Судьба бывших премьер-министров Украины

Мнения

23 августа, 11:03

Владимир Фесенко

Политолог, директор Центра политических исследований «Пента»

Если обобщить траекторию политической судьбы бывших премьер-министров после отставки, то можно увидеть несколько типичных сценариев

Тот факт, что в процессе недавней смены правительства бывший премьер-министр Украины Денис Шмыгаль остался в составе нового Кабинета министров, хотя и на более низкой, но важной и ответственной должности министра обороны, вызвал у многих комментаторов недоумение. Действительно, для украинской политики это якобы непривычная ситуация. Хотя, как мы увидим дальше, это не является чем-то новым для нашей страны.

Вообще в демократических странах такое время от времени случается (с поправкой на особенности политических практик отдельных стран). Хотя более типичны два других сценария:

1) переход в оппозицию во главе своей партии, с попыткой вернуться к власти на следующих выборах;

2) полный уход от политики.

А какова судьба бывших премьер-министров Украины?

На самом деле эта тема имеет не только историко-биографическое значение. Она характеризует и определенные специфические черты нашей политики, в частности, последние лет 10.

Если не считать исполняющих обязанности главы Кабмина, за почти 34 года существования современного независимого украинского государства было 17 официальных премьер-министров Украины, которых на этой должности утвердила Верховная Рада Украины. Семнадцатой стала 17 июля Юлия Свириденко. Наверное, цифра 17 является для нее счастливой.

Видимо, цифра 17 является для нее счастливой

Сначала определенная информационная справка о послепремьерской судьбе каждого бывшего главы Правительства Украины.

Первый и третий премьер-министры независимой Украины — Витольд Фокин и Виталий Масол — после отставки с высокой должности, фактически, ушли на пенсию. Они были мощными представителями еще советской управленческой элиты Украины, но не вписались в новые политические реалии.

А вот второй премьер-министр во времена независимой Украины — Леонид Кучма — начал новую тенденцию. После своей отставки с должности главы Правительства он не ушел из политического процесса, наоборот, фактически перешел в оппозицию, принял участие в президентских выборах 1994 года и выиграл их, стал вторым президентом Украины.

После Л. Кучмы эту тенденцию продолжили Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Но, что показательно, они выигрывали выборы уже после отставки (вынужденной и достаточно конфликтной) с должности премьер-министра, и в статусе оппозиционного лидера. Также отмечу, что В. Ющенко и В. Янукович в своей политической активности в пост-премьерский период имели высокие электоральные рейтинги, опирались на поддержку довольно мощных (на тот момент) политических сил и широкой коалиции политических, бизнес-, административных и других элит.

Для сравнения, ни разу не выиграл президентские выборы в Украине действующий премьер-министр. Это не удалось Виктору Януковичу в 2004 году и Юлии Тимошенко в 2010 году.

Отмечу, что статус бывшего премьер-министра отнюдь не гарантирует победу на президентских выборах. Есть несколько примеров, когда бывший глава правительства участвовал в президентских выборах или в оппозиционном статусе, или просто не был представлен во власти, и ему не удалось одержать победу. В 1999 году это не удалось Евгению Марчуку, который был премьер-министром Украины в 1995—1996 гг. В 2004 году неудачным был результат Анатолия Кинаха, который был главой Кабинета министров Украины в 2001—2002 гг. На президентских выборах 2014 и 2019 гг. не удалось достичь победы Юлии Тимошенко, которая была премьер-министром Украины в 2005 г. и в 2007—2010 гг.

Однако вернемся к судьбе бывших премьер-министров Украины, которым не посчастливилось стать президентом Украины.

Интересной и разнообразной была послепремьерская судьба Евгения Марчука. После отставки с должности главы Правительства он перешел в оппозицию к тогдашнему президенту Украины — Леониду Кучме. Но после проигрыша на президентских выборах 1999 года он вернулся в команду Л. Кучмы и был на высоких государственных должностях — секретаря СНБО (1999−2003) и министра обороны (2003−2004). Опыт и знания Евгения Кирилловича в сфере национальной безопасности ценили и после его ухода с государственной службы. Он был внештатным советником Президента В. Ющенко, в декабре 2014 года возглавил Международный секретариат по безопасности и гражданскому сотрудничеству между Украиной и НАТО, с 2015 года участвовал в минских переговорах в рамках Трехсторонней контактной группы, с ноября 2018 г. по май 2019 г. возглавлял украинскую делегацию на этих переговорах.

