Тарифный кошмар Трампа. Приведут ли американские пошлины к новому мировому кризису — разбор NV
Геополитика9 апреля, 17:23
Обновлено в 20:58 Президент США Дональд Трамп 9 апреля, когда пошлины должны были вступить в силу, повысил тарифы для Китая со 104% до 125% и заявил о 90-дневной паузе на введение новых американских тарифов для остальных стран. Это решение вступает в силу немедленно. Ожидается, что на период паузы для всех стран, кроме КНР, будет действовать базовая пошлина в 10%, без дополнительных повышенных «взаимных» тарифов.
Переписать правила рынка
Решение Трампа ввести тарифы против всех государств мира и резко повысить их для ЕС и стран Азии (включая ключевых союзников США Японию, Южную Корею и Австралию) застало международные рынки врасплох и было настолько разрушительным, что показатели на биржах падают до сих пор. Между тем, несмотря на заявления Трампа о якобы желании других стран начать переговоры с США, торговая война не собирается сбавлять обороты. В общем, база такова: для большинства стран мира сейчас действуют тарифы в 10% на любой импорт в США. Но для 60 государств, которые Трамп определил, как «постоянных нарушителей», действуют более высокие, «взаимные» пошлины. Которые могут меняться, в зависимости от реакции правительств.
Как считают опрошенные западными СМИ аналитики, рынки будут вынуждены быстро адаптироваться к новой реальности и играть по новым правилам. Ситуация ухудшилась настолько резко, что приближенные к Трампу миллиардеры, включая даже скандального Илона Маска, начали требовать отмены тарифов, потому что они ударили по их кошелькам и производствам.
Политика Трампа может открыть двери для протекционизма по всей планете, хотя эту политику уже давно считали похороненной в анналах истории.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Далее, по мнению NYT, может вырасти мировая инфляция, что уменьшит корпоративные доходы и дальнейшие инвестиции. То есть будет меньше денег и желания вкладывать в новые бизнесы и стартапы — здесь бы сохранить уже существующие. Особенно трудно будет компаниям, которые зависят от зарубежных товаров или заводов, которые были перенесены в другие страны (опять же, особенно в Азию). Например, биржа Гонконга пережила 7 апреля падение на 13,2% - свое худшее аж с 1997 года, когда континент переживал большой финансовый кризис.
«Трамп сейчас делает все, чтобы централизовать экономику в США, сделать ее зависимой от нескольких техноолигархов. Хочет все бизнесы загнать домой и посадить на цепь, — пояснил NV политолог, эксперт-международник Максим Несвитайлов, — Это последнее, что еще не дает ему стать диктатором».
Что касается тарифов, то эта идея витала в воздухе еще во времена первой каденции Трампа, добавил Несвитайлов. Но тогда он не имел надлежащей экономической команды. Поэтому, как рассказала журналистка MSNBC Рэйчел Мэддоу, он попросил своего зятя Джареда Кушнера (мужа дочери Трампа Иванки) найти, наконец, ему советника по финансам, чьи взгляды соответствовали бы взглядам самого Трампа. Кушнер пошел на сайт Amazon и начал рассматривать там книги, пока не нашел Питера Наварро — апологета тарифов. И даже когда оказалось, что эксперт Рон Вара в книге вымышленный (это анаграмма самого Наварро), Трамп оставил его у себя.
В конце концов, говорит Несвитайлов, именно Наварро «накачал» Трампа идеями протекционизма и продавил политику торговых войн. Впрочем, считает международник, большинство торговых партнеров США «не прогнутся» под такой «буллинг» — в частности Канада, Китай, ЕС. Пойти на уступки США могут разве что очень зависимые и настроенные на экспорт в Штаты государства (например Тайвань).
Некоторые страны, среди них Дания и Франция, уже призывают свои бизнесы и инвесторов уменьшить или прекратить сотрудничество с Соединенными Штатами и разрабатывают стратегию инвестирования внутри ЕС. В результате психология рынков может измениться, как и после пандемии коронавируса.
Геополитически, пишет Politico, это заставит многие страны пересмотреть свою торговую политику, договариваться о новых соглашениях с соседями и — потенциально — переформатировать и расширить существующие торговые блоки. Япония, Китай и Южная Корея, к примеру, уже отложили в сторону взаимное подозрение и глубинно заложенную ненависть и договорились совместно противостоять тарифам Трампа.
Аналитики банка JPMorgan теперь оценивают вероятность мировой рецессии в 60% и рост инфляции до 4,4% к концу года (сейчас 2,8%), отмечает Politico. Если экономика сокращается шесть месяцев подряд, это считается началом рецессии.
Если обмен пошлинами продолжится, каждый новый раунд будет хуже предыдущего для мировой экономики. И, добавляет американское издание, никто толком не понимает конечной цели Трампа. Какой бы она ни была, введенные Вашингтоном пошлины не обязательно станут решением проблемы торгового дефицита и госдолга США — это чистое возвращение к XIX веку, когда бюджет наполнялся именно доходами от пошлин.
«Мы были самыми богатыми с 1870 по 1913 годы, — напомнил Трамп в феврале 2025-го. — Тогда мы были тарифной страной». Но в нынешних условиях, «воевать» придется с такими соперниками, как Китай и ЕС. И в этой войне США будут сами по себе.
Трамп против всех
Президент США Дональд Трамп повысил ставки в своей торговой войне со всем миром, но в первую очередь с КНР — теперь общая сумма тарифа, который взимается со всего импорта из Китая в США составляет огромные 104%. Китай ответил повышением на 50%, поэтому с их стороны тариф сейчас составляет 84%.
Это означает, что в Америке товары из Китая будут стоить вдвое дороже: если что-то раньше продавалось за условные $100, то теперь, учитывая пошлину, будет стоить $204, а с доставкой в США — еще больше. Издание Bloomberg предупреждает, что противостояние с КНР «вытянет» из мировой экономики $115 трлн — и все благодаря «бесстыдным усилиям» Трампа переписать правила мировой торговли.
Между тем Китай продолжает завоевание некоторых мировых рынков, в частности электрокаров и ветряков, и доминирует в производстве товаров широкого потребления, техники и редкоземельных минералов. Эскапады Трампа дадут прекрасную возможность Си Цзиньпину продвигать Китай как государство, которое «придерживается рыночных правил», пусть это тоже далеко не всегда так. В новых условиях, пишет Bloomberg, Поднебесная просто перенаправит большинство своего экспорта на другие континенты — Африку и Европу прежде всего — чтобы компенсировать потери, нанесенные Соединенными Штатами.
Однако слишком агрессивная попытка КНР захватить доли рынка, освобожденные от влияния США может привести к тому, что тарифы введут уже против самого Китая, пояснил в комментарии Bloomberg экономист Ричард Болдуин. Вероятно, система, ответственная за 85% мировой торговли (с учетом долей ЕС и КНР), решит «выбросить за борт» администрацию Трампа, чем рисковать своим статус-кво, отмечает Болдуин. Что может сблизить позиции Брюсселя и Пекина, хотя бы и временно.
Торговая война между крупными экономическими блоками неизбежно приведет к значительному подорожанию определенных товаров, таких как гаджеты — их собирают в Индии и Китае. Стоимость новейших продуктов Apple, в частности iPhone, может вырасти до $2300, передает Reuters.
Если тарифы останутся в силе на следующие несколько лет, то американский импорт со всего мира упадет на 30% к 2030 году, прогнозирует Bloomberg, а Китай остановит 85% продаж в Соединенные Штаты. Импорт из Японии и Южной Кореи сократится на 50%, а стоимость товаров из Индии и ЕС упадет на 40%. Более независимые страны, такие как Бразилия и Великобритания, будут продавать на 15% меньше продукции в США. А вот Китай имеет торговый профицит в 1 трлн с остальным миром и нацелен на то, чтобы еще больше его приумножить и заменить американских потребителей своими в будущем.
«Странам, зажатым между США и Китаем, будет сложно вобрать в себя растущий китайский импорт, потому что большинство из них будут бороться с американскими тарифами [то есть станут беднее, потому что будут продавать дороже, получая меньше прибыли]», — пояснил Bloomberg Альберт Парк, главный экономист Азиатского банка развития. Одновременно с этим, Китаю придется «переделать собственную модель роста — экономически, политически, идеологически — чтобы не упустить момент и перехватить лидерство», уверен Фредерик Нойманн, главный экономист по Азии в швейцарском банке HSBC.
Битва, которую США не выиграть
Второй срок Трампа построен на агрессивном популизме, подпитанном гневом на глобализированный мир, который якобы забрал рабочие места и промышленность из США, ничего после себя не оставив, пишет CNN. А поскольку наиболее активно это делал Китай, то попытки наладить хоть какие-то отношения с КНР — как Штаты пытались целых 50 лет — теперь точно закончены.
Пекин подтвердил это, отклонив ультиматум Трампа об отмене тарифа в 34% на весь американский импорт. Китай теперь настроен просто «переждать» Трампа, благодаря внутренней устойчивости и авторитарному способу правления. Пекин не забыл, что был главным поставщиком товаров в США с долей в 16% импорта в последние годы. Смартфоны, игрушки, другие гаджеты, электрокары, дешевле Tesla — все это может стать недоступным рядовому американцу после вступления в действие тарифов в 104% и даже выше.
Китай может сделать США еще больнее, отозвав лицензии на экспорт редкоземельных минералов, критически необходимых для американского высокотехнологичного производства. Компаниям из США может быть в конце концов запрещено работать в Китае (как и китайским, вероятно, в Штатах), Вашингтон может ощутить нехватку соевых бобов и сорго, очень важных для агросектора Соединенных Штатов Америки.
Не говоря уже о малом и среднем бизнесе, зависимом от экспорта сырья или других компонентов напрямую из Китая — многим будет грозить банкротство. Компаниям этого сегмента, как сказал CNN Алекс Жакес, бывший спецпомощник Джо Байдена по вопросам экономического развития, «будет больно».
«Глобальная торговля помогла вытащить из бедности десятки миллионов людей, — напомнила в комментарии Bloomberg Карен Матиасен, бывшая сотрудница Минфина США, а сейчас исследовательница, — И одна из самых шокирующих вещей с этими тарифами — они нацелены на страны с большим процентом бедных людей, а это миллионы наемных работников. И все они станут неконкурентными за ночь».