Молодая культура

Непуганое поколение

26 марта, 2015
НВ представляет топ-10 успешных людей украинской культуры в возрасте до 30 лет

Принято считать, что дела с культурой в Украине обстоят не лучшим образом. До сих пор страна так и не обзавелась системной политикой, которая бы стимулировала к созданию конкурентоспособного культурного продукта. А представителей бизнеса, едва начинающих понимать важность поддержки креативной среды, регулярно останавливают экономические кризисы.

Тем не менее в стране немало людей, которые создают уникальный культурный пласт, способный воодушевить Украину и заинтересовать мир. Более того, уже выросло и творит поколение музыкантов, художников, актеров и литераторов, которых никогда не сдерживали рамки соцреализма, а постсоветские шоры власти они попросту не замечали.

Это прагматики, не ждущие милости от государства и способные самостоятельно найти деньги на свои проекты. Они не откладывают идеи на завтра, а реализуют их здесь и сейчас. Они рождены свободными и легко ломают любые рамки, меняют стандарты и открывают границы. Им чужда псевдокультурная шароварщина — они создают культуру, понятную и интересную миру.

Посоветовавшись с экспертами, НВ составило десятку самых ярких соотечественников, которым едва исполнилось 30. Уже сегодня они являются неотъемлемой частью современной украинской культуры и будут формировать ее лицо завтра.

Тему подготовила Оксана Мамченкова

Фото: Александр Медведев / НВ, Наталья Кравчук / НВ, Юрий Дячишин, Ivan Dorn via Facebook, DR

Список экспертов

Ольга Балашова — арт-критик, преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры;

Олег Вергелис — театральный критик, редактор рубрики культура газеты Зеркало недели;

Сергей Кейн — критик, главный редактор сайта Comma;

Любовь Морозова — музыкальный критик;

Ирина Славинская — литературный обозреватель сайта Украинская правда и журнала Шо, журналист Громадського радіо;

Влад Фисун — диджей, ведущий радио Аристократы;

Олена Червоник — куратор фонда Изоляция, искусствовед.

Сооснователи концертного агентства Ухо

Александра Андрусик, 30 лет  

Евгений Шимальский, 33 года 

История концертного агентства Ухо, на протяжении трех лет привозящего в Украину лучших мировых исполнителей современной академической и импровизационной музыки, уникальна не только по меркам Украины, но и Европы. Александра Андрусик и Евгений Шимальский, движимые желанием сделать любимую музыку ближе для украинского слушателя, организовали первую серию концертов в Киеве в 2012‑м.

С тех пор на их приглашения выступить в Украине откликнулись более 60 именитых и культовых музыкантов со всего мира. Наиболее громкими событиями стали выступления обладателей многочисленных Грэмми американцев Kronos Quartet и датчан Ars Nova Copenhagen.

“Мы занимаемся тем, у чего изначально здесь не было аудитории, почти не было прессы и было мало исполнителей,— говорит Андрусик.— Это ситуация, когда ты должен создать вокруг себя среду”.

Первые программы концертов новой музыки Уха состоялись в рамках масштабной ярмарки Книжный арсенал и фестиваля Гогольfest, основанного режиссером Владом Троицким. Три года спустя по уровню приглашенных звезд портфолио агентства сравнимо лишь с несколькими подобными организациями Парижа, Лондона и Берлина.

Семейный подряд основателей проекта никогда не испытывал трудностей с приглашенными артистами. Музыкантов подкупал нескрываемый личный интерес организаторов к их творчеству, не свойственный европейским коллегам Уха.

Гораздо сложней обстоят дела с финансовой стороной вопроса. “Каждое событие требует максимального напряжения сил”,— признается Андрусик.

Привозить современную классику в разы дешевле, чем аналогичного уровня звезд поп-сцены, но и аудитория, заинтересованная в такой музыке в Украине, как, впрочем, и на Западе, значительно меньше. Выручают гранты, а также поддержка спонсоров и партнеров.