А вот судьба пятого премьер-министра Украины (1996−1997 гг.) Павла Лазаренко была совсем иной. Он стал символом украинской коррупции 1990-х гг. Именно он также был основателем системной и масштабной коррупции и в высших ступенях государственной власти, и в политических процессах в Украине. Однако именно непомерная жажда денег и власти погубила его. Сначала его подвинули с должности главы Правительства, но тогда он ушел в публичную политику и даже в 1998 году во главе своей партии стал депутатом Верховной Рады. Однако в 1998 году против него открыли уголовные дела в Украине и в Швейцарии. В 1999 году он сбежал из Украины, но это его не спасло и в конце концов он оказался в американской тюрьме. Сейчас доживает свой век в США.

Шестой премьер-министр Украины (1997−1999 гг.) Валерий Пустовойтенко после отставки с должности главы Правительства занимался и общественной, и политической деятельностью. С 1999 по 2006 год он возглавлял Народно-демократическую партию, которую, собственно, и создавал, и пытался (не очень удачно) сделать из нее первую «партию власти». В 2001—2002 году вернулся в Кабинет министров Украины, но только в статусе министра транспорта. В 2002—2006 гг. был народным депутатом Украины. После 2006 года отошел от активной политической жизни. При президентстве В. Януковича был его советником и членом Совета старейшин. После 2014 года полностью отошел от общественно-политической жизни.

О Викторе Ющенко, седьмом премьер-министре Украины, я уже упоминал. Он повторил алгоритм, который тогда воспринимался как типичный, — после отставки с должности главы Правительства переход в оппозицию, а затем уже в статусе оппозиционного лидера успешное баллотирование на пост Президента Украины.

Совсем иным был послепремьерский путь Анатолия Кинаха. Он возглавлял Правительство в 2001—2002 гг. После отставки с премьерской должности он не отошел от политической жизни. С 2000-го года возглавлял Партию промышленников и предпринимателей Украины. Неоднократно избирался в Верховную Раду Украины (от разных партий), участвовал и в президентских выборах 2004 года. В период с 2004 г. по 2014 г. отличился своими противоречивыми политическими маневрами. Во время Оранжевой революции поддержал Виктора Ющенко, и в 2005 г. даже стал первым вице-премьером в Правительстве Юлии Тимошенко. Но в конфликтах 2005 года был на стороне президента Ющенко. Однако в 2007 году Кинах перешел на сторону Януковича и Партии регионов. После 2014 года фактически выбыл из активной политической жизни. Возглавлял (еще с 1996 года) Украинский союз промышленников и предпринимателей.

Политическая судьба Виктора Януковича (премьер-министр Украины в 2002—2004, 2006−2007 гг.) всем известна. С одной стороны он успешно повторил послепремьерский политический алгоритм Кучмы и Ющенко, но провалился как президент Украины и позорно сбежал из Украины.

Юрий Ехануров, который был премьер-министром Украины с сентября 2005 года до августа 2006 года, на тот момент принадлежал к команде тогдашнего президента Украины Ющенко и остался в его политической команде уже в другом статусе — как народный депутат Украины (2006−2007 гг.), затем как министр обороны во втором Правительстве Юлии Тимошенко (2007−2009 гг.). После этого он отошел от активной политической деятельности (за эпизодическим исключением — участия в выборах на должность городского головы Киева в 2015 г.), преподает в Киевском национальном университете им. Т. Шевченко, а также участвует в общественной деятельности.

Николай Азаров, который был премьер-министром Украины почти все время президентства Януковича (с марта 2010 года по январь 2014 года), повторил судьбу своего босса и в феврале 2014 года сбежал из Украины в Россию. Оттуда он пытался исполнять роль «оппозиционера в экзиле», но, по сути, перешел на сторону страны-агрессора и стал гражданином РФ.

И вот мы подходим к современной политической эпохе (после Революции Достоинства). И сразу небольшой спойлер — как-то не очень везет бывшим премьерам этого периода в современной политической жизни.

Наиболее показательный пример — Арсений Яценюк, который дважды был главой Правительства, правда фактически без перерыва — с февраля 2014 г. по апрель 2016 г. Арсений Петрович — один из самых талантливых украинских чиновников и политиков своего поколения и вообще за последние 20−25 лет. Но, как назвал себя премьером-камикадзе, то будто бы приговор вынес. Осторожнее надо с политическими заявлениями, особенно, с самоопределениями. Он ушел с должности премьера, в определенной степени, в результате интриг со стороны своего политического партнера, но в довольно молодом для политика возрасте — в 42 года. Для политика и чиновника это, как правило, период расцвета. Но для Арсения Петровича политическая карьера, фактически, завершилась.

Он был лидером партии «Народный фронт», и эта партия стала победителем парламентских выборов в октябре 2014 г., однако по сути эта партия так и не была создана как устойчивый политический субъект, и после отставки Яценюка с должности главы Правительства эта партия, фактически, исчезла из активной политической жизни. Между прочим, это наглядный урок для нынешней правящей партии — «Слуга народа». Сам Арсений Яценюк сконцентрировался на общественно-политической активности. Он возглавляет фонд «Открой Украину» (Open Ukraine) и является председателем Киевского форума по безопасности.

В определенной степени политическую судьбу Яценюка повторил его преемник на посту главы правительства — Владимир Гройсман. Он очень неплохо проявил себя во главе Правительства и более трех лет продержался на посту премьер-министра Украины. Но после отставки тоже, фактически, выпал из активной политической жизни. На парламентских выборах 2019 года его партия «Украинская стратегия Гройсмана» не прошла в Верховную Раду Украины. Однако Гройсману удается сохранять политический контроль над родным городом — Винницей.

Во время президентства Владимира Зеленского в Украине де-факто сформировалась президентская форма правления. Президентская партия «Слуга народа» получила абсолютное большинство мест в Верховной Раде Украины, а благодаря этому и полный контроль над Кабинетом министров Украины.

Первым премьер-министром политической эпохи президента Зеленского стал Алексей Гончарук. До назначения на эту должность он был почти неизвестной широкой общественности фигурой. В 35 лет он стал самым молодым премьер-министром за время независимой Украины. Продержался во главе правительства чуть больше полугода. После отставки в марте 2020 года так же быстро исчез с политических радаров. Некоторое время находился в США, оттуда заявлял об амбициозных планах сформировать новый план действий для Украины. Но из этого ничего не вышло. Последний раз о Гончаруке вспомнили в конце 2023 г., когда он появился в новом составе наблюдательного совета Укроборонпрома.

Преемник А.Гончарука во главе Кабмина Украины — Денис Шмыгаль — также отметился рекордом. Он продержался на посту премьер-министра более пяти лет, дольше всего за всю историю независимой Украины. Как мы уже увидели, его переход с должности премьер-министра на должность министра не является чем-то уникальным в современной политической истории Украины. У Юрия Еханурова была почти идентичная ситуация — он после премьерства тоже стал министром обороны, правда после определенного перерыва, а не сразу, как это произошло у Шмыгаля.

Если обобщить траекторию политической судьбы бывших премьер-министров после отставки с этой должности, то можно увидеть несколько типичных сценариев.

Наиболее типичная ситуация (для двух третей бывших руководителей Правительства), когда премьеры-отставники остаются в активной политике, или переходят в оппозицию, или получают другую государственную должность в правящей команде. Как уже отмечалось, трое бывших премьер-министров завоевали пост президента Украины, еще трое боролись за эту должность, хотя и неудачно. Но это было в первые 20 лет новейшей украинской государственности. Начиная с 2014 года, ни одного такого прецедента не было. Что-то случилось с нашими премьерами, либо они потеряли политические амбиции, либо должность главы правительства стала такой проблемной, что после нее не до президентских амбиций.

Что интересно, трое бывших премьеров (П. Лазаренко, В. Янукович, Н. Азаров) сбежали за границу и имели проблемы с украинским правосудием. И это поучительный урок.

Премьеры, которые уходили на пенсию (В.Фокин, В. Масол) у нас были только в начале 1990-х. Вообще после Н. Азарова у нас не было премьеров пенсионного или предпенсионного возраста. Скорее наоборот, с 2014 года началась эпоха молодых руководителей правительства, некоторым из которых даже и 40 лет не было. Однако сначала это воспринимается как большое достижение, а потом становится жизненной и профессиональной драмой, когда недавний руководитель Кабинета министров внезапно превращается в молодого политического пенсионера.

Еще одна интересная тенденция — ни один из бывших премьер-министров не пошел в бизнес. Хотя у некоторых есть семейный бизнес (как у В. Гройсмана). При этом бывшие руководители правительства не похожи на людей с низким уровнем благосостояния. Возможно, это отражение специфики нашей политико-экономической ситуации, когда многое остается за кулисами.

Может, эту тенденцию сломает нынешний премьер-министр Украины Юлия Свириденко. Она выглядит скорее как менеджер-технократ, чем политик. И на данный момент она не является самостоятельной политической фигурой. Хотя, кто знает, что и как оно будет дальше. Однако риск превратиться в еще одного молодого политического пенсионера существует и для нее.

Оригинал

Текст публикуется с разрешения автора

Другие новости

Все новости