Ким Третий. Лимузин от Путина, любовь к Голливуду, книга Трампа: как живет и обогащается диктатор Северной Кореи
Геополитика31 марта, 00:52
Насколько дорогую жизнь ведет вождь Северной Кореи, которая до сих пор находится под строгими санкциями ООН — в материале NV.
Швейцария и Деннис Родман
Ким Чен Ын имел интересное детство, в отличие от других детей второго вождя КНДР Ким Чен Ира. Самый младший, но наиболее агрессивный, он был выбран отцом на роль преемника еще в 1992 году, вспоминал Кендзи Фудзимото, который был персональным сушистом Ким Чен Ира с 1998 по 2001 годы, а в 2017 году открыл собственный ресторан в Пхеньяне. Реальную власть Ким Чен Ын получил в 2011 году, после смерти отца.
Ким Чен Ын получил образование за рубежом вместе с братьями и сестрой Ким Ё Чжон — а именно, в Швейцарии, где семья спрятала их на время большого голода в КНДР 1990-х (известного в стране, как Жестокий марш), когда примерно 2 млн северных корейцев умерли от недоедания. Международная школа в Берне стоила примерно $25 тысяч в год. Его детство было полно роскоши, пишет специалистка по изучению КНДР Джун Пак: большие имения с лошадьми, бассейны, боулинг, лето на семейном частном курорте, дорогие машины, специально адаптированные, чтобы он мог ими управлять уже в семь лет.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Юный Ким проводил время в швейцарских Альпах и французской Ривьере. Известно, что именно на Западе он полюбил Голливуд (отец, Ким Чен Ир, тоже был ярым синефилом и даже похищал актеров из Японии для своего кинематографа) и американский баскетбол, особенно Майкла Джордана и команду Чикаго Буллз. Семья Кимов познакомилась с НБА еще в 2000 году: тогдашний Госсекретарь США Мадлен Олбрайт подарила Ким Чен Иру баскетбольный мяч, подписанный Джорданом, во время переговоров. Так любовь перешла от отца к сыну.
Ким Чен Ын посещал швейцарскую школу, но мало интересовался занятиями и не сдавал никаких экзаменов. Еще маленьким мальчиком он уже имел военную форму генерала и пистолет «Кольт» в 11 лет.
Уже после того, как Ким Чен Ын официально стал лидером своей тоталитарной страны, он встретился — уже не впервые — со скандальным баскетболистом из США Деннисом Родманом. Среди подарков, которые привозил Родман, была книга Трампа Искусство заключать сделки, набор книжек-головоломок Где Валли?, а также две игровые футболки с автографом. Впрочем, это были маленькие, символические дары. Настоящие же подарки ждали Кима позже. Что-то от семьи, а что-то — от другого диктатора на границе.
Лимузин от Путина, поезд от отца
Как и Ким Чен Ир, его сын любил роскошные автомобили. Семья имела и расширяла собственный автопарк, даже ценой обхода санкций. К примеру, Кима Третьего замечали в лимузине, подаренном ему лично Владимиром Путиным. Во время визита на космодром Восточный в 2023 году, Ким заинтересовался машиной Aurus Senat, на которой обычно передвигается Путин и которая стоит под $300 тысяч.
Поэтому российский диктатор подарил один экземпляр своему коллеге из Северной Кореи. При этом он пренебрег резолюцией ООН 2017 года, которая запрещала продажу или трансфер в КНДР любых предметов роскоши (и которую Россия тогда поддержала). Впрочем, с тех пор Москва и Пхеньян стали гораздо ближе. Среди других автомобилей в пользовании Ким Чен Ына замечали бронированный Mercedes-Maybach S650. Стоит такая «игрушка» более $200 тыс. в базовой комплектации. Как пишут СМИ, специализирующиеся на Северной Корее, еще раньше, Ким смог ввезти в страну Mercedes-Maybach Pullman S600 — его цена с безопасностью и другими опциями может вырасти и до $1 млн за экземпляр.
Вероятно, один из морских маршрутов для обхода санкций проходит от северокорейского порта Расон до российских портов на Дальнем Востоке. Другие могут проходить через Китай, а также Южную Корею и Японию.
Для поездок за границу тиран Северной Кореи обычно пользуется бронепоездом, который достался от отца.
В нем 21 вагон, окрашенный в темно-зеленый цвет, окна затенены. Когда кто-то из Кимов путешествовал (по крайней мере, во времена Ким Чен Ира), то двигалось сразу три поезда: первый поезд безопасности, второй вез лидера, а третий — охрану и припасы. Поскольку все они бронированные, то едут гораздо медленнее обычных, со скоростью около 60 км/ч. Однажды отцу Кима Третьего понадобилось 10 суток, чтобы приехать в Москву на встречу с Путиным. В КНДР построили двенадцать железнодорожных станций для персонального использования семьей Кимов.
Внутри есть вагоны для заседаний, частные и обеденные комнаты. Можно заказать любую еду из азиатской и русской кухонь (включая французское вино и лобстеров). Как пишет NYT, Ким Чен Ын любит сыры, шампанское Cristal и коньяк Hennessy.
Но в отличие от Ким Чен Ира, который панически боялся самолетов, его сын время от времени ими путешествует. Его частный самолет не является чем-то сверхсовременным — это старый советский Ил-62. На борту, как и в поезде, есть несколько комнат и все удобства. Воздушный транспорт используется для полетов внутри страны или на очень короткие дистанции — например, в Южную Корею на открытие Олимпиады в 2018 году.
По некоторым сообщениям, Км Чен Ын имеет четыре частные яхты, самая большая из них 80 метров в длину. Они были приобретены еще в 1990-е, до введения международных санкций. Но самая новая появилась не так давно: корабль Princess 95MY стоит от $4 до $6 млн.
Миллиарды семьи Кимов
Так насколько же на самом деле богат клан Кимов, чтобы поддерживать свою роскошную жизнь в одной из беднейших и наименее развитых стран мира? Точных цифр, конечно, нет, но есть определенные оценки. В 2012 году (через год после прихода младшего Кима к власти) КНДР ввезла запрещенных предметов роскоши на $645 млн, пишет CNN.
Поскольку клан Кимов контролирует всю экономику Северной Кореи, включая ее минеральные ресурсы и полезные ископаемые (которые обычно добывают заключенные в каторжных лагерях), то очевидно обогащается на этом. Личное состояние Ким Чен Ына оценивается примерно в $5 млрд, хотя эта цифра явно занижена. Деньги идут на развитие системы вооружений, ракет и атомных бомб, а также на поддержку режима и лояльность приближенных из партии.
Считается, что у Кима Третьего и его семьи в пользовании 17 дворцов по всей Северной Корее. Он женат на Ли Соль Чжу, бывшей певице и черлидерше. Считается, что они обручились в 2011 году. Точное количество детей в этом браке неизвестно, считается, что двое или трое. Достоверно известно лишь о дочери Ким Чжу Э — отец в последнее время начал брать ее с собой «на работу» — на ракетные запуски и другие публичные мероприятия. Ей от 11 до 13 лет, а о ее имени и существовании мир узнал, кстати, благодаря визиту Дениса Родмана, который вспоминал, что «держал Чжу Э на руках».
Главной резиденцией является здание «номер 55», построенное в 1983 году. Этот огромный дом оснащен подземным бункером с военной штаб-квартирой, фонтанами, бассейном и несколькими уровнями безопасности вокруг.
Семья диктатора ежегодно тратит миллионы долларов на предметы роскоши: дизайнерские сумки, часы и тому подобные вещи. Например, влиятельную сестру Ким Чен Ына, Ким Ё Чжон, видели с сумкой Christian Dior стоимостью $9500 во время визита в Россию в 2024 году. Другие люди в аппарате диктатора могут рассчитывать на часы фирмы Omega или новые электронные и роскошные машины за верность или военные достижения.
Это происходит благодаря тому, что Ким имеет специальный государственный счет — свою личную копилку, которая пополняется благодаря хакерским атакам и другим незаконным сделкам по всему миру. Среди них продажа оружия и технологий, наркотиков, контрабанда, перевозка животных и людей. Все это вместе принесло клану Кимов сотни миллиардов долларов (до 1 млрд долларов ежегодно, согласно данным Службы исследований Конгресса США).
«Северная Корея продаст что угодно, пока за это платят», — признал Антонио Руджеро, бывший заместитель директора в одном из отделов Минфина США.
Ключевой структурой в КНДР является так называемый Офис 39 — ведомство, которое оказывает «критическую поддержку лидерам КНДР в проведении незаконных финансовых сделок и управляет отмыванием денег». Часто это делается через немногочисленные посольства КНДР по миру — северокорейских дипломатов часто обвиняли в контрабанде, в частности золота и оружия под прикрытием дипломатического иммунитета.
«Семья Кимов очень хорошо умеет обходить санкции, — добавляет Шина Грейтенс, профессор Университета Миссури, которая изучает финансы КНДР, — Это режим, который постоянно находит новые, более креативные способы получить иностранную валюту, иногда запуская для этого новые активности. Чтобы действительно надавить на Северную Корею, вам надо закрыть им возможность адаптироваться[в том числе за рубежом]».