«Жучки» в туалете и болезнь королевы. 10 самых интересных фрагментов из мемуаров Бориса Джонсона, в которых он упоминает Украину, Трампа и Путина
Країни13 октября 2024, 10:10
Книга воспоминаний Джонсона называется Unleashed ["развязанный, освобожденный"], насчитывает 738 страниц и посвящена его жене Керри, вместе с которой они воспитывают троих детей, и памяти его матери Шарлотты.
Книга полна фирменной иронии Бориса Джонсона: от знаменитой фразы Hasta la vista, baby вместо эпиграфа до шутливых ремарок о многочисленных политических катаклизмах, которые ему пришлось пережить в разных политических ролях. Как пишет в своей рецензии на книгу Financial Times, даже название мемуаров — Unleashed — «несомненно, иронично, поскольку вся суть Джонсона заключается в том, что он никогда не признавал никаких „привязей“». А обозреватель The Telegraph называет книгу «несравненно более читабельной, чем стандартные политические мемуары».
Впрочем, британская пресса восприняла мемуары Джонсона прохладно: на родине политику без устали припоминают провальную реакцию на «патигейт» — ряд собраний и встреч, в том числе и по праздничным поводам, на Даунинг-стрит, 10 во время коронавирусного локдауна. Поэтому отсутствие прямых извинений за те события в книге снова возродило дискуссию вокруг этого вопроса.
Обозреватели The Guardian отмечают, что мемуары «пронизаны неточностями, мы этого ожидали», и добавляют: «Очевидно, Борис надеялся, что после написания этой книги страна, возможно, снова влюбится в него. Но если она [книга] что-то и возродит и восстановит, так это [ощущение] постоянного возмущения, которое уже было похоронено».
Однако для международной и украинской аудитории книга Бориса Джонсона содержит немало интересных воспоминаний и спровоцировала резонанс еще до официального выхода. NV собрал некоторые из самых интересных фрагментов мемуаров британского экс-премьера, которые были обнародованы в британских СМИ, и дополнительные комментарии Джонсона к этим эпизодам.
***
Рассказал о болезни королевы Елизаветы II и восхищался ее верностью долгу
В своей книге Джонсон утверждает, что у королевы Елизаветы II в конце жизни была диагностирована форма рака костей. Он вспоминает, как в последний раз виделся с монархом в конце своего премьерства в 2022 году, за два дня до смерти королевы.
«[На тот момент] я знал уже год или больше того, что у нее рак костей, и ее врачи переживали, что в любой момент ее состояние может резко ухудшиться», — вспоминает политик.
«Она казалась бледной и более сутулой, на руках и запястьях у нее были темные синяки, вероятно, от капельниц или инъекций», — отмечает Джонсон. В то же время он подчеркивает, что королева сохраняла острый ум и ясное сознание. «Ее разум — как говорил также [принц] Эдвард — был абсолютно не задет ее болезнью, и время от времени во время нашего разговора [за два дня до смерти] ее лицо все еще озаряла та невероятная блестящая улыбка во всей ее красе, способная внезапно поднять настроение».
При этом британская пресса подчеркивает, что такими рассказами о болезни королевы Борис Джонсон нарушил негласный кодекс молчания о личной жизни королевской семьи. До сих пор его придерживались другие экс-премьеры: если они и упоминали о контактах с королевой в своих воспоминаниях, то никогда не прибегали к разглашению столь чувствительных деталей.
В своей книге Джонсон также описал еженедельные аудиенции премьер-министра с монархом как «привилегию» и «бальзам».
«Она излучала такую этику служения, [такое] терпение и лидерство, что вы действительно чувствовали, что умрете за нее, если будет такая необходимость, — пишет Джонсон в мемуарах. — Вам нужен кто-то добрый и мудрый, который бы олицетворял все то, что есть хорошего в нашей стране. Она блестяще справилась с этой работой».
Пытался остановить Megxit — отъезд Гарри и Меган из Британии
В своей книге Джонсон рассказывает о своей встрече с принцем Гарри, к которому он обратился с «чем-то вроде вдохновенной речи для мужчин», пытаясь убедить его не покидать Британию вместе с Меган. При этом Букингемский дворец отрицает, что, как утверждает Джонсон в тексте, «они заставили меня попытаться убедить» принца.
Поэтому когда журналисты Telegraph в отдельном интервью о мемуарах уточнили у Джонсона, что же произошло на самом деле, тот подтвердил корректность версии королевской семьи. «Я не думаю, что они [Букингемский дворец] это сделали [настаивали на разговоре премьера с принцем]. Я просто встретился с ним [Гарри]. Это был [разговор] тет-а-тет в конференц-центре в Гринвиче», — пояснил политик.
«Я думаю, что это была моя собственная инициатива. Мне кажется, я решил — несколько в помпезной манере — что будет грустно, если мы потеряем его талант. Потому что я работал с ним и с Меган для мероприятия по продвижению женского образования, и они оба были блестящими», — вспоминает Джонсон.
«Так что, кажется, я сказал: „Слушайте, я хочу кое-что сказать принцу“. И тогда все остальные мгновенно исчезли. Моя попытка остановить Megxit не увенчалась успехом», — резюмировал Джонсон.
Не стал извиняться за «патигейт»
Более того, с ретроспективной точки зрения Джонсон даже фактически взял назад свои предыдущие попытки извинений за так называемый «патигейт» [partygate], который по крайней мере отчасти стал причиной его политического краха.
В книге экс-премьер пишет, что допустил «ошибку», принеся «серию довольно жалких извинений, хотя я даже ничего не знал о событиях, за которые извинялся». «Мое подхалимство лишь еще больше разозлило людей», — считает теперь Борис Джонсон.
Мог умереть, когда болел COVID-19
В своей книге Джонсон пишет, что мог бы умереть, болея СOVID-19, если бы не две медсестры, которые всю ночь работали в реанимационном отделении, чтобы отследить, достаточно ли ему кислорода.
Бывший премьер вспоминает, что в его случае картина заболевания COVID-19 дошла до такого состояния, когда врач сказал политику, что дальше дела могут пойти «в любую сторону» — либо к выздоровлению, либо же станет «внезапно и заметно хуже». После этого Джонсон был вынужден госпитализироваться.
Описывая свое состояние, политик пишет, что его изнуряла даже ходьба, что читать он не мог даже комиксы о Тинтине, что он «едва мог мыслить», а звуки музыки казались ему слишком резкими. Даже после выписки из больницы он все еще чувствовал себя «физически разбитым, как будто попал в автокатастрофу».
Джонсон также вспоминает, что когда он еще находился в больнице, то экс-президент США Дональд Трамп передал ему лекарства, которые на тот момент еще не были одобрены в Британии. «Я не осознавал этого, потому что изнемогал, но за судьбой премьер-министра Великобритании с восторгом наблюдали во всем мире. Снаружи [палаты] в коридорах больницы оказались представители фармацевтической промышленности США, посланные Дональдом Трампом, чтобы „оживить“ меня лекарствами, которые еще не были лицензированы или одобрены в Великобритании — хотя этих людей я никогда так и не видел», — пишет премьер.
Рассматривал возможность рейда в Нидерланды во время пандемии
Во время пандемии коронавируса около пяти миллионов доз вакцины AstraZeneca «застряли» на складах в нидерландском городе Лейден, ожидая оформления экспорта в Великобританию — поскольку после Brexit эти процедуры существенно усложнились. Однако Джонсон, недовольный задержками, считал эту партию вакцин «похищенной» и интересовался возможностью организовать рейд на склады в Лейдене — что было бы равнозначно вторжению на территорию союзника по НАТО, как отмечает издание Times в своем обзоре книги Unleashed.
Речь шла о сценарии, при котором британские войска использовали бы надувные лодки в сети каналов в Нидерландах, чтобы проникнуть на необходимый склад с вакцинами. Впрочем, как отмечает The Guardian, после публикации этого фрагмента мемуаров министры из правительства Джонсона поставили под сомнение реальность дискуссий о таком плане. А некоторые из них предположили, что он, возможно, не более чем шутил о такой операции только для того, чтобы позже включить ее в свою книгу воспоминаний.
Идея такого рейда так и не была реализована — хотя Джонсон упоминает в книге, что после двух месяцев «бесполезных переговоров» он пришел к выводу, что ЕС якобы относится к Соединенному Королевству с «преднамеренной злостью», поскольку Великобритания быстрее вакцинирует свое население. Злосчастную партию вакцин страна так и не получила, а Джонсон упоминает в книге, как его до сих пор «бесит» осознание того, что Евросоюз, мол, «скорее предпочел позволить британцам умереть, чем признать возможность того, что Brexit может иметь положительные стороны [из-за более быстрой организации вакцинации]».
Остался верным сторонником Brexit и рассказал об эмоциональных дискуссиях с Камероном
Борис Джонсон утверждает, что Дэвид Камерон, тогдашний премьер-министр Великобритании и глава правительства консерваторов, пытался убедить его в необходимости выступить против Brexit и поддержать сохранение британского членства в ЕС.
По словам Джонсона, Камерон предлагал ему одну из самых высоких должностей в правительстве в кабинете в обмен на поддержку кампании Remain (против Brexit).
Когда же Джонсон сказал премьеру, что склоняется к тому, чтобы проголосовать за выход Британии из ЕС, то Камерон якобы ответил: «Если ты это сделаешь, я буду е*ать тебя до конца жизни» [I will f*** you up for ever]. Эту цитату, приведенную в книге, Камерон пока никак не комментировал.
В мемуарах Джонсон дает понять, что не пожалел о своем решении поддержать Brexit: «Это был момент истины. Великобритания больше никогда бы не имела шанса быть свободной, быть действительно демократической, создавать собственные законы», — убежден он.
Нашел «жучок» для прослушивания в туалете после визита Нетаньяху
Джонсон утверждает, что после визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в британское Министерство иностранных дел там было найдено подслушивающее устройство.
Экс-премьер рассказывает, как Нетаньяху воспользовался туалетной комнатой, предназначенной для министра иностранных дел Соединенного Королевства. «Это может быть совпадением, а может и нет, но мне сказали, что позже, когда они проводили регулярную проверку на наличие „жучков“, то нашли подслушивающее устройство», — пишет Джонсон.
Сравнивал мировых лидеров с героями книг для подростков
Вспоминая в мемуарах о саммите G7 в британском Карбис-Бей (2001), Борис Джонсон сравнил лидеров стран Большой семерки с персонажами-школьницами из серии подростковых романов Malory Towers авторства Энид Блайтон. В этих книгах речь идет об ученицах закрытой женской школы — Джонсон провел аналогии между их прибытием на новый учебный год и приездом лидеров самых влиятельных стран мира в Британию.
«Острая на язык девушка, известная своим язвительным чувством юмора», — так Джонсон назвал тогдашнего канцлера ФРГ Ангелу Меркель. Канадский премьер Джастин Трюдо, по его мнению — это «спортивная девушка, которая настаивает на купании в свежем Атлантическом океане». Ученица по обмену из Франции, «миниатюрная, нежная и обеспокоенная тем, что у нее на носу могут появиться веснушки» — президент Франции Эммануэль Макрон.
Однако «главная школьная сенсация» — новая девушка, которая приезжает на «самой большой и более шикарной машине, чем у всех остальных, с багажом с монограммами и теннисной ракеткой из Harrods (лондонский универмаг и один из крупнейших и самых известных магазинов мира — ред)». Такую характеристику-аналогию Джонсон подобрал для президента США Джо Байдена.
Причем тот якобы не упустил возможности пофлиртовать с Керри — новоиспеченной женой Джонсона. «Почему бы нам с вами не пойти на пляж и не оставить этого парня здесь?», — якобы сказал Байден, когда его представили жене Джонсона.
В ответ на вопрос журналиста The Telegraph — что в описанном эпизоде из мемуаров чувствовал сам Джонсон — бывший британский премьер-министр был весьма дипломатичен.
«У меня были прекрасные отношения с Джо Байденом, и я уделил ему много времени. Я считаю его настоящим атлантистом и старомодным демократом», — сказал экс-премьер Британии.
Самого же себя Борис Джонсон сравнил с «директрисой со стальным взглядом, мисс Грейлинг» из персонажей Malory Towers.
Описал угрозы Путина ядерным оружием еще до его вторжения в Украину
В мемуарах Борис Джонсон рассказывает, как на посту главы британского правительства пытался отговорить российского диктатора Владимира Путина от полномасштабного вторжения в Украину.
Джонсон пишет, что в ответ Путин выражал обеспокоенность якобы риском запуска ракет НАТО по Москве.
«Никто не предлагал разместить ракеты НАТО на украинской земле, — напоминает экс-премьер Британии. — Но Путин постоянно возвращался к этому вопросу. По его словам, понадобилось бы немного времени, чтобы ракета, запущенная из Украины, поразила Москву».
Как вспоминает Джонсон, в определенный момент этих разговоров Путин озвучил «своего рода жутковато-шуточную ремарку о риске просчета — непреднамеренного обмена ядерными ударами между Россией и НАТО». То есть российский диктатор фактически угрожал ядерным ударом.
По словам Джонсона, Путин тогда сказал: «Я бы не хотел причинить тебе вред, Борис».
«Это замечание Кремль позже опроверг. Никогда не верьте ничему, что говорит Москва, пока это не будет официально опровергнуто», — саркастически добавляет Джонсон в своих мемуарах.
Убежден, что Путин бы не решился на вторжение в Украину при президентстве Трампа
Такое мнение Борис Джонсон высказал в интервью Telegraph, обсуждая свои мемуары и события прошлых лет. По его мнению, в повторяющихся хвастливых словах Дональда Трампа о том, что Владимир Путин не напал бы на Украину при его президентстве, есть доля правды.
«Одним из преимуществ Трампа является его абсолютная непредсказуемость. Это одна из причин, почему я вижу, как контрастирует то, как он на самом деле вел себя в иностранных делах, с тем, что люди говорят о нем», — заявил Джонсон.
«Он выдворил 60 российских шпионов [после попытки отравления Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери]. Он был гораздо жестче в вопросе Сирии, чем администрации демократов. Он был более жестким в отношении КСИР [Корпуса стражей Иранской революции], а затем передал украинцам ракеты Javelin», — аргументировал свое мнение британский экс-премьер.
Когда же журналисты поинтересовались мнением Джонсона, означает ли это, что Украине не стоит опасаться возможного президентства Трампа, британский политик ответил: «Очень, очень важно, чтобы мы понимали, что борьба Украины является абсолютно экзистенциальной [борьбой] за свободу и демократию в Европе, и если Украина падет, это будет абсолютная катастрофа. И он [Трамп] это понимает, — убежден Борис Джонсон, — Я не думаю, что он захочет войти в историю как парень, который начал свой второй президентский срок не тем, что сделал Америку великой, а тем, что сделал Советский Союз снова великим».
А в ответ на вопрос о том, когда он в последний раз разговаривал с Трампом, Джонсон сказал: «Совсем недавно». С президентом Украины Владимиром Зеленским — «также совсем недавно», заявил экс-премьер.