8 декабря 2016, четверг

Зачем Валерий Лобановский водил футболистов на кладбище и в театр

комментировать
telegraf.com.ua

"Лобановский очень любил устраивать для команды мероприятия вроде походов в кино или театр, экскурсии всякие. Он был человеком интеллигентным и эрудированным"

В комнатках с фанерными перегородками в Царскосельском лицее стоят два советских футбольных тренера

Декабрь 1978 года. Главный тренер киевского Динамо, Валерий Лобановский и такой же главный тренер ленинградского Зенита Юрий Морозов любуются скромным убранством императорского Царскосельского лицея, основанного по приказу Александра I в 1810 году, для обучения детей дворян. Как их позже назовет Александр Пушкин – «Первое непоротое поколение». До этого учеников в России пороли, даже дворян.

«Здесь жили Пушкин, Чаадаев, Горчаков, - изумляется и восхищается Лобановский. - Ничего, смотрите, жили. А у меня футболисты сразу трехкомнатную квартиру просят».

И трехкомнатными квартирами и машинами и международной карьерой своих подопечных Лобановский все же обеспечил не хуже чем Александр I «непоротое поколение» русского дворянства.

В ту зиму с декабря 1978-го по январь 1979-го Лобановский совершил, еще по меньшей мере одну важную «экскурсию». Он посетил в больнице своего большого друга народного артиста СССР, Олега Борисова, - знаменитого Свирид Петровича Голохвастова, инженера Гарина и гения прочих выдающихся ролей в кино и театре.


Олег Борисов, большой фанат киевского Динамо
Олег Борисов, большой фанат киевского Динамо


40-летнего тренера киевского Динамо и 50-летнего актера Большого драматического театра связывала общая любовь. Борисов любил футбол, и болел за Динамо (Киев). Лобановский любил искусство и начиная с 1973 года традиционно проводил свой зимний отпуск в Ленинграде, где нередко, сын Борисова, Юра проводил для гостя из солнечной Украины экскурсии, водил в театр и т.д.

И вот у Лобановского незапланированная экскурсия в больницу к Борисову. В своем дневнике «ленинградский пациент» довольно ярко описал этот визит своего друга, большого театрала и любителя «осетрины по-монастырски». Разумеется только первой (она же и последней) свежести»

Вот этот, как мне кажется идеально описанный портрет Лобановского всего лишь в 820 слов из Дневника Олега Борисова.

6 января 1979 года. 

«Ко мне в больницу приходил Лобановский Котеночек, как его называет супруга. У него есть и другое прозвище — Шампусик. По количеству выпитого шампанского у камина, я думаю, Шампусику равных нет. Ни одна печень в мире не смогла бы этого выдержать.

Удивительно, что за те годы, пока я веду дневник, я еще ничего не написал о своем лучшем друге. Наверное, оттого, что футбол — не в основном фарватере, о футболе — всегда успеется. Но ведь и сам Василич (я буду его называть так) никогда не попадал в основной фарватер, всегда был сам по себе. Я увидел его в первый раз на «Динамо». Зашел к Базилевичу в раздевалку: все футболисты, их подружки, бездельники-журналисты «точили лясы». Не было только Лобановского. Он сидел в автобусе на заднем сидении. С книжкой. Нас познакомили, но от книжки он оторвался ненадолго. После этого я увидел его уже в Донецке: они с Базилевичем там заканчивали играть. На матч с «Шахтером» приехало киевское «Динамо», откуда их год назад отчислил Маслов.

У Базилевича была кличка Штангист — он умудрялся попадать в штангу из положений, когда любой другой бы забивал; зато забивал — и часто! (Олег Борисов)

У Базилевича была кличка Штангист — он умудрялся попадать в штангу из положений, когда любой другой бы забивал; зато забивал — и часто! — из положений самых немыслимых. У Лобановского — в те годы, когда он играл, — кличка Балерина. Он подолгу «водился» с мячом, плел паутину. Его финты, «сухие листы», угловые пытались повторить во всех киевских дворах. Оба играли в аритмичный футбол, оба были футбольные гении, индивидуалисты от Бога. Об аритмии я только начинал задумываться. Что-то интуитивно чувствовал, но объяснить научно, с демонстрацией синусоид и кривых мне смог Лобановский. К тому времени у него, как на рентгене, начинало просвечиваться серое вещество, вскипающее в коре головного мозга. В Донецке в 1967 году этот мозг, уже отяжелевший и мешавший ему играть в футбол, заработал в новом для него направлении. На игру против Маслова вышло четыре форварда: Лобановский, Базилевич и еще двое из «Шахтера», которых я не помню. Четыре форварда против чемпиона, лучшей команды страны, победившей «Селтик», — неслыханная дерзость! Но Василич, который и убедил тренера сыграть этот вариант, все просчитал: «Основное оружие Киева — полузащита. Так? (Это междометие он любит употреблять до сих пор.) Полузащита — Сабо, Мунтян, Медведь. Но кто такой отдельно взятый Медведь? Спрашивается, кто? (Выдерживается пауза.) Линейный игрок! Организаторские функции выполняют только Биба и Сабо. Их и нужно закрыть. Так? А Медведь пусть бегает свободным...» Журналист Галинский подробно описывает эту установку в своей книге «Не сотвори себе кумира». Ее мне Василич в свое время презентовал, при этом добавив: «У этой книги правильное название. Программное». Так я впервые услышал от него это слово...


Слева от Лобановского сидит его друг народный артист СССР Олег БорисовСлева от Лобановского сидит его друг народный артист СССР Олег Борисов


Начиная с 73-го года он каждую зиму приезжает в Ленинград на каникулы. Приезжает «совершенствоваться». И даже в каникулы выполняет программу, которую составляет для себя сам. Утром бегает вокруг гостиницы «Ленинград» (в ней он любит останавливаться), днем его Юра образовывает по части музеев, потом у них партия в шахматы, вечером — обязательное посещение БДТ. (Цель — пересмотреть весь репертуар — давно перевыполнена. В тот день, когда в БДТ выходной, идет в МАЛЕГОТ слушать «Евгения Онегина», но выдерживает недолго: не находит идеи.) После спектакля — неизменный ужин в «Садко». Выполняет программу даже тогда, когда подается его любимое блюдо: «осетрина по-монастырски». У нас текут слюнки, льется водочка, но его мозг работает. Чуть расслабляется он только к двум часам ночи, когда на сцену выходят цыгане. В свой первый приезд просит посодействовать команде «Динамо» попасть на спектакль «Три мешка сорной пшеницы». Достает календарь игр на следующий сезон и бронирует двадцать пять мест за полгода вперед. Мне это приятно, но все-таки сомневаюсь: нужно ли это всей команде? спектакль тяжелый, длинный, у них заболят ноги и... они проиграют «Зениту».

Просит посодействовать команде «Динамо» попасть на спектакль «Три мешка сорной пшеницы». Достает календарь игр на следующий сезон и бронирует двадцать пять мест за полгода вперед. Мне это приятно, но все-таки сомневаюсь: нужно ли это всей команде? спектакль тяжелый, длинный, у них заболят ноги и... они проиграют «Зениту». (Олег Борисов)

«Все будет по программе, — последовал ответ, который можно было предвидеть. — Мы в этот день дадим на ноги нагрузку поменьше». Через полгода точно в назначенный день команда в строгих костюмах и галстуках, когда зрители уже расселись на местах, появляется в партере. (С костюмами — абсолютное помешательство! У него есть один, «счастливый», который в день игры ему привозят из химчистки. Он его надевает в шесть часов — и направляется на игру. Если игра проигрывается, все равно в следующий раз — тот же костюм, из той же химчистки.) В зале аплодисменты. Еще бы — чемпион страны и обладатель Кубка кубков в полном составе! Антракт затягивают на полчаса: у команды — режим, она ужинает за кулисами. Случайно слышу реплику одного из игроков: «Ну и кому это нужно? Тренера (ударение, конечно, на «а») хотят свою образованность показать!» Пересказываю это Лобановскому. Он смеется: «А что ты хотел? Все понять с первого раза им трудно. Надо будет еще раз сводить, в следующем году. (В слове «понять» упорно делает ударение на «о». Сколько я ни намекал...) Зато Веремеев, — продолжал он, — после спектакля попросил разрешения не автобусом до гостиницы добираться, а пешком. Спектакль его так потряс, что он не захотел ни с кем разговаривать. Всю ночь не спал, и в игре с «Зенитом» после первого тайма я его заменил».

Теперь в больницу Василич принес график бега. Разработал специально для меня — легкая трусца! Все высчитал по секундам с учетом даты и времени моего рождения, биоритмов. Вот выйду отсюда, куплю секундомер и побегу. Нужно жить по программе — пора бы это на старости лет понять!»



Игра ветеранов советского футбола в котором 41-летний тренер киевского Динамо, Валерий Лобановский продемонстрировал свой высший класс (1980 г)

P.S. Из воспоминаний вратаря днепропетровского Днепра Леонида Колтуна:

«Лобановский очень любил устраивать для команды мероприятия вроде походов в кино или театр, экскурсии всякие. Он был человеком интеллигентным и эрудированным, стремился и подопечным привить тягу к прекрасному. Так вот, перед игрой с «Динамо» пошли мы всей командой на фильм «Всадник без головы». А затем нам киевляне «оторвали голову» на поле — 5:2! После этого Лобановский нас больше в кино не водил. А вот на кладбища возил периодически. Особенно на Новодевичье в Москве, когда мы приезжали туда играть с местными командами. Знали его как свои пять пальцев, сами могли экскурсии проводить. Зачем нас туда водили? Ну вот была такая традиция — почтить память знаменитых деятелей культуры и искусства, возложить цветы к их могилам».

В 1972 году, главный тренер аутсайдеров чемпионата СССР, днепропетровского Днепра, 33-летний Валерий Лобановский вывел свою команду на игру с чемпионом киевским Динамо. По ходу игры Днепр вел со счетом 0:1. Но в итоге проиграл 2:1. Победный гол за киевлян забил 19-ти летний Олег Блохин.



Для тех, кто забыл

Валерий Лобановский: главный тренер ФК Днепр (Днепропетровск) - 1969-1973 гг. В 1971-м вывел команду в высшую лигу.

Главный тренер Динамо (Киев) - 1974-1982 гг., 1984-1990 гг., 1996 - май 2002

Обладатель Кубка Кубков 1975, 1986 гг., Суперкубка УЕФА - 1975-го. Шестикратный обладатель Кубка СССР (1974, 1978, 1982, 1985, 1987, 1990 гг). Восьмикратный чемпион СССР (1974, 1975, 1977, 1980, 1981, 1985, 1986, 1990 гг.). Трехкратный обладатель Кубка Украины (1998, 1999, 2000 гг.). Пятикратный чемпион Украины (1997, 1998, 1999, 2000, 2001 гг.). Воспитал трех обладателей Золотого мяча. Награда вручаемая лучшим игрокам Европы: 1975 год – Олег Блохин; 1986 год – Игорь Беланов, 2004 – Андрей Шевченко. Очевидно, в ближайшее время никому на постсоветском пространстве не удастся повторить этот рекорд и даже приблизится к нему.

Лобановский возглавлял сборную СССР в 1975-1976 гг., 1982-1983 гг., 1986-1990 гг. На чемпионатах мира 1982, 1986 и 1990 гг. Под его руководством сборная СССР становилась бронзовым призером Олимпийских Игр 1976-го и серебряным призером чемпионата Европы 1988-го. Всего - 77 матчей (42 победы, 19 ничьих, 16 поражений).

Тренировал сборные ОАЭ (1990-1993 гг.) и Кувейта (1994-1996 гг., третье место на Азиатских играх). С января 1998 по декабрь 2001 гг. - главный тренер сборной Украины.

7 мая 2002 года под финал матча динамовцев с запорожским Металлургом у Лобановского - обширный инсульт на фоне высокого кровяного давления.

Карета Скорой помощи увезла его прямо во время игры. 13 мая Валерий Васильевич умер.

На его похороны собралось более 150 тыс человек. Это вероятно тоже, печальный, посмертный рекорд футбольного гения Украины.

В декабре, в Киеве, Краснозвездный проспект, что соединяет Голосеевский и Соломенский районы был переименован в проспект Валерия Лобановского. С чем всех нас и поздравляю. Особенно жителей этого проспекта.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.