Что из примера Турции может взять Украина

Мнения

17 сентября, 15:27

Анатолий Амелин

Сооснователь и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future

Каждый раз вылетая из Стамбула, удивляюсь, как турки мудро и системно превратили свою страну в региональный логистический хаб.

Главное, что это не цель, а инструмент развития турецкой экономики через сумасшедшие инвестиции в инфраструктуру, развитие и обслуживание транзита, стимулирование внутреннего спроса и создание миллионов рабочих мест. И результаты впечатляют.

Сегодня Турция обрабатывает 450 млн тонн грузов через порты (рост на 7% в 2024 году по сравнению с предыдущим годом), с планами достичь 500 млн тонн к 2030-му. Пассажирский транзит вырос до 200 млн в 2024-м. Привлечено почти $200 млрд инвестиций.

Этот успех не случаен: это результат стратегической государственной политики, публично-частных партнерств (ПЧП) и амбициозного видения, которое может стать шаблоном для Украины в условиях войны и послевоенного восстановления.

Турецкая стратегия логистики основывается на уникальном географическом расположении страны — на пересечении Европы, Азии и Африки. Это позволяет сократить время доставки грузов по Среднему коридору (от Китая до Европы через Каспийское море) на 15−20 дней по сравнению с традиционными морскими маршрутами через Суэцкий канал.

Турецкая стратегия логистики основывается на расположении страны

Автором концепции является администрация президента Реджепа Тайипа Эрдогана и Партия справедливости и развития (АКП).

В 2010—2011 годах было объявлено Видение 2023 (к столетию Республики), а в 2022-м — Видение 2053, интегрированное в Двенадцатый план развития (2024−2028)

Цели стратегии амбициозны:

— Войти в топ-10 мировых экономик с ВВП в $1,5 трлн к 2028 году;

— Расширить сеть железных дорог до 28 590 км (с текущих 13 022 км);

— Увеличить количество портов с 217 до 255 и аэропортов — с 56 до 61;

— Поднять долю железнодорожных грузов с 5,08% до 21,93%.

Обновление 2025 года акцентирует «зеленую логистику» (снижение выбросов на 50% до 2053-го) и цифровизацию (ИИ в портах).

Определяющими факторами стали пандемия COVID-19 и война в Украине, усилившие роль Турции как альтернативы традиционным маршрутам. Поэтому объем трафика по Среднему коридору вырос на 20% в 2024-м.

Государство реализовало стратегию через прямые инвестиции, ППП и регуляторные реформы.

Ключевые проекты:

— Международный аэропорт Стамбула (глобальный хаб),

— Marmaray (подводный туннель),

— Канал Стамбула для разгрузки Босфора.

Модель ППП (Частно-публичное партнерство) охватывает 272 проекта на $63,8 млрд до 2024 года, из которых 70% - в транспорте.

В 2024-м запущен коридор Зангезур (с Азербайджаном, +10% трафика), а TCDD (государственная железная дорога) построила 19 логистических центров за +$2 млрд.

Такие вызовы, как инфляция (45% в 2024-м) и землетрясение 2023-го, замедлили 5% проектов, но общий прогресс — 70% к 2025-му.

Turkish Airlines (THY) — ключевой элемент, превращающий Турцию в авиационный хаб. Флот: 24 грузовых самолета в 2023-м, план — до 40 к 2028−2033; партнерства в Африке (60 направлений). THY поддерживает «логистическую супердержаву» через устойчивую авиацию (первая SAF-платформа 2023-го).

Стратегия также существенно повлияла на машиностроение, превратив Турцию в хаб для nearshoring и совместных предприятий (СП) с международными производителями.

Благодаря улучшенной логистике (ниже расходы на транспорт на 15−20%), экспорт машиностроительной продукции вырос до $21 млрд в 2023-м, с фокусом на автомобильную, авиационную и оборонную отрасли.

Это стимулировало открытие СП:

— Bosch и Siemens инвестировали в заводы в Стамбуле и Измире,

— Hyundai построил автосборочные линии в Кочеле,

— Airbus — центр для авиационных компонентов.

В целом логистика повысила конкурентоспособность машиностроения на 25% (за счет сокращения цепей поставок), создав 300 тыс. рабочих мест и привлекая $5 млрд прямых иностранных инвестиций в отрасль до 2024-го.

Турция сейчас — это 17-я экономика мира.

Что из примера Турции может взять Украина?

Для Украины, где война разрушила 30% инфраструктуры, турецкий опыт — это blueprint восстановления с четкими бенчмарками.

Рекомендации детализированы с учетом турецких показателей:

1. Стратегия вроде Видения 2053:

— Разработать национальный план Восстановление 2035 с фокусом на Западный коридор (интеграция с ЕС через Польшу и Турцию),

— Привлекая $50 млрд инвестиций через ППП, как в Турции,

— Начать с аудита портов Одессы и железной дороги, инвестируя $5 млрд в 2026—2027-м для сокращения времени транзита на 15%.

2. Льготы для инвесторов:

— Ввести налоговые льготы (80% скидка для логистики >50 млн грн),

— Гранты для зеленых проектов (до 20% от инвестиций) и региональные приоритеты (как регионы 1−6 в Турции), чтобы привлечь $5-$10 млрд ПИИ до 2030-го.

3. Роль авиации и машиностроения:

Развивать Национального авиаперевозчика и новые хабы (Львов, Одесса) по модели THY, с флотом для транзита +10% ежегодно, и стимулировать СП в машиностроении.

Бенчмарк: Турция открыла 50+ JV с Bosch/Siemens и другими, инвестировать $2 млрд в СП с европейскими фирмами, создавая 100 тыс. мест.

Турецкая логистика — это история успеха, где государство превратило географию в экономический двигатель, создав 2 млн рабочих мест, 12−15% ВВП и буст для машиностроения с JV на миллиарды.

Для Украины — это не просто пример, а насущная необходимость: адаптация модели с бенчмарками может ускорить восстановление, привлекая инвестиции и усилив транзитный потенциал.

Можно, конечно, откладывать эти планы и их обсуждение и подготовку на после войны, но мы знаем, что времени уже нет. И когда закончится война, то его будет еще меньше, а проблем больше.

Поэтому выбор за нами.

Оригинал

Текст опубликован с разрешения автора

Другие новости

Все новости