Катерина Бабкина, 29 лет

Поэтесса, писательница, сценарист, соосновательница фестиваля документального театра Документ

Когда в детстве уроженка Ивано-Франковска Катерина Бабкина мечтала о будущем, она не знала, кем хотела бы стать. Но собственная взрослая жизнь всегда представлялась ей полной выступлений, аплодисментов и путешествий. К 29 годам она сделала все, чтобы реальность походила на детскую фантазию. Теперь Бабкина — популярный автор, поэтические чтения которой собирают полные залы, и драматург, чьему спектаклю Гамлет. Вавилон уже аплодировали Женева и Киев. Ее жизнь разделена между образовательными и благотворительными проектами и поездками на книжные фестивали в Украине и за рубежом.

В сумме Бабкина написала три поэтических сборника, роман и книгу рассказов. Ее стихи переведены на пять языков, в частности английский, немецкий и шведский. А в прошлом году львовское Видавництво Старого Лева выпустило первую детскую книгу писательницы Тыквенный год — о жителях одной городской усадьбы, среди которых не только люди, но также птицы, животные, игрушки и овощи.

Значительную часть жизни Бабкиной занимает театр. На протяжении трех лет вместе с единомышленниками она проводит в Киеве театральный фестиваль Документ. Его идея родилась из собственной неудовлетворенности тем театральным продуктом, который доступен украинцам. А еще из желания привезти в Украину уникальный берлинский театр Rimini Protokoll, на счету которого множество престижных международных наград. Теперь на фестивале ежегодно собираются десятки украинских и зарубежных авторов документальных спектаклей, чтобы пообщаться между собой и заодно показать свои произведения зрителям.

На вопрос о том, сколько денег ей необходимо для комфортной жизни, Бабкина не задумываясь отвечает — несколько миллионов. Объясняет, что в ее понимание комфорта входит знание того, что украинские военные в зоне АТО имеют все необходимое, а тяжелобольные дети получают сполна медицинскую помощь. Поэтому многие проекты писательницы имеют благотворительную составляющую. Например, она курирует цикл мероприятий Вірші вночі, в рамках которого известные люди и поэты читают стихи, собирая деньги для благотворительного фонда Таблеточки. Этому же фонду Бабкина перечисляет часть денег от продаж своей детской книги.

Иван Дорн, 26 лет
Иван Дорн, 26 лет

Музыкант, исполнитель

Иван Дорн — самый успешный молодой поп-исполнитель страны, музыка которого одинаково нравится и профессионалам, и публике. Причем его популярность перешагнула границы: украинца слушают во многих странах, составлявших прежде СССР. Российская пресса называет его музыкантом, изменившим общую картину в местной поп-музыке. А отечественные эксперты связывают с Дорном начало качественно новой поп-сцены в стране.

Его песни называют слишком смелыми, альбомы — сложными. Тем не менее на недавний тур артиста в поддержку пластинки Randorn билеты были раскуплены задолго до его старта.

Сольную карьеру Дорн начал в 2010‑м. Перед этим были попытки пробиться на российскую Фабрику звезд, работа ведущим на украинском телевидении и участие в поп-проекте Пара нормальных. Каждый из этапов музыкант рассматривал как возможность приблизиться к мечте — сочинять и петь собственные песни.

С первых самостоятельных шагов в шоу-бизнесе Дорну сопутствовал успех. Дебютный альбом 2012 года Co’N’Dorn принес множество номинаций и наград главных музыкальных премий Украины и России. Выпущенная в прошлом году пластинка Randorn утвердила его в статусе главного новатора в массовой музыке постсоветского пространства.

Особенностью музыканта называют умение создавать песни, аккумулирующие лучшие достижения западной электронной музыки последних десятилетий. Его тексты просты и цепки, а рифмы часто неожиданны. При этом исполнитель не заигрывает с публикой и не стремится ей угодить. К примеру, для второго альбома он принципиально не писал песен о любви, зато нафаршировал его смесью стилей от синти-попа и хауса до фанка и рока.

