NV Премиум

Маневры воздушных сил. Какая опасность поджидает F-16 в Украине

Мнения

20 мая 2024, 23:20

Валерий Романенко

Авиаэксперт, ведущий научный сотрудник НАУ

С какими сложностями столкнулись воздушные силы в уничтожении ПВО противника

Относительно выводов Defense Express о том, что РФ готовит очередную массовую атаку по территории Украины. Спутниковые снимки показывают, что Россия перебросила треть своих стратегических бомбардировщиков — и Ту-95, и Ту-22М3 на аэродром Оленья. Поэтому предполагают, что для этого и перебросила. На самом деле, здесь очень простая ситуация. Ту-95 — это стратегический бомбардировщик, тяжелый самолет, он требует длинной взлетно-посадочной полосы. В России таких взлетно-посадочных полос осталось или Энгельс, или Дягилево, или Рязань. Дягилево и Рязань — в досягаемости украинских беспилотников без проблем. Так что остаются либо дальний восток — Черниговка, это на границе с Китаем где-то на Амуре, либо Оленья. Ну вот и весь выбор.

По Энгельсу мы доставали, по Оленье еще не доставали. Поэтому россияне вынуждены этот полк, который базировался на Энгельсе, после нескольких ударов украинскими беспилотниками, часть этих Ту-95 перебросить на Дальний Восток, а основную часть перебросили в Оленью. Потому что там базировался полк на Ту-22, и там действительно осталась старая длинная взлетно-посадочная полоса. Ну и несколько машин, требующих ремонта или сложного обслуживания, буквально 2−3 машины, остались на авиабазе Энгельс.

Управляемые авиабомбы западного образца — JDAM-ER были использованы, как предполагает то же самое издание Defense Express, для удара по опорному пункту оккупантов в больнице Волчанска.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Здесь ситуация такова. Мы действительно уничтожили, но это не опорный пункт, а это место, куда собирали штурмовые подразделения, но при этом мы потеряли истребитель Су-27 и подполковника Дениса Василюка. То есть, несмотря на хорошие результаты, для нас использование крылатых бомб с наших самолетов очень опасно. И такие операции нужно тщательно готовить, просматривать, нет ли в этом районе российских истребителей. Потому что россияне на своих пабликах пишут, что Дениса сбил российский Су-35 ракетой Р-37. Это такая ракета, которая запускается с такого большого расстояния, что наши самолеты даже не чувствуют облучения вражеского радара, который наводит эту ракету. Она имеет дальность до 300 км. То есть существует большая опасность применения наших воздушных сил для ударов по наземным целям. Так что на мой взгляд, здесь лучше применять все-таки бомбу GLSDB, запускаемую из наземных пусковых установок. Но и здесь, к сожалению, проблема, потому что мы получили их недоработанными. И сейчас временно сняли с вооружения. Там просто не отделяется ракетный двигатель тогда, когда он должен отделиться. Не проблема с GPS-наведением.

При этом мы потеряли истребитель Су-27 и подполковника

А что касается GPS-наведения, то россияне в значительной степени прикрывают свои подразделения. Но сами понимаете, по всему фронту у них не хватает таких систем. К тому, что долгое время системы постановки помех были приоритетными целями для наших вооруженных сил. Их уничтожали все — и авиация, и артиллерия, и сухопутные войска, и дроны. В зависимости от уровня системы постановки помех.

В издании Business Insider появилась статья, что воздушные силы Украины перенимают тактику военно-воздушных сил США времен войны во Вьетнаме. Это основная тактика прорыва эшелонированной противовоздушной обороны, которая применяется НАТО. Россияне так и не смогли отработать нормально эту тактику, поэтому они не способны были прорвать даже нашу противовоздушную оборону, которая не имеет ни летающих радаров, ни достаточного количества зенитно-ракетных комплексов. Россияне здесь беспомощны. SEAD — это «Suppression Enemy Air Defense» — подавление вражеской противовоздушной обороны. А Wild weasel — «Дикая ласка» — это название и операций, и название специальных подразделений. Но одних ракет Harm для проведения украинцами операции Wild weasel недостаточно. Надо, чтобы были специализированные самолеты со специализированной аппаратурой, которая, во-первых, обеспечит неуязвимость собственного самолета. Она поставит достаточно эффективные радиопомехи, чтобы вражеские ракеты не могли в него попасть, или чтобы вражеский радар их не видел. Для чего это делается? Потому что ракета Harm имеет дальность 111 километров, а как я сказал, истребители Су-35 или МиГ-31 выпускают ракеты Р-37, дальность которых 300 км. Поэтому применять Harm в таких условиях опасно. Да и наземные системы С-400, дальность которых от 200 км, тоже представляют опасность для наших самолетов.

Поэтому, если мы получим к F-16, например, хотя бы станции, скажем так, 213-е станции, которые резко повышают эффективность этих ракет Harm, то еще можем пробовать, тщательно готовя операции, как-то уничтожить вражескую противовоздушную оборону. Потому что сейчас фактически что происходит? Самолет подлетает, как только начинает работать вражеский радар, туда и летит ракета Harm, но если радар выключается, эта ракета просто летит в том направлении. А при наличии специальной аппаратуры все время работы радара, даже если бы он менял частоту, его бы отслеживали и ракета получала бы точно целеуказание. И поэтому она четко поражала бы этот радар. К сожалению, для полноценного проведения операций Wild weasel, хотя бы на уровне Вьетнама, у нас тоже нет таких пока возможностей.

Полную версию интервью с Валерием Романенко слушайте на Radio NV

Другие новости

Все новости