18 октября 2017, среда

Как Ryanair над Борисполем

комментировать
Ситуация с отказом лоукостера Ryanair в выходе на украинский рынок выглядит так, словно отечественные чиновники ведут нас если не в ад монополии одного перевозчика, то точно не в светлое будущее дешевых перелетов

Я не знаю, “зрада” это или “перемога” — то, что крупнейший лоукостер Ryanair отказался от планов зайти в Украину. Но свое мнение по этому поводу я хотел бы сформировать, исходя из политики собственности государственного аэропорта Борисполь.

Во внушительной многоэтажке Мининфраструктуры за мои, налогоплательщика, деньги сидит достаточное количество чиновников, которым я делегировал управление транспортными госпредприятиями, в том числе и формулировку политики собственности — зачем я владею аэропортом. Но политики собственности нет. Есть мнение министра, который “за” приход в Борисполь лоукостеров, и мнение руководителя аэропорта, который считает: нужно развивать его как хаб, и спрашивать с него будут за прибыль предприятия, а не за появление в нем знаковых авиакомпаний.

Кроме формулирования политики собственности, я хотел бы, чтобы у Борисполя был независимый набсовет, состоящий в том числе и из зарубежных специалистов с опытом работы в крупнейших международных аэропортах — таких, как Хитроу, Джона Кеннеди или Шарля де Голля. Думаю, их опыт нам бы очень пригодился в переговорах с авиакомпаниями.

Несмотря на снижение сборов, новый лоукостер не пришел, и скидкой воспользовались компании, которые уже летают

Но поскольку у Борисполя нет политики собственности и набсовета, который смог бы мне компетентно объяснить, нужно ли нам соглашаться на условия Ryаnair, я не знаю, “зрада” это или “перемога” — отказ от сотрудничества с этим лоукостером.

Однако, пролистав за последние несколько дней с дюжину статей, десятки постов и сотни комментариев в социальных сетях на тему “Ryanair отказался выходить на украинский рынок”, я могу сказать, что кое‑что я все же знаю.

Из теории корпоративного управления я знаю, что функции регулятора (устанавливает тарифы и правила игры) и собственника госпредприятия должны быть разделены. Сейчас Минифраструктуры является собственником Борисполя и его регулятором. При этом оно делегировало часть функций регулятора регулируемой компании, предоставив возможность по своему усмотрению устанавливать скидки перевозчикам.

Также я знаю, что уже несколько лет как задекларирован план создания Национальной комиссии по регулированию транспорта, но не вижу реальных шагов по созданию такого независимого регулятора.

И еще я знаю, что для привлечения лоукостера 13 июня были снижены на $ 4 аэропортовые сборы. 25 июня аэропорт установил рекорд — обслужил 39,6 тыс. пассажиров, а это более 4 млн грн недополученных доходов от аэропортовых сборов только за один день. Несмотря на снижение сборов, новый лоукост не пришел, и скидкой воспользовались компании, которые уже летают, получив возможность повысить собственную рентабельность. Больше других от этого выиграл один не очень любимый пассажирами перевозчик, занимающий доминирующее положение на рынке.

Еще я узнал, что этот же перевозчик получает дополнительные скидки за количество пассажиров. С одной стороны, логично: чем большую выручку приносит клиент, тем меньше он платит за единицу услуги. Вот только разница, по словам руководителя Борисполя, может составлять до $ 10 за одного пассажира. Рационально ведущая себя компания с доминирующим положением на рынке будет использовать это финансовое преимущество для ограничения входа на рынок новых игроков. Насколько обоснованна тарифная политика аэропорта и Минифраструктуры, создающая такие стимулы?

С учетом описанных выше наблюдений, даже если верить в искренность благих намерений наших транспортных чиновников, все выглядит так, словно они ведут нас если не в ад монополии одного перевозчика, то уж точно не в светлое будущее дешевых перелетов.

Внедренные меры пока не показали эффективности в привлечении новых авиакомпаний, но уже привели к потерям от сборов. Несогласованность и изменчивость публичной позиции Мининфраструктуры и руководства Борисполя на протяжении переговоров вызывали недоумение. А на фоне последовательной и продуманной позиции Ryanair — также досаду и неуверенность: тем ли людям я делегировал управление своей собственностью — госпредприятием? Заслуживают ли они своей заплаченной из моих налогов зарплаты?

Но надежда есть. Возможно, выходом станет запланированная правительством передача аэропорта в концессию. Вряд ли будущий арендатор будет заинтересован в дальнейшем простое терминалов B и F. Лишенный в своей деятельности политических мотивов, ведомый желанием максимизации прибыли, уверен, он найдет способ привлечь в них новые авиакомпании.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 14 июля 2017 года. Републикация полной версии текста запрещена

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.