“Рецепт хорошей музыки — это когда ты пишешь ее, ориентируясь на себя, а не на кого‑то”,— уверен Дорн.

Ната Жижченко, 29 лет
Ната Жижченко, 29 лет
Музыкант, лидер проекта ONUKA

Когда Нате Жижченко было четыре года, ее дедушка, выдающийся мастер народных инструментов, сделал для нее первую сопилку. Четверть века спустя она основала группу ONUKA — сегодня один из самых востребованных молодых коллективов украинского шоу-бизнеса, музыка которого соединяет тепло народных инструментов с холодными звуками синтезаторов. В название нового детища благодарная внучка вынесла посвящение деду.

Жижченко, сочиняющая музыку и песни на английском и украинском языках, убеждена, что ее судьба была предопределена с детства. “Вокруг постоянно были разговоры о музыке. У меня просто не было шанса стать кем‑то другим”,— признается исполнительница.

Когда ей исполнилось 17, старший брат заинтересовал модной электроникой и позвал в свою группу Tomato Jaws. В этом трио, игравшем на стыке даунтемпо и хауса, Жижченко выпустила четыре альбома на престижных лейблах и объездила с гастролями Украину и ближнее зарубежье.

В 2013‑м она решила изменить жизнь — Tomato Jaws прекратили существование на пике успеха, а Жижченко взялась экспериментировать с этникой. За полтора года существования ONUKA выпустила дебютный альбом, названный многими критиками одним из лучших в 2014‑м, сыграла несколько аншлаговых концертов, а теперь готовится к летнему фестивальному сезону в Европе.

Ее альбом, в электронную канву которого вплетены непривычные для зарубежного слушателя трембита, сопилка и бандура, уже вызвал интерес на Западе. Подтверждение тому — сингл Zavtra, вышедший на американском лейбле Most Addictive Records.

“Хочется стать проектом с международной гастрольной деятельностью. За границей хочется выступать не для диаспоры”,— формулирует свою цель Жижченко.

Жирков
Стас Жирков, 28 лет

Театральный режиссер, художественный руководитель киевского театра Золотые ворота

В тесном холле небольшого театра, расположенного в центре столицы, светло и людно. Едва ли не с порога зрителей встречает энергичный молодой человек. Он по‑хозяйски приветствует гостей, дает четкие указания коллегам и помогает сориентироваться в зрительном зале. Это Стас Жирков — успешный режиссер и самый молодой художественный руководитель столичной театральной сцены.

Полгода назад он возглавил муниципальный театр Золотые ворота. За это время практически без бюджета и постоянной площадки он наполнил репертуар театра шестью новыми постановками, а к концу сезона планирует довести эту цифру до десяти. Сегодня он гордится главной театральной премией Украины — Киевской пекторалью, полученной за лучший режиссерский дебют 2011 года, а также восемью своими спектаклями, поставленными на разных сценах, среди которых Молодой театр и Драматический театр им. Франко.

Под брендом Золотые ворота Жирков собирает актуальные спектакли молодых коллег. Задача амбициозного худрука — сделать возглавляемый им театр серьезной силой на поле боя за украинского зрителя.

Один из главных его козырей — непривычный для Украины подход к театру. Режиссер стремится лишить украинскую сцену пафоса и напыщенности. “Театр должен перестать делать вид, что он так важен,— считает Жирков.— Он должен быть более искренним по отношению к зрителю, ближе, проще, легче”. Режиссер четко формулирует главную функцию театрального искусства — располагать к диалогу.

Поставленная Жирковым комедия Нужны лжецы! с именитыми актерами вроде Алексея Вертинского и Тамары Яценко стала одной из наиболее кассовых в репертуаре столичного Молодого театра.

