«Нанесли вред самим себе». Атака на Киевстар оставила оккупантов без связи — Юсов о войне в киберпространстве и страхе роспропагандистов
События13 декабря 2023, 15:31
— Уже второй раз за последнюю неделю Киев атакуют баллистикой и тревога не успевает включиться. Что изменилось в атаках оккупантов, что известно об их намерениях сейчас?
— Очевидно, они пробуют изменить тактику, понимая, что Киев стал более защищенным средствами противовоздушной и противоракетной обороны. В частности делают ставку на баллистику, потому что, как считает враг, баллистику сложнее сбивать.
В принципе это правда, но мы видим, что наша ПВО, Воздушные силы работают очень эффективно.
Вместе с тем продолжаются комбинированные атаки — рядом с ракетными ударами применяются и беспилотные летательные аппараты. Такая комбинированная тактика будет продолжаться. Они по-прежнему пробуют, менять маршруты, время запуска, конечно, меняют и места запуска.
Вместе с тем мы констатируем, что по сравнению с прошлым годом количество выпущенных ракет во время таких ракетных ударов изменилось в сторону уменьшения. Но это не означает, что есть основания расслабляться. Вызовы чрезвычайно серьезные, прежде всего для гражданской, критической инфраструктуры — именно это является целью вражеских атак прежде всего.
— Была атакована IT-инфраструктура оператора мобильной связи Киевстар. Что по состоянию на сейчас известно о том, что именно произошло, как причастен к этому оккупант?
— Да, идет война на всех направлениях, безусловно, киберпространство — это одно из таких направлений. И это не начало какого-то нового фронта — кибератаки на украинскую цифровую инфраструктуру продолжались и до начала полномасштабного вторжения, и достаточно мощные. И, конечно, после полномасштабного вторжения также.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Следует заметить, что это повторение и продолжение прежде всего террористической практики, от которой страдает прежде всего гражданское население и гражданская инфраструктура, когда мы говорим об атаке россиян на Киевстар. Это атака на гражданского оператора, речь идет именно о гражданской инфраструктуре.
Открыто производство и соответствующие официальные комментарии будут позже.
— На военных эта атака никак не повлияла? Многие люди переживали.
— В значительно меньшей степени, скажем. Конечно, у Сил безопасности и обороны на такой случай есть резервные средства связи и, как правило, другие каналы связи и хранения информации.
В равной степени можно сказать, как эта атака задела и самих оккупантов на оккупированных территориях, где есть покрытие украинскими операторами, и на линии фронта. Потому что многие из них уже смогли себе правдами и неправдами получить украинские симки (сим-карты — Ред.), в том числе и путем изъятия у гражданского населения. Таким образом коммуницировали между собой.
Они от этого также пострадали и перехваты показывают, что жалуются: хотели ударить в очередной раз по украинцам, а вред нанесли самим себе.
— А насколько другие объекты негосударственной инфраструктуры защищены от таких атак? Банки, другие операторы связи, например? Насколько государство за этим также следит, соответствующие службы?
— Чрезвычайно важная составляющая национальной безопасности — это кибербезопасность, поэтому, конечно, работа в этом направлении ведется, комплексная. Как государственными органами соответствующей юрисдикции, которые за это отвечают (и Киберполиция, и другие составляющие). И когда мы говорим о частном бизнесе и частных инвесторах, традиционно украинская айти-индустрия находится на очень высоком уровне.
Но и враг не стоит на месте, угрозы меняются, они ищут все новые и новые способы нанести вред украинской цифровой инфраструктуре.
— Вчера ГУР сообщило о том, что киберподразделения украинской разведки атаковали российскую налоговую. Насколько я понимаю из сообщения, произошло это где-то дней пять назад. О чем идет речь, как это повлияет на врага?
— Это повлияет и на врага, и предоставляет дополнительные возможности украинским спецслужбам, потому что это новая информация, чувствительная информация — и относительно источников финансирования российской агрессии против Украины, и относительно функционирования российской финансовой фискальной системы.
Так, в результате кибератаки ликвидированы конфигурационные файлы, которые долгое время обеспечивали работу налоговой системы РФ, уничтожена важная часть базы данных агрессора и резервных копий. На длительное время связь между центральным офисом в Москве и территориальными управлениями (а это более двух тысяч управлений) парализована.
Конечно, для финансовой, цифровой инфраструктуры агрессора это очень чувствительный удар.
— Случайно ли это, что эти две атаки совпали во времени?
— Подобные операции, как атака на Киевстар, так и удачные действия против этой федеральной службы агрессора, готовятся длительное время и напрямую между собой не связаны. Поэтому эмоционально мы можем сейчас говорить и ожидать ответов Украины против вчерашней атаки, но это будет не столько ответ на атаку против Киевстара, сколько плановая работа украинских Сил безопасности и обороны, украинских спецслужб и киберспециалистов.
— На Московщине был ликвидирован экс-нардеп, предатель Илья Кива. Есть ли какие-то новые подробности его ликвидации и повлияло ли это как-то на других предателей, которые сейчас находятся на России?
— Новых подробностей пока мы не будем сообщать.
Относительно того, повлияло ли. Да, повлияло, особенно на тех, кто не имел государственной или иной охраны на территории России — кто второго, третьего порядка, скажем так. Среди этих коллаборационистов и предателей сейчас фиксируется вспышка обращений к так называемым правоохранителям в РФ и спецслужбам ФСБ с просьбой и мольбой обеспечить им охрану от украинских спецслужб. Это то, что сейчас можем фиксировать.
Также не исключены попытки выезда этих персонажей в третьи страны, потому что на территории так называемой России они себя в безопасности вполне уже не чувствуют.
— Если не секрет, какие именно это страны?
— Ну мы же не будем сейчас оглашать список, чтобы не сбивать их желание. Но такая работа и соответствующий мониторинг проводится.
— На российских пропагандистов это как-то повлияло, или они усилили после этого свою охрану?
— Российские пропагандисты, если мы говорим о топ-уровне (о дно-уровне, наверное, так правильнее), то есть Скабеевых, Соловьевых и прочих Киселевых, и без того находятся максимально под колпаком спецслужб. С одной стороны, это безопасность, с другой — максимальный контроль их деятельности. И там уже усиливать было бы труднее что-то, разве что цифровые браслеты на руках и круглосуточное наблюдение во всех комнатах дома.
Но страх у них есть, они им делятся и в общении между собой. И это не только связано с историей с Кивой, а и с предыдущими историями ликвидации и российских пропагандистов. Понимание, что возмездие может их настигнуть, — это абсолютно реальность для сегодняшних военных преступников. А российские пропагандисты, безусловно, непосредственно причастны к организации военных преступлений против украинцев.
— Неделю назад был взорван тоннель на Амуро-Байкальской магистрали, а также железнодорожный путь, который дублировал этот тоннель. Известны ли какие-то итоги и последствия этих событий сейчас?
— Последствия — это логистический сбой и по времени, и по срокам, по объемам поставок различных групп товаров — это то, что можно констатировать. Дальше изучаем, мониторим.
— Об отравлении жены главы ГУР Марианны Будановой, а также сотрудников ГУР. Есть ли какие-то новости, стало ли понятно, что тогда произошло, в каком состоянии сейчас находятся те, кто пострадал?
— Прошло лечение в формате госпитализации, сейчас выписаны из больницы, но продолжается наблюдение врачей. И курс лечения будет достаточно длительный. Процедуры тяжелые, требуют дальнейшего наблюдения. Все лечение состоялось в Украине и осуществлялось украинскими специалистами-медиками.
Сейчас можно подтверждать [информацию] об отравлении тяжелыми металлами, в частности ртутью и мышьяком, содержание которых кратно превышает все допустимые нормы. Продолжается внутреннее расследование и когда будет возможно, результаты будут объявлены.
— Напоследок хочу вас попросить прокомментировать события на фронте. Сейчас большое обострение. Что известно о планах врага, какие силы он для этого собрал? И почему он сейчас атакует? Казалось бы, неудобная погода для него.
— Да, и неся большие потери. Но диктаторские режимы и вообще авторитарные модели предполагают достижение целей, попытки достижения целей, не считаясь с ресурсами.
Этот период — конец года, итоговая пресс-конференция российского диктатора или человека, похожего на него, и Новый год, и соответствующие поздравления, — требуют хотя бы каких-то положительных новостей и достижений. Это для того, чтобы Путин или его официальные рты могли о чем-то отчитываться.
Сегодня мы уже можем увидеть, что каких-то положительных новостей к тому же онлайн-событию — горячей линии или пресс-конференции диктатора — они не получат. Украинские защитники действительно сдерживают значительное и в силах и в средствах нашествие, регулярно уничтожают — мы видим цифры от нашего Генерального штаба.
Оборона продолжается. Украинцы продолжают не только обороняться, но и освобождать нашу землю.