IT-индустрия

Лучшие стартапы страны

13 февраля, 2015
НВ представляет топ-7 лучших украинских стартапов по итогам 2014 года 

Украина сегодня — идеальное место для тех, кто привык полагаться на две вещи: математический расчет и удачу. Сродни казино, в котором можно сорвать большой куш или оставить на зеленом сукне все состояние. Наиболее популярное среди игроков поле сегодня — венчурные инвестиции в IT-сфере.

В Украине — одна из наиболее подготовленных армий программистов в мире. По словам Евгения Сысоева, управляющего партнера известной своими начинаниями в сфере венчурных инвестиций компании AVentures Group, в индустрии программного обеспечения в Украине работают порядка 100 тыс. человек. Уже пять лет назад оборот отрасли измерялся несколькими миллиардами долларов. При этом 95 % доходов приходит из‑за рубежа, что говорит о высокой конкурентоспособности наших специалистов.

Но эти преимущества пока еще не реализованы в полной мере. В России за последнее время появилось несколько компаний с оборотом в $1 млрд — например, производитель популярного антивируса Лаборатория Касперского. Украина же пока может похвастаться лишь тем, что на ее рынке действуют десятки компаний с оборотом в $50–100 млн.

Впрочем, Сысоев прогнозирует, что компании уровня Лаборатории Касперского в Украине в ближайшие четыре-пять лет тоже появятся, и поспособствуют этому венчурные инвесторы.

Большинство из существующих сегодня в стране IT-бизнесов развивались в основном за счет собственных средств. Прибыль реинвестировалась, и потому компании росли медленно. Сейчас же многие профильные инвесторы осознали, что в украинские стартапы можно вкладываться на раннем этапе. В результате Украина в 2012–2013 годах стала одним из наиболее динамично развивающихся венчурных рынков Европы: за пять лет — с 2008 по 2013 год — он вырос с $10 млн до $80 млн в год. Политическая ситуация сократила его вдвое, но не охладила интереса венчурных инвесторов, говорит Сысоев.

Два фактора — высокий человеческий потенциал и профессиональный интерес венчурных капиталистов — уже в ближайшее время могут спровоцировать появление среди десятков новых украинских стартапов ряда сверхуспешных проектов с миллиардными оборотами.

НВ опросило ряд экспертов IT-индустрии, чтобы понять, какие из стартапов 2014 года они считают самыми перспективными. В итоге редакция сформировала список из семи проектов, у каждого из которых есть шанс превратиться в первую для Украины компанию мирового уровня и достичь оборота в $1 млрд.

.

.

Список экспертов

Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

Эвелин Бучацки, ментор TechStars

Андрей Колодюк, председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации международных инвесторов и венчурных инвестиций

Дмитрий Гадомский, адвокат компании Юскутум

Ищенко Максим, глава DOU.ua

Максим Яковер, основатель и СЕО Часопис

Илья Кенигштейн, управляющий партнер ИК Hybrid Capital

Ярослав Кологривов, заместитель генерального директора научного парка Киевская политехника

Денис Довгополый, управляющий партнер BVU Group

Branto видно все
Branto видно все

В ближайшее время в жизни двух днепропетровских разработчиков — Макса Метца и Николая Богуна — должен произойти решающий поворот. Насколько он будет крут, зависит от того, сумеют ли партнеры собрать $500 тыс. для производства и продвижения своего оригинального гаджета Branto стоимостью $399.

Branto выглядит как шар и оборудован вращающейся HD-видеокамерой с углом обзора в 360°. Связав гаджет со смартфоном, его владелец сможет следить за всем, что происходит в доме, из любой точки земного шара, где доступен интернет. И делать это в любое время суток — в камере есть функции ночного видения и встроенные датчики движения.

Branto не только видит, но и может удаленно контролировать все домашние приборы, а также освещение, кондиционирование, наблюдать за детьми и животными.

Интересно, что гаджет, помогающий “общаться” с целым домом, делают люди, не склонные к общению. НВ так и не смогло поговорить с создателями Branto — те оказались слишком заняты. Не пошли на контакт днепропетровцы и с Эвелин Бучацки из бостонского бизнес-инкубатора TechStars.

Бучацки вспоминает, как просила Метца приехать в Киев, чтобы пообщаться на предмет возможных инвестиций. Тот ответил: “Сильно занят”. “Я была удивлена: как правило, владельцы [компаний] все бросают и бегут встретиться со мной, потому что знают: TechStars — один из лучших инвестиционных фондов”,— рассказывает она.

Такое поведение не означает, что разработчикам не нужны деньги. Как раз сейчас они вышли на американскую краудфандинговую платформу Kickstarter, где происходит сбор пожертвований для реализации всевозможных творческих и технических фантазий. Таким способом Метц и Богун хотят собрать $500 тыс. Сумму в $110,5 тыс. им уже пожертвовали.


kickstarter.com
kickstarter.com


Теми, кто вкладывается в украинский стартап, движет практический интерес — чтобы получить прибор одним из первых, нужно пожертвовать всего от $299, то есть получить его со скидкой в $100 от номинальной цены.

Для таких гаджетов это невероятно дешево.

“Раньше все эти приборы для умного дома стоили огромных денег — как само оборудование, так и его установка,— говорит Илья Кенигштейн, управляющий партнер венчурного фонда Hybrid Capital.— Это могли позволить себе самые обеспеченные люди. С приходом гаджетов, аналогичных Branto, умный дом стал доступен абсолютно всем”.

Competera продаст все

Идея этого стартапа — создать продукт, позволяющий торговым онлайн-площадкам устанавливать более эффективные цены. Competera сканирует порталы интернет-магазинов, накапливает информацию о стоимости товаров и условиях продажи, позволяя выбрать правильную маркетинговую политику и установить конкурентные цены. Торговые площадки могут купить доступ к этому программному обеспечению и сопровождение за абонплату, что позволит им устанавливать и корректировать цены на свои товары и услуги в зависимости от конъюнктуры рынка.

“До сегодняшнего момента интернет-магазинам было сложно построить правильное ценообразование”,— говорит сооснователь Competera Александр Галкин. Онлайн-продавцам приходится держать большой отдел маркетинга и тратить много времени на сбор информации о конкурентах и на расчет цен. Ведь в сети сейчас предлагается множество товаров и услуг, начиная от вызова такси и заканчивая продажами 3D-принтеров.

В будущем положение дел лишь усугубится. В ноябре Украинская ассоциация директ-маркетинга опубликовала свое первое исследование объема онлайн-продаж товаров в Украине. Оказалось, что рынок электронной коммерции вырос за пять лет в четыре раза: за прошлый год в стране с помощью интернета продали товаров на сумму свыше $1 млрд.

Программа Competera позволяет максимально упростить процесс ценообразования. “У нас все это происходит автоматически”,— уверяет Галкин.

Сервис уже работает — сейчас партнеры привлекают средства на его развитие. И обещают активно предлагать свою программу в США, Великобритании и Канаде.

Kwambio: 3D-принтер для чайников
Kwambio: 3D-принтер для чайников

Стартап Kwambio — это программное обеспечение, позволяющее легко закачивать с телефона или ноутбука файлы в 3D-принтер. Вокруг такого сервиса разработчики — группа украинских программистов — построили целую платформу, на которой любой дизайнер может легко открыть собственную торговую точку и продавать через нее свои 3D-модели. Покупатель получит электронный слепок и может превратить его в реальную вещь с помощью 3D-принтера. “Дизайнеры могут предлагать свои продукты владельцам 3D-принтеров по всему миру”,— поясняет Владимир Усов, исполнительный директор и основатель проекта Kwambio.

Преимущество продукта — в простоте работы с ним. Мол, сейчас распечатать вещь на 3D-принтере нелегко — нужно перевести файл исходной модели в необходимый формат, потом загрузить его в софт принтера и надеяться, что все пройдет гладко. “Но обычно все проходит не очень, и вы получаете кусок пластика вместо красивой вазы”,— смеется Усов. С Kwambio все будет иначе. “Мы не даем скачивать файлы, а вместо этого посылаем их через зашифрованный протокол прямо на принтер. Так что пользователь может не мучиться с различным программным обеспечением и форматами файлов, а просто нажать Print”,— рассказывает он.

С другой стороны, дизайнеры могут не бояться, что их файлы украдут. Кроме того, они также получают возможность зарабатывать не с продажи файлов, а торгуя реальным продуктом.

Сервис Kwambio Усов и Ко запустили в октябре 2014‑го. Разработчики ориентируются на рынки США и Великобритании, где, по словам основателя проекта, больше всего владельцев 3D-принтеров.

В скором времени площадка станет доступна для пользователей по всему миру, у которых есть в распоряжении подобное устройство. На первых порах сервис работает бесплатно, затем предложит пользователям платить за уникальные товары: 70 % — дизайнеру и 30 % — платформе.

На украинском конкурсе стартапов IDCEE-2014 проект Kwambio получил главный приз — €15 тыс. и билет на конференцию U-Start в Милане. Кроме того, у проекта уже полгода есть инвестор: одесская компания, которую Усов не называет, вложила в стартап $500 тыс.

Coopertino VOX: музыка их связала

VOX — это музыкальный плеер для Mac OS, разработанный украинскими программистами Иваном Абламским и Петром Бондаревским из компании Coopertino. Изначально они хотели создать универсальный проигрыватель музыкальных файлов, но позже решили переориентировать продукт на тех, кто активно слушает музыку и привык хранить свои многочисленные аудиофайлы в так называемых облаках, чтобы иметь к ним доступ с разных устройств. Разработка значительно облегчит доступ к таким музыкальным файлам, позволяя прослушивать их прямо со смартфона. Кроме того, разработчики обещают пользователям существенно более высокое качество музыки и навигации по интерфейсу.

Бондаревский говорит, что решения, которые есть сейчас,— сервисы Spotify, iTunes — удовлетворяют нужды 80 % всех пользователей в мире. “Мы поставили цель добраться до оставшихся 20 %”,— рассказывает сооснователь VOX.

В первую очередь речь идет о потребителях из развитых стран. “Быть требовательным к качеству музыки могут себе позволить жители государств, где средний доход на душу населения довольно высокий”,— замечает Бондаревский.

VOX интегрируется с популярными музыкальными сервисами — SoundCloud, Deezer, Spotify, Rdio, Grooveshark, Jamendo и Aupeo. Команда Coopertino задумывается об индивидуальной работе с музыкантами и уже провела переговоры с диджеями Deeb и London Eleсtricity, а также с известными исполнителями Moby и ATB. Недавно консультантом компании стал один из создателей знаменитого плеера Winamp Дмитрий Болдырев.

Программа VOX уже достигла уровня в более чем 600 тыс. загрузок на Mac App Store.

Об инвестициях в проект заявили украинские компании AVentures и TA Venture Виктории Тигипко, а также основатель известной IT-компании Ciklum Торбен Майгаард.

Petcube: куб любителей животных
Petcube: куб любителей животных

Двигателем прогресса может быть что угодно — например, щенок. Для 26‑летнего Александра Нескина, директора по технологиям компании Petcube Inc., любовь к своему песику Рокки стала толчком для создания собственного бизнеса.

Все началось с того, что Нескину не на кого было оставить щенка. И он смастерил робота, который играл с любимым питомцем с помощью лазерной указки.

Идея показалась перспективной, и он решил вместе со своими друзьями-сверстниками Андреем Кленом (теперь — креативный директор проекта) и Ярославом Ажнюком (исполнительный директор Petcube) положить ее в основу стартапа.

Осенью 2012 года друзья создали компанию, которая разработала устройство Petcube Camera — небольшой куб, оснащенный веб-камерой, динамиками, микрофоном и лазерной указкой. Куб через интернет связывается со смартфоном владельца. Последний получает возможность наблюдать за домашними питомцами, подавать команды и играть с ним, перемещая указку.

На первых порах друзья вложили в разработку устройства собственные средства — порядка $40 тыс. А затем привлекли еще $70 тыс. “ангельских инвестиций” от компании SOSVentures и “бизнес-ангела” Семена Дукача. Дальше — больше: партнеры получили предзаказ на сумму более $250 тыс. с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter.

Устройство Нескина и его друзей ориентировано в первую очередь на огромный американский рынок. В США на домашних питомцев, не считая расходов на их питание, ежегодно тратится до $9 млрд. Для животных, которых не с кем оставить, нанимают сиделок или, на худой конец, оставляют их один на один со включенным телевизором. Неудивительно, что Petcube Camera пришлась по вкусу американцам. Об идее украинцев рассказали многие ведущие американские СМИ, в частности камеру показали в популярном Today Show на канале NBC.

К настоящему моменту компании, в которой работают всего 24 человека, удалось продать более 3 тыс. устройств, каждое стоимостью $199. “За два года мы научились производить Petcube Camera. Наша ближайшая задача — наладить его дистрибуцию и продажи”,— говорит Ажнюк.

Простого увеличения продаж партнерам мало. Их среднесрочная стратегия направлена на построение сообщества людей, в котором одни любят играть с животными, а вторые готовы предоставить для этого в открытый доступ как своих питомцев, так и камеры. И чтобы присоединиться к этой группе, достаточно просто скачать специальное приложение. “Мы строим социальную сеть, такой себе Instagram для владельцев домашних животных,— поясняет Ажнюк.— Это будет своеобразная видеоигра, только с реальными животными”.

В Petcube верят, что такой подход изменит всю индустрию товаров и услуг для домашних животных.

Метнулись кабанчиком
Метнулись кабанчиком

Можно ли построить бизнес с годовым оборотом в 10 млн грн, имея первоначальный капитал в 90 грн? Построить — нет, но запустить — вполне возможно. Доказано 28‑летним Романом Киригетовым и его другом Александром Юрьевым. Оба родом из Белой Церкви, оба учились в Национальном авиационном университете.

В мае 2012‑го Киригетов наткнулся на американский сайт TaskRabbit.com. Это интернет-площадка, где исполнители всевозможных услуг — ремонт, уборка, доставка, выгул собак — предлагают свой сервис, а заказчики выбирают приемлемую для них стоимость и условия выполнения. Отзывы клиентов служат визитной карточкой исполнителей.

Киригетов решил создать подобный ресурс в Украине. В июле 2012‑го его партнер Юрьев взялся за разработку портала, который друзья назвали Метнись кабанчиком, использовав сленговое выражение, обозначающее требование сделать что‑то быстро.

В сентябре того же года портал вышел в публичный доступ. Вот тогда и понадобились первые инвестиции в 90 грн — чтобы купить домен.

Свою новинку ребята рекламировали через соцсети. Неплохо помог остроумный нейминг.

К тому времени Киригетов и Юрьев еще были наемными работниками и смогли с зарплат за четыре месяца отложить около $5 тыс. Эти средства пошли на продвижение продукта.

А дальше, в январе 2013‑го, ребята вышли с презентацией на бизнес-инкубатор Eastlabs миллиардера Виктора Пинчука. Привлекли еще $20 тыс.

К этому времени Метнись кабанчиком добрался до уровня в 50 заказов в месяц, и каждый квартал практически утраивал результаты.

Заработок разработчиков составлял до 10 % от суммы заказа. Платит эту комиссию исполнитель.

В начале 2014 года для расширения бизнеса партнеры привлекли еще $60 тыс. от четырех инвесторов. Теперь через портал ежемесячно проходит более 3 тыс. заказов. Средний чек — 250 грн. На Метнись кабанчиком зарегистрированы свыше 2,3 тыс. человек, готовых к выполнению самых разных услуг. Ежегодный оборот сервиса достиг 10 млн грн. А это значит, что доход партнеров — примерно 1 млн грн.

Киригетов и Юрьев полгода назад запустили своего “кабанчика” в Харьков и Днепропетровск. В марте 2015‑го собираются “метнуться” в Россию, Казахстан, Беларусь. Почему не в Европу? “Такой сервис хорошо себя зарекомендует там, где есть бардак в сфере услуг”,— поясняет Киригетов.

Илье Кенигштейну, управляющему партнеру венчурного фонда Hybrid Capital, нравится дух и мысль описываемого стартапа. Но вот идти с ним в зарубежье он не рекомендует. Мол, лучше быть № 1 в стране, в которой живет 45 млн человек, чем потратить огромные бюджеты там, где ты совершенно не ориентируешься. “Я бы на их месте подумал перевести сервис на английский язык. Экспаты пользовались бы”,— считает Кенигштейн.

Looksery сделает лицо

Сделали селфи — снимок самого себя с помощью фронтальной камеры смартфона, но остались недовольны своим лицом? Поможет стартап Looksery. Визитной карточкой проекта является одноименное бесплатное приложение для смартфонов. Оно помогает снимать видео или делать фотографии-селфи, на которых их авторы будут выглядеть куда привлекательней, чем в реальной жизни. Например, Looksery сделает лицо худым, увеличит глаза, изменит их цвет и поможет записать десятисекундный видеоролик самого себя в таком откорректированном виде. Пользователь может поступить еще кардинальней — заменить себя на говорящего кота, панду или зомби.

За этим забавным и вроде бы бесполезным приложением кроется сложная математическая модель и не менее сложная футуристическая бизнес-идея.

Сооснователь проекта Виктор Шабуров обратил на эту идею внимание во время олимпиады для программистов и математиков, которую он спонсировал в Одессе. Молодые разработчики, среди которых был его будущий партнер Юрий Монастыршин, решили улучшить изображение, которое дает фронтальная камера смартфона. Как правило, на селфи люди выглядят толще.

В результате команда программистов научилась выделять лицо, отслеживать его мимику и менять ее в реальном времени. И сделала приложение для смартфона — исключительно с целью продемонстрировать возможности этой технологии. Сейчас под кураторством Шабурова дело двинулось дальше — Looksery разрабатывает видеомессенджер, с помощью которого можно будет передавать не только слова, но и эмоции.

Шабуров — известный в мире IT-бизнеса предприниматель. Именно он создал компанию по разработке программного обеспечения для мобильных устройств SPB Software. В 2011 году российский Яндекс выкупил его детище за $38,4 млн. Также в портфолио Шабурова — ресурс Handster для обмена приложениям. Его, по данным Forbes, выкупила за $10 млн норвежская компания Opera.

В Looksery предприниматель вложил порядка $1 млн.

Какими бы инновационным ни было приложение для смартфонов, созданное Монастыршиным, главная цель проекта — продать свои идеи бизнесу.

Сейчас команда Looksery уже имеет патенты на десять технологий, которые Шабуров предлагает разработчикам смартфонов и представителям индустрии красоты. С их помощью, к примеру, можно показать, как станет выглядеть лицо клиента после операции или в результате использования косметических средств. А также передать видео, на котором лицо будет выглядеть четко, а фон — размыт, из‑за чего размер файла уменьшается до 53 %.

“Люди не готовы, чтобы их видели такими, какие они есть. Мы помогаем им немного улучшить себя”,— резюмирует суть Looksery Юлия Красненко, директор по маркетингу и развитию стартапа.

.

.

Авторы: Андрей Юхименко, Олег Гавриш, Александр Пасховер

Фото: Наталья Кравчук, DR

новое время

Материал опубликован в №4 журнала Новое Время от 6 февраля 2015 года

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев