Когда наступит завтра. Пять сценариев развития российско-украинского кризиса

Кризис вокруг Украины встряхнул почти весь мир (Фото:Коллаж НВ)
Уже третий месяц подряд Украина живет на тонкой грани между миром и вторжением со стороны РФ. Первая содержательная международная публикация о том, что Россия перебрасывает к украинской границе мощную военную группировку, появилась 30 октября прошлого года в американской газете The Washington Post.
В тот момент украинские власти публично не отреагировали на эту информацию. Ведь только за полгода до того, весной 2021-го, страна уже сталкивалась с такой угрозой, — и тогда россияне отвели войска. Да и отечественная разведка, согласно тогдашнему заявлению Совбеза, не подтверждала фактов какой-либо необычной активности на границе.
Тем не менее, зимой Украина перешла в режим постоянного ожидания неприятностей со стороны РФ. Данные разведки, официальные заявления западных партнеров и многочисленные публикации авторитетных СМИ указывали на одно: Москва сконцентрировала 130 тыс. военных и множество техники рядом с границей и в аннексированном Крыму.
Кроме того, Кремль начал вести себя крайне агрессивно на дипломатическом уровне, требуя от НАТО и США «гарантий безопасности», и попытался предотвратить вступление Украины в Альянс.
Более того: РФ начала шантажировать ЕС поставками сибирского газа, а ее союзник Александр Лукашенко, белорусский диктатор, предложил разместить у себя российское ядерное оружие и заверил, что выступит на стороне Москвы против Киева и коллективного Запада.
Так кризис, казавшийся локальным, встряхнул почти весь мир.
Дипломатические и разведывательные ведомства десятка стран — от США и Канады до Польши и стран Балтии — вошли в формат нон-стоп-работы, чтобы вовремя реагировать на маневры Кремля. Свои заявления в поддержку Украины сделали даже такие далёкие страны, как Япония. А геополитическое напряжение привело к падению европейских биржевых индексов.
«Они [россияне] хотят, чтобы Украина и мир забыли о Крыме. Они его оккупировали и поддержали сепаратистов на Донбассе, — обнародовал собственную версию причин обострения президент Владимир Зеленский в интервью The Washington Post. — Они будут готовы отдать нам Донбасс, если мы забудем о Крыме. Но Крым никто не забудет.
Впрочем, стратегия Москвы, как свидетельствует проведенный НВ опрос экспертов, несколько сложнее. Она содержит много параметров — Донбасс, Крым, отношения Украины с НАТО и ЕС, собственные отношения России с Западом, рынки энергетики и финансов, а также недовольство Кремля политикой Грузии и Молдовы.
«Россия боится, что Украина неотвратимо ускользает с орбиты Москвы», — уверен Стивен Пайфер, экс-посол США в Киеве.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.