Среди прочих представителей театральной среды Жиркова отличают легкость и прагматизм по отношению к профессии. Он с улыбкой говорит о зарплате в 2.300 грн и не скрывает, что содержать семью может только благодаря работе организатором мероприятий. При этом, рассуждая о театре, чаще других произносит слово кайф.

Творческая мастерская Аґрафка (дизайн книг)

Андрей Лесив, 30 лет

Романа Романишин, 30 лет

С недавних пор западноукраинский диалектизм аґрафка знают далеко за пределами страны. Пять лет назад львовяне Андрей Лесив и Романа Романишин выбрали это слово, обозначающее шпильку для волос, в качестве названия своей мастерской дизайна и иллюстрации. Сегодня в активе семьи художников 13 оформленных книг, десятки обложек, внушительная история участия в зарубежных выставках и несколько престижных международных наград.

Среди громких достижений — две премии детской книжной ярмарки в Болонье, которую называют книжным Оскаром. В прошлом году жюри ярмарки отметило их книгу Звезды и маковые зернышки о девочке Доре, которая любит считать. Ее переиздали в Польше, Франции, Аргентине и Южной Корее, а теперь готовят к выпуску в Китае.

В нынешнем году аналогичного внимания в Болонье удостоилась Война, которая изменила Рондо. Это история о городе, жители которого не были готовы к войне, но совместными усилиями ее остановили. Для обеих книг львовские художники не только нарисовали иллюстрации, но также написали тексты.

Лесив и Романишин вместе уже десять лет. Столько же насчитывает иллюстраторский стаж этих выпускников Львовской национальной академии искусств. Хотя, поступая в вуз, никто из них не планировал заниматься иллюстрацией — Лесив изучал реставрацию произведений искусства, а Романишин увлекалась художественным стеклом.

Знаковым событием для тандема стала поездка в 2010 году в Краков на учебу по стипендии Gaude Polonia. По возращении с учебы на кафедре книжного проектирования местной академии искусств львовяне придумали для себя название, создали сайт и выпустили свою первую детскую книжку Рукавичка. Тогда современная интерпретация народной сказки многих оттолкнула — дизайнеры получили десяток отказов от издателей. Зато, будучи изданной, книга не только стала хитом среди читателей, но также получила награды книжных ярмарок в Мюнхене и Братиславе.

Львовяне рассказывают, что с тех пор слово неформат не слышат.

В работе у дизайнеров всегда сразу несколько проектов. Так, сейчас они работают над двуязычным изданием произведения британца Артура Конан Дойла о собаке Баскервилей, создают детскую книгу о моде, а еще придумывают собственные истории. Они скептически относятся к такому понятию, как вдохновение, и главным условием успеха считают труд. “Как говорят старые люди, Бог дает тебе талант, и наибольший грех — погубить его,— говорит Романишин.— Поэтому мы постоянно прыгаем выше головы”.

Сергей Мельниченко, 23 года
Сергей Мельниченко, 23 года
Фотограф

Когда родители потребовали от 18‑летнего Сергея Мельниченко снять пирсинг, пообещав взамен подарить фотоаппарат, они вряд ли предполагали, что всего через пару лет произведения их сына будут висеть в галереях по всему миру. Впрочем, уроженец Николаева Мельниченко также не мечтал о таком успехе.

Сначала он фотографировал людей на улице, а затем стал придумывать концепции съемок, приглашать для участия в них друзей и искать единомышленников в Украине и за рубежом. В 2012‑м Мельниченко присоединился к Украинской фотографической альтернативе, неформальному объединению начинающих и признанных авторов из разных городов страны, принял участие в групповой выставке ее участников и организовал свой первый персональный показ в Украине. Год спустя его работы увидели в Москве, Кракове, Лондоне и Амстердаме. А вскоре резюме пополнилось сольными выставками в далеких Аргентине и Чили.

В активе Мельниченко — несколько серий работ. Одним из наиболее известных стал проект Шварценеггер — мой кумир, для которого художник запечатлел завсегдатаев спортзалов голыми и будто бы наследующими эталонные снимки известного американского актера и политика.

Другая успешная серия — Одиночество. Онлайн. В ней фотограф сопоставил множество изображений обнаженных мужчин, участвующих в видеочатах, и фотографии одиноко стоящих деревьев. На выходе получилась меланхоличная фотокнига о сексуальности и особенностях общения в современном мире. Она была выставлена на престижной ярмарке ViennaPhotoBookFestival и теперь расходится по коллекциям специалистов мира.

Мельниченко не скрывает, что популярность его произведений — результат не только творческого труда, но и многих часов, потраченных на контакты с галереями. В то же время сегодня о работах украинца пишут зарубежные профильные издания, его снимки покупают по €800–900.

“Мне нравится показывать человека. Когда его обнажаешь, он ведет себя по‑другому”,— рассказывает Мельниченко. Он предпочитает фотографировать парней и объясняет, что работа с представителями мужского пола кажется ему более интересной, проходит веселее и проще.

Мельниченко не строит планов на будущее, а ловит момент. Поэтому недавно уехал на год в Китай, где вместе с друзьями-танцовщиками выступает на различных мероприятиях. Впрочем, китайский тур не мешает фотографу участвовать в выставках — лишь за первые месяцы 2015‑го его снимки отобрали для проектов в Чехии и Украине.

Богдана Павлычко, 27 лет
Богдана Павлычко, 27 лет
Глава издательства Основы

У Богданы Павлычко, главы издательства Основы, два любимых занятия — читать книги и их издавать. Четыре года назад она, внучка сразу двух классиков украинской литературы, Павла Загребельного и Дмытра Павлычко, вернулась в Киев после учебы за границей и взялась за дело. Она занялась реанимацией пришедшего в упадок издательства Основы, основанного в 1992 году ее матерью. Когда‑то оно слыло культовым среди интеллектуалов благодаря изданию переводов современной научной литературы широкого интереса, публикацией которой в Украине ранее никто не занимался.

В считаные месяцы Богдана Павлычко превратила Основы в успешное предприятие по производству модных и востребованных книг. Сегодня у нее за плечами несколько десятков коммерчески успешных проектов. А впереди — первый серьезный шаг на пути к международному спеху — поездка на книжную ярмарку во Франкфурте, авторитетную и наиболее масштабную в Европе.

Первой книгой, выпущенной молодой издательницей, стал необычный англоязычный путеводитель по Украине Awesome Ukraine. Павлычко объясняет, что хотела сделать книгу, которая принесла бы ей удовольствие и при этом хорошо продавалась. Так появился остроумный гид по главным фактам, личностям и явлениям из прошлого и настоящего страны.

В 2014‑м книга превратилась в своеобразную франшизу — Основы выпустили книжку об украинской столице Awesome Kyiv. Теперь Павлычко хочет сделать большой цикл о разных городах. “Я думаю, что этот формат можно будет продать на Запад”,— говорит она.

Павлычко, в резюме которой дипломы бакалавра международных отношений и экономики и магистра государственного управления, полученные в престижных вузах Европы, обладает бизнес-хваткой и хорошо чувствует рынок. Так, она занялась выпуском хорошо оформленных книг, за которыми читатели не ленятся идти в магазины.

Еще одним из новых направлений Основ под руководством Павлычко стала необычная детская книга. Например, она выпустила украинский Букварь, иллюстрированный репродукциями картин из Национального музея Богдана и Варвары Ханенко.

Наиболее успешной детской книгой Основ стала Лісова пісня Леси Украинки. В 2014‑м это красочное издание было включено в международный каталог White Ravens, куда попадают лучшие детские книг, выпущенные за год в мире.

Анастасия Топольская, 27 лет
Диджей

Анастасия Топольская, выступающая под псевдонимом dj Nastia,— самый востребованный в мире диджей из Украины. График ее выступлений насчитывает 150–200 вечеринок в год, а география гастролей охватывает Северную и Южную Америку, а также Европу и Азию. Под ее сеты уже танцевали в лучших клубах Ибицы и Берлина. Будущей осенью украинка впервые сыграет в Австралии.

Об уроженке Донбасса Топольской часто пишут ведущие профильные издания мира, которые высоко ценят ее стиль, соединяющий различные направления современной электронной музыки, а также классику танцевальной сцены начала 1990‑х, и хорошо продуманные выступления.

“Мало того, чтобы заставить людей танцевать и чтобы о тебе говорили,— объясняет тонкости своей работы Топольская,— им нужно показать что‑то новое, предложить нечто, чего они еще не слышали”.

Из всех аудиторий, для которых приходилось играть, большего всего ей нравятся латиноамериканская и японская. Первая умеет воспринимать энергетику музыки без претензий, предрассудков и снобизма. В то время как в Стране восходящего солнца все, наоборот, сосредоточены на концептуальности. К выступлениям в Японии украинка готовится особенно тщательно.

Еще одним пространством для эксперимента стал для нее собственный лейбл Propaganda Records. Она создала его, чтобы издавать музыку украинских артистов и оставить материальный след в истории электроники. В продукции лейбла продумана каждая деталь — от дорогих в изготовлении обложек с использованием детских фотографий артистов до непривычного устройства пластинок, предполагающего движение иглы проигрывателя в обратном направлении. Топольская признается, что заработать на таком лейбле невозможно, но ее гонораров от выступлений хватает для развития проекта.

Несмотря на насыщенный график, диджей хорошо помнит даты своих первых выступлений на родине и за границей. Украинский дебют состоялся в 2005‑м в одном из клубов Ивано-Франковска. А первым покоренным зарубежным городом пять лет спустя стал Дюссельдорф.

“Есть еще несколько клубов, где я хотела бы поиграть, и я знаю, что выступлю там”,— утверждает dj Nastia.

Алексей Шмурак, 28 лет
Алексей Шмурак, 28 лет

Композитор, сооснователь и музыкант Ensemble Nostri Temporis, организатор фестиваля современной музыки Гольфстрим

Алексей Шмурак, самый известный за рубежом украинский композитор и музыкальный менеджер молодого поколения, не подчиняется правилам и обстоятельствам, а изменяет их по своему вкусу. Если ему не хватает ансамбля, исполняющего лучшие образцы западной и отечественной современной академической музыки, он создает вместе с единомышленниками собственный. Так в 2007‑м году появился Ensemble Nostri Temporis — регулярно гастролирующий по Европе коллектив, который стал также лабораторией для развития новой музыки в Украине. Сегодня признанные композиторы пишут свои произведения специально для этого ансамбля, а зарубежные музыканты делают с ним совместные программы.

Когда Шмураку не хватает на родине композиторских конкурсов или образовательных программ, он берется за их организацию. В активе этого победителя престижных международных состязаний для создателей музыки есть регулярно проводимые мастер-классы, в ходе которых известные западные авторы делятся с украинцами секретами мастерства.

Если же этот киевлянин чувствует необходимость украсить городские билборды афишами концертов современной классической музыки, он организовывает фестиваль Гольфстрим. Каждые полгода, начиная с 2012‑го, по приглашению Шмурака украинские и зарубежные музыканты на неделю приезжают с концертами в Киев.

Хотя больше всего его увлекает написание музыки. Он автор десятков произведений, созданных для разных инструментов, которые исполняют украинские и европейские музыканты. Причем Шмурак не ограничивается отдельными стилями и жанрами, он экспериментирует с академической и электроакустической музыкой.

“Для меня успех — это постоянное развитие и изменение. Мне близок принцип феникса, когда я полностью сжигаю свою предыдущую систему ценностей и строю новую”,— говорит молодой автор.

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев