«Трамп возвращается, хаос тоже». Почему новые угрозы Гренландии, Панаме, Канаде и заявления о Путине это больше, чем трампизм — обзор СМИ
Геополитика8 января, 13:39
Трамп общался с журналистами около часа, это была его вторая большая пресс-конференция после победы на выборах 2024 года.
Среди самых резонансных тезисов, которые озвучил будущий президент США незадолго до своей инаугурации 20 января 2025 года:
- дал понять, что США могут задействовать «экономическую силу», чтобы превратить Канаду в «51-й штат Соединенных Штатов» («Вы убираете эту искусственно прочерченную линию [границу с Канадой] и увидите, как это выглядит — и это также будет намного лучше для национальной безопасности»);
- не стал исключать применение военной силы и экономического давления для того, чтобы добиться возвращения Панамского канала США и взять под контроль Гренландию — самый большой остров на Земле, который является частью Дании;
- заявил, что хочет добиться переименования Мексиканского залива в Американский;
- отметил, что «понимает» декларируемые Владимиром Путиным опасения России относительно вступления Украины в НАТО и пожалел, что не может встретиться с ним до своей инаугурации, хотя подчеркнул, что российский диктатор якобы заинтересован в такой встрече;
- не стал повторять обещание положить конец войне РФ против Украины за 24 часа, заявив, что сделать это «значительно сложнее», однако предположил, что его встреча с Путиным возможна быстрее, чем через полгода;
- предупредил, что на Ближнем Востоке «начнется ад», если ХАМАС не освободит заложников до его инаугурации.
NV собрал самые важные оценки из материалов мировых медиа относительно этих заявлений Дональда Трампа менее чем за две недели до его инаугурации.
***
The New York Times лаконично резюмирует шквал заявлений новоизбранного президента США во Флориде так: «Трамп возвращается, хаос наступает». Пресс-конференция в Мар-а-Лаго «стала напоминанием о том, что могут принести следующие четыре года», констатирует издание. Журналисты NYT саркастически добавляют, что когда члены семьи и команды Трампа удовлетворенно повторяют «мы вернулись», то на самом деле вернулось нечто другое — «хаотическое президентство [в форме] потока сознания».
Издание пишет об «ощущении дежавю» после пресс-конференции и о сценах, напоминающих первое президентство Трампа. «Теории заговора, вымышленные факты, горячие оскорбления — и все это несмотря на то, что он совершил один из самых выдающихся политических камбэков в истории. Расплывчатые ссылки на «людей», которых он никогда не называет. Прямая декларация о том, что национальная безопасность США под угрозой — без определения того, как именно стратегическая среда изменилась так, что это могло бы подтолкнуть его [Трампа] к нарушению суверенитета независимых наций [Канады, а также Дании из-за Гренландии и Панамы из-за Панамского канала], — пишет NYT.
«Порой казалось, что Трамп уже президент — во многом из-за того, что Байден так быстро исчез со сцены», — добавляет NYT, приводя в пример нетерпеливые жалобы Трампа на то, что он не может встретиться с Владимиром Путиным до своей инаугурации, а также его заявления о Ближнем Востоке в таком тоне, «будто он уже отвечает за переговоры».
«Учитывая, что действующий президент исчезает из поля зрения, Трамп, похоже, чувствует, что если он займет сцену, то отвергнуть его интерпретацию недавней истории будет некому. Он быстро переписывает эту историю — так же как он „переделывал“ события 6 января [штурм Капитолия в 2020 году], надеясь, что его избрание является доказательством того, что американцы считают, будто бы прокуроры преследовали его из мести, а не с целью применения справедливости».
Британская The Guardian констатирует, что заявления Трампа, вероятно, «спровоцируют тревожный дипломатический переполох по всему миру», где ожидают возвращения Трампа в Белый дом уже в январе «с программой мощного американского национализма».
Издание выделяет как наиболее резонансный месседж отказ Трампа исключить применение военной силы и экономического принуждения для восстановления контроля над Панамским каналом и для захвата Гренландии. «Я не могу заверить вас ни в том, ни в другом [относительно применения военных или экономических средств давления], — сказал Трамп в ответ на вопрос журналиста, — но могу сказать, что они [Гренландия и Панамский канал] нужны нам для экономической безопасности».
The Guardian также называет разговор Трампа с журналистами в его поместье Мар-а-Лаго во Флориде «беспорядочным», а новые заявления новоизбранного президента США — «жесткими». Издание напоминает, что они прозвучали вслед за серией «все более конфронтационных заявлений о [Панамском] канале, включая недавнюю угрозу Трампа, что США будут требовать его возвращения «полностью, быстро и без вопросов».
В статье также подчеркивается «резкое обострение риторики в отношении важного морского прохода, который США первоначально построили в 1914 году и эксплуатировали в течение большей части ХХ века». «Конфронтационная позиция [Трампа] перекликается с напряжением, которое привело к вторжению США в Панаму в 1989 году»,— напоминает The Guardian, добавляя, что комментарии Трампа «вызывают особое беспокойство, учитывая историю военного вмешательства Соединенных Штатов в Панаму».
Politico расценивает резонансную пресс-конференцию Трампа в Мар-а-Лаго как попытку очертить с приближением инаугурации, какие именно из своих многочисленных обещаний он таки попытается превратить в реальность. Издание обобщает его новые громкие заявления как «MAGA-видение», которое включает широкий спектр приоритетов Трампа «от новой эры американского империализма до постоянных оскорблений на систему уголовного правосудия, несправедливой мишенью которой, по мнению Трампа, он стал».
CNN пишет, что угрозы Трампа Гренландии, Канаде и Панаме «объясняют все, что касается [принципа] Америка прежде всего», который предполагает использование силы США для преследования узких национальных интересов, даже путем принуждения меньших союзных государств.
Американский телеканал называет эти притязания Трампа «империалистическими» и констатирует, что если он действительно попытается их воплотить и добьется успеха, это будет означать «первые серьезные изменения на американской карте» с того момента, как Гавайи стали одним из штатов США в 1959 году. «Это драматический разрыв по сравнению с внешнеполитическими подходами президентов обеих партий за последние десятилетия. И это происходит в то время, когда западные лидеры противостоят попыткам России осуществить экспансию на бывшей территории СССР, включая ее войну в Украине», — напоминает CNN.
Автор материала отмечает, что угрозы Трампа «часто звучат как болтовня акулы рынка недвижимости, приравнивающей внешнюю и торговую политику к охоте за новыми сделками».
В то же время вера Трампа в то, что США должны господствовать в собственной сфере влияния, «также является важной подсказкой о том, как он может пытаться справиться с ключевыми глобальными „горячими точками“, включая войну в Украине и, потенциально, даже на Тайване», добавляет издание.
«Но его неоколониализм XXI века является огромным риском который, похоже, сломя голову столкнется с международным правом. К тому же Трамп может поставить под угрозу влияние Америки, разрушив альянсы, которые создавались поколениями, и оттолкнув ее друзей», — отмечает CNN.
Отдельно телеканал отмечает, что «принцип победы сильного над слабым», который исповедует Трамп, может также повлиять на его подход к таким глобальным проблемам, как война РФ против в Украине. CNN называет «ошеломляющим» момент пресс-конференции 7 января, когда Трамп заявил, что «понимает» страх Владимира Путина относительно того, что Украина, в которую он вторгся, может присоединиться к НАТО. «Когда кто-то в России прямо на пороге, я могу понять их чувства по этому поводу», — сказал новоизбранный президент. Поэтому даже возможность того, что Трамп может принять условия России, уже вызвала беспокойство, добавляет CNN.
«Наглость Трампа может порадовать его сторонников. Но многие иностранцы считают это высокомерием. Попытка захвата Панамского канала будет расценена как геополитическое пиратство. Вторжение в Гренландию превратило бы в посмешище международное право», — резюмирует CNN.
The Washington Post по итогам громкой пресс-конференции делает прямолинейный вывод: «Трамп оставил открытой возможность применения военной силы против союзника по НАТО». Издание напоминает, что обычно Трамп является «королем» манеры не исключать ничего в своих заявлениях. «Это его стандартная реакция», добавляет WP, тем более что Трампу свойственно «мало уважать нормы», вместо этого считая «экстремальные идеи хитростями для переговоров».
«Поэтому тот факт, что будущий президент просто отказался исключить привлечение американских военных для захвата Гренландии и Панамского канала, не должно было бы быть слишком странным, и мы не должны были бы рассматривать это как реальный показатель намерений Трампа», — продолжает газета. Однако на этот раз это отсутствие четкого «нет» совсем иное, отмечает WP, ведь фактически речь идет о военной угрозе союзнику по НАТО в случае Гренландии как части Дании. Тогда как правила НАТО требуют, чтобы нападение на любого члена Альянса рассматривалось как нападение на них всех.
«Конечно, это не мелочь, даже если Трамп остается просто Трампом, — отмечает WP. — Другими словами, Трамп по крайней мере риторически оставляет открытой вероятность ситуации, которая может привести к войне НАТО с самим собой. Это звучит смешно и, скорее всего, никогда не произойдет. Но даже скрытая угроза — это уже что-то», — констатирует издание.