Китай и Россия объединяются. Справятся ли США с этой угрозой
Мнения2 октября 2024, 07:22
Две темные тучи нависли над Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на этой неделе в Нью-Йорке. Первая — растущая опасность китайско-российского сближения, их «общего дела». Вторая — неуверенность в том, сможет ли руководство США ответить на этот вызов после ноябрьских выборов.
Разделить эти два вопроса невозможно, поскольку разрушительные опасности объединения Китая и России — поддержание войны России против Украины, подпитка угроз со стороны Ирана и его прокси на Ближнем Востоке и эскалация напряженности в Азии — могут быть преодолены и сдержаны только благодаря устойчивому, уверенному и дальновидному лидерству США вместе с партнерами и союзниками.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Выступая на инаугурационном Форуме глобального будущего Atlantic council в Нью-Йорке на этой неделе, бывший госсекретарь США Кондолиза Райс сказала мне во время интервью на сцене, что считает нашу наступающую эпоху более опасной, чем эпоху холодной войны. Это объясняется тем, что аккумулирующиеся глобальные угрозы появляются на фоне опасностей, которые она назвала «четырьмя всадниками Апокалипсиса — популизмом, нативизмом, изоляционизмом и протекционизмом».
Соединенные Штаты, — пояснила Райс, — «должны сделать заявление и подтвердить готовность Америки продолжать участвовать в жизни мира, потому что великие державы не занимаются только своими делами. И если мы не будем формировать международный климата, то это сделают другие… такие державы, как Китай и Россия».
Си Цзиньпин и Путин провели более шестидесяти личных встреч
«Я просто надеюсь, что мы в Соединенных Штатах сможем признать это, — добавила она, — а не отдаваться такому ощущению, что мы можем просто предоставить мир самому себе».
«Мы полны решимости остановить это»
Никого не удивишь лицемерием в глобальных делах, но тут трудно соревноваться с Китаем, который на словах отстаивает приоритет национального суверенитета, и при этом играет ведущую роль в помощи России в ее усилиях по разгрому Украины. Высокопоставленные американские чиновники считают, что без Пекина президент России Владимир Путин не смог бы поддерживать свою убийственную, преступную, полномасштабную войну в Украине, которая длится уже третий год.
Высокопоставленные американские и европейские чиновники сталкиваются с непреклонностью своих китайских коллег, когда от них требуют сократить поддержку российской войны, — причем в гораздо большей степени, чем почти по любому другому вопросу. Американский чиновник высокого ранга, с которым я недавно беседовал, подсчитал, что Си Цзиньпин и Путин провели более шестидесяти личных встреч и тысячу часов бесед в качестве лидеров своих стран. Это позволило им продвигать свое общее дело по подрыву глобального лидерства США, несмотря на сохраняющиеся исторические обиды и напряженность в отношениях между их странами.
Высшие должностные лица администрации Байдена, выступая на этой неделе перед глобальными партнерами в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, делятся с теми, кто их слушает, данными, подтверждающими обескураживающее удвоение поддержки Китаем войны России в Украине.
Хотя, похоже, Китай пока не поставляет оружие сам, его поддержка российской оборонной промышленности включает в себя предоставление множества компонентов и полупроводниковых микросхем для российского оружия, химические компоненты для взрывчатки, станки для оборонной промышленной машины и передовые технологии, убивающие мирных жителей Украины и разрушающие их города и инфраструктуру. Более того, некоторые компоненты, поставляемые американскими компаниями китайским, перепродаются другим китайским компаниям, которые затем отправляют их в Россию.
Поддержка Китая играет решающую роль. Один высокопоставленный американский чиновник сказал мне, например, что китайская помощь позволила России увеличить производство танков со ста до тысячи в год.
«Мы полны решимости остановить это», — заявил Николас Бернс, посол США в Китае, на Трансатлантическом форуме по геоэкономике, который также проходил на этой неделе в Нью-Йорке и был организован Atlantic council и немецким аналитическим центром Atlantik-Brücke.
«За последние несколько месяцев мы ввели санкции против более чем трехсот китайских фирм, — сказал Бернс. — К сожалению, мы не увидели изменений в поведении китайцев. Поэтому им следует ожидать, что мы продолжим эти штрафные меры, чтобы ясно дать понять, что мы не собираемся оставаться в стороне, пока Китай существенно помогает России укреплять не только свой потенциал вооружений, но и свою оборонную промышленную базу».
Связь России и Китая — проблема не только для американских лидеров, но и для партнеров США по всему миру. Именно российско-китайская поддержка Тегерана, а через Иран — его прокси, ставит под угрозу Израиль и делает Ближний Восток более опасным местом, поскольку регион сталкивается с угрозой более масштабной войны. Именно российская и китайская поддержка Пхеньяна превращает Северную Корею в еще более опасное государство, обладающее ядерным оружием.
В то же время Пхеньян поставляет в Москву эшелоны с боеприпасами и баллистическими ракетами, а Тегеран — баллистические ракеты малой дальности и ударные беспилотники. Это объединенное противостояние тиранов угрожает не только Украине, но и Азии и Ближнему Востоку.
Уходящий премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил на этой неделе обозревателю Washington Post Джошу Рогину, что агрессивные диктатуры в Азии, такие как Китай и Северная Корея, получат поддержку, если России позволят безнаказанно нарушать суверенитет Украины.
«Именно поэтому я говорю, что сегодняшняя Украина может стать Восточной Азией завтра», — сказал Кисида Рогину. «И именно поэтому я повторяю, что безопасность Евро-Атлантики и Индо-Тихоокеанского региона неразделимы».
«Столкнуть их друг с другом»
Что могут сделать Соединенные Штаты и другие страны с этой набирающей силу угрозой?
Классический геополитический подход предполагает, что нужно либо отделить Китай или Россию с помощью стимулов и дипломатии, как это сделал тогдашний госсекретарь Генри Киссинджер в отношении Китая в 1970-х годах, либо помешать их амбициям и увеличить их стоимость. На Глобальном форуме будущего Райс изложила подход для того, кто будет избран президентом США в ноябре.
Вместо того чтобы пытаться развести Китай и Россию в разные стороны, она вместо этого предложила «столкнуть их друг с другом» и не только заставить столкнуться с последствиями своих действий, но и показать, как мало у них общего, помимо их общего дела против США и их союзников.
Лидеры России не могут быть довольны тем, что Китай вытесняет их в Центральной Азии, сказала Райс. Китай также не может быть доволен тем, что хути, прокси Ирана, нарушают морские пути, по которым, прежде всего, перевозятся китайские товары.
Кроме того, по ее словам, «китайские банки, которые поддерживают то, что делают китайцы в поддержку российских усилий, не должны оставаться безнаказанными». Мы должны начать накладывать санкции за такое сотрудничество".
Какой бы кандидат в президенты США ни был избран в ноябре, он столкнется с тем же глобальным контекстом, поэтому вопрос лишь в том, насколько новоизбранный президент его понимает и реагирует на него. Урок истории на этот счет отрезвляет.
«Накануне Второй мировой войны, — говорит Райс, — я не думаю, что гитлеровская Германия, императорская Япония и Италия Муссолини были настолько дружны. Но при этом они успели наделать много бед». Она рассматривает Китай, Россию и Иран в этом контексте, и поэтому утверждает, что они должны быть «привлечены к ответственности».
Райс заключила, что реальный вопрос для следующего президента США заключается в том, кто будет определять глобальное будущее — Россия и Китай или Соединенные Штаты вместе со своими союзниками. Несмотря на весь шум продолжающейся президентской кампании, этот вопрос станет для будущего главнокомандующего самой важной поколенческой проблемой.
Перевод NV
NV обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Atlantic Council. Републикация полной версии текста запрещена.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV