Бизнес. ВДНГ по-новому

Выставка вдохновений

19 июля, 2016
Столичная ВДНГ из совкового предприятия превращается в успешную площадку для отдыха

За год руководства новой команды столичный экспоцентр из совкового убыточного предприятия превратился в успешную площадку для развлечений, отдыха и спорта

 

Галина Корба

 

 

Самые революционные изменения в Киеве сегодня происходят не на Грушевского или Банковой, а в районе Голосеево, где расположен комплекс Экспоцентр Украины — бывшая советская выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). Всего за год это замшелое совковое госпредприятие получило новое название — ВДНГ — и без миллионных бюджетных вливаний превратилось в нечто динамичное и прогрессивное. Все, что нужно было для успеха,— полная перезагрузка руководства: на ВДНГ пришла новая команда во главе с новым же гендиректором — шоуменом и бизнесменом Максимом Бахматовым.

“Мы показали: когда небольшая команда заходит на предприятие, неважно, в каком оно состоянии,— за год можно показать классный результат и сделать кейс, который будет вдохновляющим для большинства украинцев”,— говорит моложавый и веселый гендиректор, колеся на велосипеде по аллеям комплекса.

Он крутит педали, общается с НВ, приветствует сотрудников и описывает историю здешних павильонов. “Все это возвели здесь за 10 лет [с 1949‑го по лето 1958‑го] в едином стиле. Построить такое в нашей стране сейчас достаточно проблематично,— рассуждает Бахматов.— На данном этапе мы должны наполнить все это новым смыслом”.

Уже кое‑чем наполнили: здесь появились инновационные хабы для бизнеса и студентов, бассейн, концертная площадка, контактный зоопарк. В планах — летний кинотеатр и множество других объектов.

В итоге впервые за период независимости убыточное предприятие закончило 2015‑й с прибылью — 965 тыс. грн.

Под различные проекты Бахматов и Ко завели в комплекс более 120 млн грн, создали 500 рабочих мест и уплатили государству 9 млн грн налогов. Ну и сотрудники — а их здесь около 200 — наконец‑то стали получать больше: их зарплата выросла на 40 %, до 10–12 тыс. грн.

А дальше, как повествует человек на велосипеде, на месте советского выставочного центра возникнет культурный, спортивный и интеллектуальный центр.

“Это место должно стать актуальным для города, страны и, в идеале, для Восточной Европы на ближайшие 30–40 лет. Потому что только в таких промежутках развиваются столь масштабные проекты”,— это говорит уже другой Максим — Яковер, директор по развитию комплекса. В прошлом он основывал проект Часопис — один из самых успешных коворкингов в Киеве.

 


ЗОНА ОТДЫХА: Летом на территории бывшей советской выставки открылся общедоступный бассейн


Страна ВДНГ

Когда новая команда только пришла на ВДНГ — а это пятый по величине экспоцентр в мире, размером с половину Трускавца,— объем предстоящих работ выглядел почти неподъемным. Запущенная территория в 286 га, 180 зданий, из которых 22 — памятники архитектуры, 20 млн грн долгов, судебные дела, арестованные счета, отсутствие отопления и даже общественных туалетов.

Большую часть проблем решили в первые несколько месяцев. А все благодаря активному продвижению новых форматов работы Экспоцентра.

Бахматов со товарищи запустили на его территории сразу несколько успешных проектов.

Самыми нашумевшими стали культурно-развлекательные действа, подготовленные в партнерстве с компанией StarLight Entertainment — подразделением медиагруппы StarLightMedia, принадлежащей Виктору Пинчуку, которая отвечает за подготовку концертов, театральных представлений и развлекательных программ.

Первой ступенью к успеху стал совместный со StarLight проект Зимова країна: на ВДНГ устроили ледовый городок с горками, катками, собачьими упряжками и даже резиденцией Деда Мороза. За четыре месяца вся эта зимняя тема собрала 300 тыс. посетителей, хотя обычно в холодную пору экспоцентр практически вымирал. В рамках проекта StarLight Entertainment также подготовила шоу Вартові мрій и оборудовала под него целый концерт-холл на базе трех павильонов. “На реализацию шоу был направлен впечатляющий бюджет,— рассказывает Евгений Мушкин, руководитель StarLight Entertainment.— Вартові мрій посмотрели десятки тысяч людей, и проект окупился за один сезон. Это не просто очень хороший показатель, это невероятно”.

У нас первичным будет контент. А заполним мы те павильоны, что есть
Максим Яковер,
директор по развитию ВДНГ

В компании настолько вдохновились успехом, что уже хотят создавать примерно по три подобных проекта в год. Следующий — Дім таємничих пригод — стартует уже осенью.

А в мае 2016‑го ВДНГ и StarLight запустили развлекательное действо, которое станет постоянно действующим,— Країна розваг. Это около двух десятков точек: музей песчаных скульптур, парк качелей, контактный зоопарк с кроликами, енотами и кенгуру, зоны квестов для детей и взрослых, прокат велосипедов и роликов, а также 25‑метровый открытый бассейн. Организаторы обещают варьировать активности в зависимости от времени года и наращивать их число. “О результатах говорить пока рано,— объясняет Мушкин.— Но за лето мы ожидаем не менее 1,5 млн посетителей”.

Кроме того, новая команда ВДНГ активно разрабатывает фестивальную тему. В июле здесь прошел один из самых масштабных музыкальных фестивалей Украины — Atlas Weekend, в котором приняло участие около 130 исполнителей, их прослушали 80 тыс. зрителей. Дальше будет фестиваль вина и другие мероприятия.

А еще у команды есть идея заполучить песенный конкурс Евровидение-2017. “Мы подали заявку, у нас есть план. Это несколько амбициозно, но я считаю, что мы в состоянии сделать это на уровне с Львовом, Одессой и Днепром”,— говорит Бахматов. Он понимает: придется тратить деньги. Но обещает делать это максимально открыто и публично.

В старых павильонах и на тенистых аллеях будет не только греметь музыка. С августа на ВДНГ запустят спортхаб под названием Go.Live.Love/VDNH. Для желающих бегать, плавать или играть в спортивные игры построят раздевалки, душевые. Появится лекционная площадка для спортсменов и школа правильного бега.

В этом году бывшей советской выставке предстоит пережить и другие масштабные преобразования, но уже не столь очевидные для посетителей: систему отопления изменят в корне, перейдя с газа на твердое топливо. Это значительно дешевле и эффективнее, тем более что на огромной лесопарковой территории комплекса много собственной биомассы, которую нужно лишь собрать и переработать. Чтобы сэкономить на электроэнергии, здесь планируют поэкспериментировать и с солнечными батареями. Если получится, по ночам ВДНГ будет освещаться “за свои”.

фото

УДАРИЛ ВЕЛОПРОБЕГОМ ПО РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ: Шоумен Максим Бахматов получил в свои руки Экспоцентр год назад. И вдохнул в него новую жизнь

Убежище инноваций

За развлечениями и концертами Бахматов обещает не забыть о первоначальной идее выставки. Поэтому он готов превратить ВДНГ и в интеллектуальный центр Киева.

Пока при поддержке частных компаний ряд павильонов комплекса уже переоборудовали под коворкинговые пространства. Одним из первых стал телеком-акселератор ВДНГ-TECh — при поддержке компании Киевстар десять отобранных команд проходят там обучение и занимаются разработками.

Следующий на очереди — AgroHub для аграрного бизнеса.

Идея в том, чтобы создать экосистему, где было бы все необходимое для развития бизнеса, поясняет Юлия Порошенко, одна из идеологов проекта и невестка президента Украины. “Мы привлекаем большие корпорации, предпринимателей-инноваторов, академии и научные институты, а затем обеспечиваем взаимодействие, чтобы на стыке появлялись классные продукты”,— говорит она. В итоге большие корпорации получают возможность найти таланты, а молодые стартапы, которые придут в акселератор, смогут опробовать свои идеи на практике и даже найти первых клиентов. Тем более что полных идей молодых людей в округе в избытке, ведь ВДНГ находится возле студенческого городка Киевского университета им. Шевченко.

 

НОВОЕ КАЧЕСТВО: Юлия Порошенко намерена сделать ВДНГ
еще и бизнес-акселератором, развивая там телеком- и агронаправление

 

В будущем несколько коворкинговых объектов должны разрастись, по задумке команды ВДНГ, до настоящего технопарка. Но в ближайшие годы о крупном строительстве речь не идет. “Мы не планируем в ближайшие 3–5 лет строить офисные здания на 150 тыс. кв. м, как делают технопарки по всему миру,— поясняет Яковер.— Они строят офисные здания, а потом ждут, пока они заполнятся. У нас первичным будет контент. А заполним мы те павильоны, которые есть”.

Директор по развитию замахнулся бы сразу и на большее, но у ВДНГ недостаточно денег. А еще мешает законодательство, согласно которому комплекс — исключительный объект, который не сдашь в аренду и не приватизируешь. “Территорию выставки когда‑то очень хорошо защитили. Это позволило комплексу дожить до 2016‑го так, что его почти не разворовали”,— говорит Бахматов. Он уверен, что это здорово. Но подобная законодательная защита теперь не дает возможности построить здесь большие объекты.

В ближайшее время руководители выставки презентуют концепцию развития комплекса. Цель — утвердить ее на госуровне и добиться частичных изменений в законодательство. Тогда можно будет приступать к радикальным изменениям. А под них привлечь масштабные и долгосрочные инвестиции.

Яковер рассказывает, что сделать классный парк — это их амбициозная мечта. Но по мировым меркам на это нужно от € 20 млн. “Парк — это не монетизируемая активность,— говорит он.— Придется найти, кто за это заплатит”.

 

 

 

Материал опубликован в НВ №25 от 15 июля 2016 года

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев