Эпидемия невежества продолжается. Страх украинцев перед вакцинацией продлевает борьбу с коронавирусом в стране на годы
События13 марта 2021, 08:40
2 марта Сергей Горищак, директор детской поликлиники в Одессе, вакцинировался от коронавируса. Прививка ему досталась даже раньше, чем планировалось: согласно календарному плану вакцинации от COVID-19, опубликованному правительством в конце января, очередь до работников первичной медпомощи дошла бы не раньше апреля. Первыми долгожданные уколы должны получить сотрудники медучреждений, в которых предоставляют помощь заболевшим коронавирусом, и военные — участники Операции объединенных сил (ООС) на Донбассе: в общей сложности 367 тыс. человек.
В Украину стартовая партия из 500 тыс. доз индийской вакцины CoviShield, произведенной по лицензии AstraZeneca, доехала лишь 24 февраля. Но в первые две недели после этого многие медики, помогающие пациентам побороть COVID-19, сами почему‑то не спешили на уколы. «Я, если честно, не ожидала такого», — говорит НВ Катерина Булавинова, медицинский эксперт ЮНИСЕФ. «Многие наши коллеги погибли от ковида, и каждый день продолжают погибать. И я ожидала большей активности по отношению к вакцинации [со стороны медиков]», — уточняет она.
За 14 дней в стране привились 23,4 тыс. человек, то есть чуть более 6 % от тех, кого планировали вакцинировать в первую очередь. При этом в число «первоуколотых» попали не только медики и военные, но и различные общественные деятели и лидеры мнений. Для этого 1 марта Минздрав издал специальный приказ: если есть риск неиспользования доз (во флаконе их 10, после вскрытия его содержимое можно использовать в течение 6 часов), к вакцинации можно привлекать публичных людей — для популяризации этого мероприятия.
Горищаку как раз и позвонили, когда вакцина уже была открыта, но не использована до конца, и он срочно поехал прививаться. По словам директора детской поликлиники, он хотел, чтобы вакцина не пропала, чтобы ее никуда не слили. Но также одессит решил на своем примере показать коллегам, что нужно не бояться процедуры. «Ребята, у нас XXI век, а приходится доказывать пользу вакцинации даже педиатрам, которые занимаются ею всю жизнь», — эмоционально говорит медик.
Видео своей вакцинации он сбросил в общие чаты сотрудников — и это сработало. Если до прививки Горищака в руководимой им больнице было всего четверо желающих вакцинироваться, то после таких сразу стало 55.
Поскольку сейчас даже медики опасаются прививок, то с обычным населением ситуация может быть еще хуже, предполагает одессит.
По плану Минздрава, до конца года планируют привить 14,37 млн украинцев, предполагая, что все они согласны пройти эту процедуру. А за 2021−2022 годы правительство намерено охватить вакцинацией не менее 50 % населения — почти 21 млн граждан. Но и тогда о полной победе над COVID-19 говорить будет рано. «Для того чтобы остановить распространение болезни, где‑то 60 % населения должно быть иммунным — переболеть или вакцинироваться», — объясняет Алексей Рыков, медицинский директор по педиатрии медсети Добробут.
С нынешними темпами на это могут уйти годы.
Страх перед AstraZeneca
Катерина Минко, 25‑летний врач-интерн Черниговской областной больницы, сразу же записалась на прививку, когда только появилась такая возможность. «Я с самого начала сказала, что буду вакцинироваться любой вакциной, только не российской», — говорит она.
Минко убеждена, что только прививки могут остановить распространение COVID-19. По словам медика, у нее не было опасений по поводу вакцины CoviShield / AstraZeneca — пока единственной доступной в Украине: пусть ее эффективность 64−70 %, ниже, чем у популярного и дефицитного во всем мире препарата от Pfizer, но все равно она работает.
Рыков говорит, что CoviShield прошла переквалификацию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ее использование разрешено во всех странах. «Поэтому никаких вопросов к этой вакцине у нас нет. Мы вакцинировались ею сами, и наши сотрудники тоже», — рассказывает он. За один день мобильная бригада привила сразу 100 работников Добробута. «Я водитель реанимационной бригады и каждый день вижу очень тяжелых пациентов. Поэтому вопрос, вакцинироваться или нет, для меня не стоял вообще», — объясняет 53‑летний Олег Зикас, один из этой сотни.
Опасения по поводу разработки AstraZeneca существуют не только в Украине. Изначально ряд европейских стран не рекомендовали ее людям старше 65 лет из‑за недостатка данных о воздействии на пожилых пациентов. Но в начале марта Норвегия, Франция, Италия и Германия сняли подобные ограничения. А 6 марта CoviShield / AstraZeneca привился даже 85‑летний тибетский духовный лидер далай-лама.
В Украине же до вакцинации пожилых людей дело не дошло. Тех, кто старше 80 лет, планируют начать прививать в апреле-мае, 70−79‑летних — в июне-июле, 65−69‑летних — в августе-сентябре. В конце осени очередь дойдет до тех, кому от 60 до 64 лет.
По словам Семена Есилевского, ведущего сотрудника Института физики НАН, Украина не уникальна в своих опасениях — антивакцинаторская истерия в том или ином виде характерна и для других стран Европы. Но у местной есть отличие: власти полностью провалили пропаганду прививок, не успев объяснить населению, зачем нужны эти уколы и почему они безопасны.
«Антивакцинаторская кампания ведется чрезвычайно активно, а провакцинаторской фактически нет», — объясняет ученый, который сам уже привился в качестве общественного деятеля. Он убежден: после врачей ковидных отделений нужно как можно быстрее приступать к вакцинации пожилых людей, наиболее уязвимых для болезни.
Черепаший темп
В дорожной карте вакцинации от коронавируса Минздрав прописал, что намерен вакцинировать не менее 50 % населения. Если бы министерство хотело выполнить этот план до конца 2021‑го, необходимо было бы прививать по 70 тыс. человек в день, объясняет Павел Ковтонюк, эксперт в сфере здравоохранения. Учитывая, что по прибытии CoviShield в страну среднее количество прививок в день составляло 1,5−2 тыс., на каком‑то этапе нужно будет выйти на показатель в 100 тыс. прививок в день, чтобы успеть. «Темпы действительно низкие, это следует признать. Все страны начинали медленно, но через две недели уже имели приличные показатели», — говорит Ковтонюк.
Власти объясняют эту особенность стратегией постепенного начала вакцинации. Булавинова из ЮНИСЕФ считает, что лучше дать возможность как можно скорее привиться тем, кто этого хочет. Так, мол, можно запустить правильное настроение в обществе. Булавинова считает, что первую партию нужно использовать в кратчайшие сроки. «Пусть даже будет период, когда мы будем ждать следующей партии. История успеха про быстрое использование вакцин и правильное понимание у всех, что вакцинация необходима, — это очень важно», — не сомневается эксперт.
Тем более что спрос на прививки уже можно измерить. Так, по состоянию на 10 марта, в очередь на получение вакцины записались более 200 тыс. украинцев, сообщили НВ в Министерстве цифровой трансформации: 173,5 тыс. сделали это через приложение Дія, 17 тыс. — через вебсайт Дія, а еще почти 12 тыс. — через контакт-центр Минздрава.
Виктор Ляшко, главный санврач страны и замминистра здравоохранения, говорит: вакцинация идет каскадным методом, то есть с учетом уже полученного опыта. «Все хотят, чтобы за 10 дней вакцинировали миллионы людей. Но я заявлял и буду заявлять: главное в этом процессе — безопасность», — объясняет он.
Ляшко уверен, что в ближайшее время удастся поднять темп прививания до 10−15 тыс. в день, чего вполне достаточно в ситуации, когда этим делом заняты исключительно мобильные бригады.
Но до намеченного главным санврачом уровня пока далеко: за 10 марта уколы получили лишь 4,3 тыс. соотечественников.
Минздраву, уверен Ковтонюк, все же необходимо как можно скорее пересмотреть стратегию, выделить несколько приоритетных групп по возрасту и профессии и этим максимально быстро открыть доступ к вакцинации. Ее стоит делать не только мобильным бригадам и в поликлиниках, но и в специально выделенных для этого местах.
Ковтонюк, к слову, считает, что семейных врачей следовало бы привить среди первых, — мол, именно они могли бы стать популяризаторами вакцинации. «Люди не доверяют государству, а своему семейному врачу доверяют», — резюмирует эксперт.
Не останавливаться
После двух недель вакцинации жалобы на состояние здоровья были не более чем у 1−2 % привитых, рассказывает Ляшко. И это, мол, неплохой уровень, который показывает: медперсонал допускает мало программных ошибок.
Катерину Булавинову, тяжело перенесшую COVID, недавно привили в прямом эфире программы Право на владу на 1+1. По ее словам, после этого у нее случился озноб и болела рука в месте укола. «Было ощущение общего недомогания. Но это ничто по сравнению с симптоматикой самого COVID, — рассказывает врач. — Поболело и прошло».
Сейчас ее волнует организация самого процесса в масштабах страны: эксперт отмечает, что в местах вакцинации часто не соблюдается дистанция в очереди, и есть риск, что человек заразится в ожидании укола. Также Булавинова хотела бы, чтобы медбригады, которые прививают людей, были готовы оказывать помощь при серьезных аллергических реакциях у некоторых пациентов, — подобное, хоть и крайне редко, но все же может случиться. Ну и, кроме того, очень важно доброжелательное отношение к тем, кто пришел вакцинироваться.
Первых 500 тыс. доз вакцины, которые расходятся чрезвычайно медленно, критически мало для того, чтобы повлиять на общую ситуацию с коронавирусом в стране. Это признают и Минздрав, и эксперты.
До конца мая Украина в рамках глобальной инициативы Covax получит небольшую партию препарата от Pfizer — 117 тыс. доз, говорит Ляшко. И еще 1,7 млн доз той же AstraZeneca. В целом по линии Covax стране передадут 8 млн доз, но к какому времени — неизвестно. Помимо этого, правительство законтрактовало 1,9 млн доз китайского препарата Sinovac и еще 15 млн CoviShield / AstraZeneca и Novavax.
Но несмотря на эти миллионы, властям уже сейчас необходимо работать с населением, объясняя необходимость вакцинации, подчеркивают эксперты. «Все это [антивакцинаторское] хорохорение заканчивается на койке интенсивной терапии. Когда не хватает кислорода или нет мест в больнице, тогда и приходит осознание», — говорит Сергей Горищак.
За период пандемии в стране от COVID-19 умерло 27,4 тыс. человек.
Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ — № 9 от 11 марта 2021 года