняются все главные редакторы российских телеканалов и не только они. «Громов проводит летучки для телевизионщиков чуть ли не каждую неделю. У него там собирается „иконостас“: руководство федеральных каналов и пресс-секретари ведомств», — объясняет Рубин.
Эти встречи проходят обычно каждый четверг в кабинете Громова на Старой площади в центре Москвы. И хотя они носят неформальный характер, тем не менее формируют информационную повестку всего российского ТВ.
К Громову в первую очередь приходят руководители Первого канала, ВГТРК, НТВ, ТВЦ, РЕН ТВ и Пятого канала.
Описывая возможности Громова, Рубин вспомнил телефонный звонок к пресс-атташе МИД РФ Марии Захаровой прямо во время брифинга по поводу применения россиянами ракеты Орешник — с приказом не комментировать удар ею по Днепру. «Это [тот, кто звонил Захаровой] был Громов. И это показатель его влиятельности», — добавляет эксперт.
В свою очередь под контролем Кириенко прежде всего находится ряд ключевых для онлайн-сферы структур — от так называемой автономной некоммерческой организации (АНО) Диалог, которая на самом деле является правительственным межведомственным центром интернет-коммуникаций, и Института развития интернета (ИРИ) до Агентства стратегического консалтинга, Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) и Фонда развития гражданского общества (ФОРГО). Все они создают контент для продвижения пропагандистских идей или для дезинформации.
Среднее звено
Система, созданная Кириенко и функционирующая под его наблюдением, четко демонстрирует, как устроена пирамида российской пропаганды от ее макушки в Кремле до рядовых бойцов информационного фронта.
Например, ЕИСИ возник по инициативе Кириенко в 2016 году, — этот аналитический центр был задуман как инструмент для формирования и продвижения прокремлевской идеологии. ЭИСИ тесно взаимодействует с ФОРГО, который возглавляет Константин Костин, бывший руководитель кремлевского управления внутренней политики. Этот фонд задействован в реализации стратегических информационных задач Кремля и координирует деятельность различных правительственных и общественных организаций.
Еще одним элементом среднего звена — АНО Диалог — руководит Владимир Табак, журналист по образованию. Изначально это было средство обратной связи московской муниципальной власти с гражданами в сети Интернет. Однако летом 2020 года с подачи Кремля организацию трансформировали до глобального российского уровня ради поддержки поправок в конституцию РФ. АНО, по сути, теперь системно манипулирует информацией: по оценке Светланы Рейтер, эксперта в теме пропаганды и журналистки российского независимого издания Медуза, которая сейчас живет в Латвии, взаимодействие с населением через проекты Диалога значительно повышает доверие к власти.
От ЕИСИ тянутся связи на уровень ниже, к Алексею Чеснакову, руководителю Центра политической конъюнктуры и профессору Высшей школы экономики, известному своей прокремлевской «аналитикой». Только за последний год его центр получил отличное финансирование — более $1 млн: около $720 тыс. — от ЕИСИ, а еще $336 тыс. — от организаций, имеющих прямые связи с правящей партией Единая Россия.
Солдаты пропаганды
На низшей ступеньке сети пропаганды находятся различные эксперты и так называемые военкоры.
Среди последних, по словам Ивана Филиппова, редактора российского ТГ-канала На Zzzzzападном фронте без перемен, есть «придворные» — Дмитрий Стешин, Александр Коц, Александр Сладков. Они вхожи в кабинеты власти, получают там зарплаты и отрабатывают кремлевские методички. Однако существуют также и «самостоятельные» персонажи — так называемые волонтеры, бывшие и действующие военные. В свое время они создавали «белый шум», иногда критикуя армейское руководство. Но после убийства Евгения Пригожина и некоторых других персонажей, а также посадки Игоря Стрелкова, элементы «свободы слова» из их сообщений исчезли. По оценкам Филиппова, реального влияния на фронтовые события такие «военкоры» не имеют, однако свою долю в поток российской пропаганды добавляют.
К прокремлевским экспертам российские власти относятся более снисходительно — они их не запугивают, а поддерживают. Издание Проект исследовало, сколько те зарабатывают за продвижение путинских нарративов. Например, Леонид Давыдов, известный российский политконсультант и создатель популярного в РФ ТГ-канала Давыдов.Индекс с аудиторией в 1,9 млн подписчиков, за последние два года получил от ЕИСИ $1,5 млн.
Где-то на уровне «военкоров» в иерархии кремлевской пропаганды содержатся различные псевдомедийные площадки, создаваемые россиянами и коллаборационистами на оккупированных украинских землях.
Большие и малые деньги
Вообще Кремль не скупится на финансирование, но в случае, когда речь идет о зарплатах VIP-пропагандистов.
Например, зарплата военного корреспондента ВГТРК Евгения Поддубного, регулярно освещающего боевые действия в Украине, за прошлый год выросла, по словам Рубина, почти на четверть: тот теперь получает в среднем 974 тыс. руб. в месяц ($11,7 тыс.) против 782 тыс. ($9,4 тыс.). Оплата «труда» его коллеги по цеху Николая Долгачева увеличилась на 65%: сейчас это 688 тыс. руб. в месяц ($8,3 тыс.), хотя в прошлом году было чуть больше 400 тыс. ($4,8 тыс.).
Выплаты, добавляет Рубин, подняли не только «военным журналистам». Корреспондент Первого канала Антон Верницкий, который среди прочего освещает работу Путина, начал зарабатывать по 600−650 тыс. руб. в месяц (до $7,8 тыс.), а еще в январе он получил 400 тыс. руб. ($4,8 тыс.).
Выросли доходы и у сотрудников главного международного орудия кремлевской пропаганды и дезинформации — Russia Today Маргариты Симоньян. Директор службы российского вещания канала Евгений Шипилов еще в январе зарабатывал, по данным Рубина, 950 тыс. руб. в месяц ($11,4 тыс.), затем начал получать минимум по 1,1 млн руб. ($13,2 тыс.).
Но, как подчеркивает Рубин, парадокс в том, что большинство задействованных в пропаганде российских журналистов работает за совсем небольшие средства. Особенно когда речь идет о печатных или онлайн-СМИ, а также о региональных медиа.
«Не надо думать, что они там все сидят на каких-то роскошных пайках из Кремля. Совсем нет. Наоборот. И в этом ужас. Значительное количество людей пишут какую-то ложь за достаточно стандартную зарплату. По меркам России, это могут быть обычные деньги. А по меркам Западной Европы — просто смешные», — говорит Рубин. В центральных газетах это в лучшем случае до $1,5 тыс. в месяц, если речь идет о специальном корреспонденте, и до $1 тыс. у обычных сотрудников. В регионах эти цифры будут еще меньше.
Однако есть еще один денежный поток, отследить который крайне трудно. Речь идет о так называемой черной кассе власти — наличные «взносы» приближенных к Кремлю руководителей государственных компаний и бизнесменов. Далее эти деньги распределяются на различные идеи, проекты и потребности окружения Путина.
Российский журналист-расследователь Алексей Ковалев рассказывает: в сфере медиа часть этого скрытого финансирования идет через Кристину Потупчик, подрядчицу путинской администрации по работе с соцсетями и мессенджерами, которая сейчас издает гламурные журналы и руководит фондом, занимающимся «поддержкой некоммерческих социальных проектов в интернете».
Мягкая сила
Как отмечает Михаил Маглов, еще один журналист-расследователь из РФ, пропаганда не сосредотачивается на прямолинейных действиях, — она разнообразна и иногда может «аккуратно подводить к каким-то мыслям».
Ярким примером тезиса Маглова является деятельность уже упомянутого Института развития интернета. Этот финансируемый Кремлем аналог американского USAID оперирует гораздо более тонкими и коварными методами, «мягкой силой», а не грубым навязыванием господствующей идеологии. И поэтому Светлана Рейтер называет ИРИ невероятно эффективной машиной влияния.
Возглавляет институт бывший топ-менеджер медиахолдинга Rambler&Co Алексей Гореславский. С 2017 года он отвечал в Кремле за российский интернет и непосредственно курировал ИРИ, а с 2021-го стал его гендиректором. Тогда институт превратился в государственный орган с многомиллиардным бюджетом, сосредоточенным на том, чтобы давать гранты на сетевое военно-патриотическое воспитание и, как объясняет Рейтер, на то, чтобы «продавливать повестку власти».
Непосредственно ведет ИРИ Сергей Новиков, начальник управления путинской администрации по публичным проектам и давний соратник Кириенко.
В 2025-м ИРИ получит на свою деятельность 25,5 млрд руб. (около $305 млн), на 5,5 млрд руб. больше, чем годом ранее. Далее эти деньги распределяются в виде грантов на различные проекты.
Всего за прошлый год ИРИ профинансировал 163 проекта на сумму 10 млрд руб. ($120 млн). Среди них были документальные фильмы с такими красноречивыми названиями: Рамзан. Ахмат — Сила России; Русский код. Суверенное будущее; Русское наследие. Возвращение домой (в пресс-релизе ИРИ указано, что это «документальный сериал о судьбе памятников архитектуры Донбасса»); Сделано для фронта — «о предпринимателях из регионов, которые безвозмездно помогают военнослужащим, участвующим в СВО».
Самым известным из проектов, к которым причастен ИРИ, стал сериал Слово пацана — мыльная сага о банде подростков в российской Казани 1980-х.
«Его все смотрят, и все такие: вау! Пропаганда это или нет? Я считаю, все равно это дикая помощь пропаганде. Потому что актеры, которые играли главные роли, так и говорили: пацаны, идите на фронт, — говорит Рейтер, — В сериале есть очевидные нарративы, вроде русские главные, Запад нам не нужен».
Описывая пирамиду российской пропаганды, Ковалев подчеркивает: с одной стороны, есть прямая цензура, «желтые» телефоны без диска, которые стоят в кабинетах Громова, Кириенко и у главредов всех федеральных СМИ. «А с другой стороны, вроде бы свобода: снимай фильмы, какие хочешь. Но добавляй что-то от пропаганды и милитаризации, — объясняет журналист, — а государство „насыплет“ для этого кучу денег».
Такая «щедрость» Москвы не удивляет специалистов. Ведь, как сказано в одном из отчетов Центра противодействия дезинформации при СНБОУ, «для Кремля информационная составляющая войны против Украины на протяжении многих лет остается не менее важной, чем военная».
Этот материал опубликован в журнале NV № 2 за апрель 2025 года. Приобрести этот номер журнала можно ЗДЕСЬ.